ОценкаECTS | Оценка по национальной шкале |
А | 5 – отлично – отличное выполнение с незначительным количеством неточностей |
В | 4 – хорошо – в целом правильно выполненная работа с незначительным количеством ошибок (от 10% до 15%) |
С | |
D | 3 – удовлетворительно – неплохо, но со значительным количеством недостатков (D), выполнение удовлетворяет минимальные критерии (E) |
Е | |
FX | 2 – неудовлетворительно – надо поработать над тем, как получить положительную оценку |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Система оценивания семинарских занятий
Оценивание знаний студентов на семинарских занятиях осуществляется по шкале 5,4,3 и 2 балла:
5 – отлично (ответ чёткий, логичный, обоснованный с приведенными примерами);
4 – хорошо (ответ четкий и логичный с некоторыми негрубыми ошибками);
3 – удовлетворительно (ответ с большим количеством ошибок, раскрывает вопрос частично);
2 – неудовлетворительно (в случае отсутствия ответа).
Система оценивания знаний студентов по дисциплине «Сравнительное правоведение» предусматривает право каждого студента на отработку пропусков занятий.
|
|
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2. Романо-германская правовая семья
(семинар – 2 часа)
План семинарских занятий
СЕМИНАР
1. Понятие и признаки романо-германской правовой семьи.
2. Система и источники права.
3. Различия между французской и германской правовыми группами.
Ключевые термины и понятия:
Романо-германская правовая семья – совокупность правовых систем, изначально созданных на основе рецепции римского права и объединенные общностью своей структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.
Римское право – правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э., а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением.
Рецепция (усвоение, заимствование) римского права – использование положений римского права другими государствами более позднего периода.
Кодификация – упорядочивание какого-либо текста, перенумерация его частей, разделение на главы, подглавы, параграфы, а также для облегчения цитирования, ссылок при работе с данным текстом. Кодификация играет важную прогрессивную роль в истории различных древних и современных текстов.
Закон – нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.
ЛИТЕРАТУРА:
|
|
1. Бойцова В.В. Панорама современных правовых систем / В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова // Юридический мир. – 2002. – № 8. – С. 33-49.
2. Давид Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози; Пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Междунар. отношения, 2009. – 456 с.
3. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник / Ф.М. Решетников. – М.: Юридическая литература, 1993. – 255 с.
4. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права / Л.П. Рожкова; Под ред. М.И. Байтина. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. — 116 с.
5. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности / А.Х. Саидов; АН УзССР, Ин-т философии и права. – Ташкент: Фан, 1988. – 217 с.
6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А.Х. Саидов; РАН, Ин-т государства и права. – М., 1993. – 148 с.
7. Цвайгерт К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: в 2т. Т.1, Основы: Пер. с нем. / К. Цвайгерт, Х. Кётц. – М.: Международные отношения, 1998. – 479 с.
___________________________________________________________________
Тема 4. Религиозный тип правовых систем
(мусульманское, индусское, иудейское право)
(семинар – 2 часа)
План семинарских занятий
СЕМИНАР
1. Понятие и основные особенности мусульманского права. Источники мусульманского права.
2. Понятие и основные особенности индусского права. История развития индусского права.
3. Иудейское право: история формирования, источники, современное состояние и
сфера действия.
Ключевые термины и понятия:
Религиозная правовая семья – это правовая семья правовых систем, где основным источником права выступает священное писание.
Мусульманское право – правовые системы, основывающиеся на религии ислама, имеющей государственный характер.
Индусское право – правовые системы, основанные на религии индуизма (брахманизма) и регулирующие поведение членов индусской общины.
Иудейское право – совокупность норм и правил, регулирующих социальные отношения в сообществе иудеев.
Священное Писание – собрание священных книг авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии / Дурга Дас Басу; Пер. с англ. С.Ю. Кашкина, З.И. Луковниковой; Под общ. ред. М.М. Сайфулина. – М.: Прогресс, 1986. – 661 с.
2. Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока / О.А. Жидков. – М.: Наука, 1963. – 92 с.
3. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинникова. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 192 с.
4. Сюкияйнен Л.Р. Шариат: религия, нравственность, право / Л.Р. Сюкияйнен // Государство и право. – 1996. – № 8. – C. 120-128.
5. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен; АН СССР, Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1986. – 256 с.
6. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура / Л.Р. Сюкияйнен. – М.: Ин-т государства и права РАН, 1997. – 46 с.
7. Шарль Р. Мусульманское право / Р. Шарль. – М.: Иностранная литература, 1959. – 142 с.
8. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: основные правовые системы современности: учебник / А.Х. Саидов; под ред. д.ю.н., проф. В.А. Туманова; Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юристъ, 2007. – 509 с.
____________________________________________________________________