Слово «личность» в западных - английском, французском, немецком - языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от которого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство»1.
Это послужило основанием для представлений о том, что «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого окружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.
Согласно этой теории, человек может в семье играть роль сына, в школе - ученика, в компании друзей - вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вести себя носитель («исполнитель) той или иной роли, она формирует его действия.
|
|
Против этой теории выступили многие психологи, подчеркивавшие, что личность не может быть сведена к сумме «исполняемых» ею ролей и это не «маска», за которой человек «прячет» свою истинную сущность. Личность сознательно принимает и исполняет определенную социальную роль, относясь к ней и преобразуя ее. Социальные роли есть формы реализации личности.
В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рассматривать «как индивида, обладающего психофизиологическими и психологическими особенностями, измененными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отношений, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя1.
Структура личности
В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. С.Л. Рубинштейн выделяет следующие компоненты структуры личности:
- Направленность проявляется в потребностях, интересах, убеждениях, мировоззрении, доминирующих мотивах деятельности и поведения.
- Знания, умения, навыки приобретаются в процессе жизни, в познавательной деятельности.
- Индивидуально-типологические особенности проявляются в темпераменте, характере, способностях.