Биологическое и социальное в структуре личности

Понимание природы личности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности человека. В понимании сущности этого вопроса о соотношении биологического и социального имеются разные подходы. Так, сторонники биогенетического подхода считают, что ведущую роль в развитии личности играют биологические процессы созревания организма, что основные психические ее свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.

Американский психолог начала XX в. С. Холл основополагающим законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции»; согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза, повторяя в свернутом виде такие стадии развития человеческого общества, как собирательство, охота и т.д.

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой конституционной психологии. Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальными влечениями.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, челове к, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда служит теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).

Согласно теории ролей общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

Одним из направлений в разработке психологии личности является «Теория поля», предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно его концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремления, намерения и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства».

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия его жизни.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.

1. Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (амер. психолог Э. Эриксон и др.).

2. Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.).

3. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюлер, А. Маслоу и др.).

По существу, и биологизаторские и социологизаторские теории не могли ответить на вопрос: как соотносится биологическое и социальное в структуре личности? Предпринимались попытки объяснить место биологического и социального с позиции «двух факторов», сущность которых заключалась в попытке механического соединения влияния биологических и социальных факторов, параллельного, не пересекающегося их воздействия на формирующуюся личность.

Современная психология считает, что личность биосоциальна. Вся ее психическая деятельность определяется единством обоих факторов, взаимодополняющих и опосредующих друг друга.

Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и пр.), безусловно, устанавливают некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности. Известно, что при наличии одного и того же врожденного свойства нервной системы в разных условиях могут быть сформированы различные личностные свойства. Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению социального опыта. Поэтому биологическое в структуре личности надо рассматривать как социально обусловленное. Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно принципиальное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и ее деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: