Приёмы и техники работы

Приёмов работы с картами множество, и наверняка каждый специалист, имеющий опыт такой работы, создаёт новые техники под свои ситуации. Опишу некоторые из широко известных техник.

Составление историй, рассказов

Возможны разные варианты:

- Рассказ в группе по кругу. Каждый последующий участник добавляет что-то своё, исходя из изображения на его карте.

- Составление индивидуальной истории из трёх карт, выбранных в открытую или вслепую по принципу: зачин (с чего всё началось), развитие, событие, кульминация (что произошло), завершение, развязка (чем всё закончилось).

- Внесение изменений в привычный сюжет — «как изменится сюжет, если вдруг...». В сюжет привычной (или только что созданной) истории вмешивается что-то или кто-то, а далее происходит обсуждение того, что произойдет со сказкой. Ещё одна модификация этой формы работы предполагает обсуждение того, как изменится история, если поменять характер, эмоциональную реакцию на события кого-то из героев.

- Создание сценария из истории сценариев, который может разыгрываться людьми, игрушками, созданными (например, слепленными) персонажами, или озвучиваться в процессе передвижения карточек. Возможен «разговор» карточек, которые располагаются вертикально с помощью пластилина и скрепки.

Вспоминаю, как ко мне на консультацию привели четырнадцатилетнюю Лену. Девочка страдала из-за того, что у неё не складывались отношения с одноклассниками, её попросту травили в школе. По версии мамы ребенка, причина этого заключалась в самой Лене, «необщительной и угрюмой».

Попросив подростка рассказать, что происходит в классе, я услышала комментарий мамы: «Там настоящий бразильскийсериал, разобраться невозможно». Лена согласилась с тем, что обычно очень многие её одноклассники сразу объединяются, когда дело касается возможности посмеяться над кем-то, все ведут себя по-разному, внося свою лепту вобщее дело высмеи­вания. Девочка согласилась с предложением показать, как это обычно бывает. Она выбирала из колод «Персона» и «Персонита» обычных действующих лиц. Надо сказать, что набралось девять персонажей, а также сама Лена и ещё одна девочка, над которой в классе тоже смеются. Просто разложить карточки не получа­лось. Лена сказала: «Мне проще говорить то, что обычно гово­рят они все. Только так не получится, ведь карточки лежат». Мы использовали куски пластилина, вкоторые втыкали скрепки, а в них карточки. Лена активно расставляла по столу героев. Она инсценировала то, что происходит с ней вклассе. Самым слож­ным был момент, когда девочка убегает от насмешек, а одно­классники бегут следом. Лена расплакалась и рассказала о том, как ей страшно, что её поймают.

Картина действительно выглядела устрашающей. Мама де­вочки позже призналась, что никогда раньше не представляла, что «всё так плохо и страшно», то есть мама увидела ситуацию глазами своего ребенка. С Леной вдальнейшем мы проигрыва­ли варианты её «другого» — уверенного — поведения в таком же варианте вертикально закрепленных карт. Меняли её пор­трет на более уверенный, решительный. И такая работа посте­пенно привела к позитивным изменениям в состоянии девочки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: