Организация прогнозирования преступности

Прогнозирование преступности – процесс познания закономерностей преступных действий и процессов, и изучение эмпирических данных, и учёт тенденций этого развития от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Вместе с тем, рассматриваемыми проблемами в системе правоохранительных органов занимается МВД и его подразделения, отчасти прокуратура и другие правоохранительные органы в области своей компетенции, ФСБ, федеральная пограничная служба, военная разведка, поэтому приоритет в рассмотрении вопроса будет обращён к ОВД.

Цели прогнозирования преступности:

· Показать характер и масштабы изменений преступности в целом и отдельных её видов в предстоящем году, квартале, а также дать некоторые сведения об общем объёме последствий, т.е. ожидаемом ущербе гражданину, обществу, государству и его институтам; совокупность криминальных проявлений, которые будут зарегистрированы в стране, в отдельном регионе.

· Представить в распоряжение органов власти и управления, в 1ю очередь руководству правоохранительных органов, которая может быть использована для оптимизации управленческих решений, обеспечивающих эффективное противодействие преступности.

· Дать соответствующим органам дополнительные критерии, позволяющие более продуманно учитывать при создании и реализации краткосрочных программ решения наиболее острых социальных, экономических и иных криминологически значимых социальных проблем.

· Обеспечить соответствующие ведомства сведениями, позволяющими планировать финансовое обеспечение борьбы с преступностью, в т.ч. функционирование правоохранительной системы, прежде всего, ОВД и внутренних войск (находятся под юрисдикцией Минюста).

Организация прогнозирования преступности предусматривает:

§ Сбор необходимой ведомственной и иной информации;

§ Определение сроков разработки прогноза;

§ Установление форм взаимодействия ведомств, подразделений и служб в ходе разработки прогнозов.

В рамках работы по разработке прогнозов возможно проведение специальных исследований. В этих целях в ОВД определяет совместно с другими заинтересованными подразделениями и ведомствами потребности в тематике исследования и готовит заявку на их проведение.

Во-вторых, вносит руководству правоохранительных органов обоснование предложений о необходимости привлечения для проведения исследований сторонних организаций с приложением экономических расчётов.

В-третьих, непосредственно участвуют в качестве соисполнителей совместно с другими подразделениями и ведомствами в проведении исследований, а также в прогнозировании тенденций и процессов в оперативной обстановке.

В-четвёртых, готовят совместно с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями годовой прогноз развития криминологической ситуации.

 

В зависимости от вида итогового документа (справка, заключение, целевая программа и др.) определяется структура прогноза, объём анализируемой информации и сроки его разработки. Структуру прогноза можно представить в виде следующей последовательности:

1) Введение (цель прогноза);

2) Анализ и оценка криминогенной обстановки;

3) Основные факторы, определяющие характер и развитие преступности в регионе;

4) Прогноз развития преступности;

5) Формы документа (текст, схемы, диаграммы, графики и т.д.).

Анализ и оценка криминогенной обстановки – постоянный аналитический процесс, осуществляемый в рамках повседневной деятельности правоохранительных органов и иных ведомств, выражающийся в сборе, систематизации и осмыслении разнообразных данных о преступности, обеспечивающих должную эффективность противодействия.

В настоящее время сроки, процедура и методы оценки преступности не регламентируются каким-либо НПА. На практике утвердились определённые традиции, которые могут быть использованы в качестве правил. Рассматривая оценку криминогенной обстановки как постоянный процесс познания состояния преступности, окружающей социальной среды и результата функционирования правоохранительных органов, методологически нужно дифференцировать этот процесс по основным этапам:

1. сбор информации для анализа ситуации;

2. её обработка;

3. анализ полученных данных и их оценка.

Сбор информации для анализа ситуации является исключительно ответственным этапом, поскольку на его протяжении решается ряд важных задач, предопределяющих целесообразность предстоящей работы, правильность анализа и безошибочность оценки.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: