Методические указания по проведению практических (семинарских) занятий

 

Практические (семинарские) занятия являются одним из основных этапов в процессе обучения, составляя вместе с лекционным курсом единый комплекс подготовки специалиста (бакалавра). Семинарские занятия проводятся с целью закрепления материала теоретического раздела дисциплины «Административное право». Темы семинаров посвящены изучению различных аспектов административного права.

Семинар - это групповые практические занятия, которые проводятся в ВУЗе под руководством преподавателя. По многим дисциплинам, изучаемым студентами, гуманитарного профиля семинарские занятия могут проводиться по теоретическим вопросам. Но для семинарских занятий по большинству юридических и других дисциплин характерно сочетание теории с решением задач, проведением деловых игр и т. д.

Такие семинарские занятия принято называть практическими. В практике высшей школы существует несколько форм семинарских занятий: семинар-беседа, семинар-конференция, семинар-брифинг и др. Семинар-конференцию имеет смысл проводить один раз в семестр по теме, вызывающей в научных кругах разные точки зрения и подходы, что вызвано, как правило, введением в оборот новых документов и материалов, нормативных актов и что находит свое отражение на страницах специальных журналов и сборников материалов конференций, круглых столов и т.д.

Проведение такой конференции в группе дает студентам представление о постоянном развитии научной дисциплины, навык работы с самыми новыми документами, анализа различных точек зрения, умение вырабатывать собственную точку зрения и отстаивать ее, выступая с докладом.

Темы докладов и литературу к ним предлагает преподаватель. Один-два раза в учебном году можно проводить семинар-брифинг, приглашая на него юристов-практиков, ученых и других специалистов.

Разумеется, проведение такой формы семинара требует специальной подготовки и прежде всего, тщательного отбора темы для него, а также специалистов, которых намечено пригласить. Преподаватель должен выстроить прежде сценарий такого занятия, продумать задания студентам для него, предложить им не только изучить и подготовить вопросы темы по плану, но и приготовить вопросы приглашенному специалисту, ибо цель такого семинара - непосредственная взаимосвязь теории с практикой.

Приглашенный специалист тоже должен быть предварительно информирован о теме, содержании плана семинара, его целях и задачах, времени его проведения, регламенте. Семинар-брифинг целесообразнее проводить по таким темам как система исполнительной власти в Российской Федерации, государственная служба в Российской Федерации, административно-процессуальные формы деятельности государственной администрации, административная юстиция и административное судопроизводство.

Однако самой распространенной формой семинаров в вузе традиционно является семинар-беседа, ибо эта форма наиболее эффективна для усвоений идей, преподанных в лекциях, для конкретизации теории, сближения ее с жизнью.

В основе такой формы семинаров лежит знакомство студентов с законодательством. Преподаватель должен научить студента всякое юридическое положение, взятое из лекции, уметь обосновать действующим законодательством. Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Суть последнего состоит в умении, в каждом вопросе выделить юридическую сторону, умении в каждом споре определить больное в правовом смысле место, т.е. поставить юридический диагноз, а также суть – в умении быстро восходить от данной нормы к более широким правовым категориям или от последних спускаться к конкретному случаю.

В этой связи большое значение на этих семинарах имеет дискуссия или ее значительные элементы, которые преподаватель должен уметь предвидеть и поддержать. Дискуссия является особой формой вербальной коммуникации, занимающей промежуточное положение между беседой и дебатами. В качестве специфических черт дискуссии как формы общения на семинаре являются: запланированность, целенаправленность и регламентированность. Однако запланированость не является обязательным условием возникновением дискуссии. Но в отличие от обычной беседы дискуссии как форме общения свойственна большая степень связанности и более строгая предметная отнесенность. Под учебной дискуссией следует понимать активную форму обучения.

Назначение учебной дискуссии состоит в формировании и развитии у студентов общих и речевых умений и обеспечении речи студентов специальной терминологии, а также в достижении в ходе активного обмена мнениями по актуальным вопросам темы определенной согласованности суждений при наличии разных точек зрения и подходов, как в науке, так и у самих студентов.

Кроме того, параллельно развиваются умения чтения и письма, так как учебная дискуссия строится на основе изучаемых документов и материалов, а в процессе подготовки к ее проведению предполагается письменная фиксация аргументов.

Таким образом, при использовании учебной дискуссии на семинаре и происходит обмен мнениями и выработка студентами собственных позиций, а также умение их составлять, но, прежде всего – умения глубже взглянуть на изучаемую проблему.

Семинарские занятия проводятся в пределах учебных планов и требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом (или описанием соответствующей аппаратуры).

Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет.

Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы. Планирование практических (семинарских) занятий осуществляется с учѐтом установленного количества часов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: