Детское движение – терминология и сущность

Управления образования и науки Липецкой области

Институт развития образования

 

Методическое пособие для старших вожатых

По основам организации детского движения

Авторы-составители:

Боева Л.А. зав. кабинетом теории и практики

детского движения ИРО

 

Ельчанинова О.Н. методист кабинетом теории и

практики детского движения ИРО

 

Пособие посвящено организации и развитию детского общественного движения Липецкой области. В нем представлены как теоретические основы детского движения, так и конкретные методические рекомендации. Пособие может быть использовано для подготовки и переподготовки кадров детских общественных объединений.

Книга предназначена организаторам детского движения, старшим вожатым, методистам, педагогам, заинтересованным в развитии детского общественного движения.

Содержание

Введение  
I. Детское движение как предмет научного познания  
1.1. Социокинетика детства – отрасль научных знаний о детском движении  
1.2. Детское движение: терминология и сущность  
1.3. Воспитательный потенциал детского объединения  
1.4. Социализация личности ребенка в детском общественном объединении  
1.5. Типология детских общественных объединений  
1.6. Вариативно - программный подход к деятельности детских общественных объединений  
1.7.История детского движения России  
II. Методика и практика работы в детском общественном объединении  
2.1. Нормативно-правовые основы современного детского движения  
2.2. Технологии целеполагания  
2.3. Формы работы детских общественных объединений  
2.4. Анализ работы старшего вожатого  
2.5. Законы и традиции детских общественных объединений  
2.6. Делопроизводство и планирование деятельности в детском объединении  
2.7. Организация и проведение сбора  
2.8. Технологии работы с лидерами детских общественных объединений  
2.9. Социальное проектирование школьников  
III. Деятельность детских объединений в системе образования  
3.1. Взаимодействие образовательных учреждений и детских объединений  
3.2. Основные требования к профессии и организации труда старшего вожатого  
IV. Приложения  
1. Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (Из письма Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16)  
2. Положение о ступенях ростапионера Липецкой областной пионерской организации  
3. Должностные инструкции старшего вожатого (из опыта работы МОУ СОШ № 128 г. Москвы)  
4. Список литературы  

 


I. Детское движение

Как предмет научного познания

Социокинетика детства – отрасль научных знаний

О детском движении

До недавнего времени детское движение исследовалось разными науками. Ученые, обратившиеся в том или ином аспекте к проблемам, связанным с детским движением, осуществляли свои изыскания строго в рамках предметных областей педагогики, психологии, философии, истории. Обобщая суждения ученых, можно представить приоритетные направления в исследовании детского движения следующим образом:

̶ исторические науки: детские и подростковые самодеятельные движения как звено общественного движения;

̶ политология: связь идеологии и политики в детском и подростковом самодеятельном движении;

̶ социология: детские и подростковые самодеятельные движения как способ жизнедеятельности ребенка;

̶ психология: развитие личности ребенка в детских общественных объединениях;

̶ педагогика: взаимодействие социальных институтов воспитания и детских и подростковых самодеятельных организаций; взаимодействие взрослого и ребенка в условиях детских и подростковых самодеятельных движений.

Изучением проблем детского движения и его истории более всего занималась педагогическая наука (Н.К. Крупская, Ф.Ф.Королев, В.С. Хонгин, В.Г. Яковлев др.).

Педагогические труды Н.К. Крупской - важный теоретический источник для изучения проблем детского движения. В ее работах раскрываются цели и задачи детского движения, принципы, на которых оно строит свою деятельность. В них - анализ опыта скаутизма, который Н.К. Крупская рекомендовала для использования, особенно методов, привлекательных для детей и подростков. Она сумела глубоко раскрыть заложенные в пионерском движении объективные возможности эффективного сочетания его социальной природы и воспитательного потенциала.

Дальнейшее развитие теории детского движения шло в нескольких направлениях:

̶ проблемы совершенствования деятельности пионерской организации (В.В. Лебединский, К.Д. Гадина, Б.Е. Ширвинд, А.П. Шпон);

̶ социально-педагогические аспекты пионерской работы и вопросы подготовки руководителей пионерских коллективов (А.А. Деркач);

̶ исследования различных форм пионерской работы (В.С. Безрукова, Т.Н. Мальковская, С.А. Шмаков, З.А. Ходорковская).

Сегодня изменился объект исследования: вместо единственной массовой политической организации возникло детское и подростковое самодеятельное движение, что вызвало к жизни новые научные направления:

− проблемы социализации личности в детской организации (Л.В. Волохов);

− программирование деятельности детского общественного объединения (Ю.Н. Таран).

В начале 90-х годов возникла Ассоциация исследователей детского движения, которая объединила в своих рядах представителей различных наук: педагогики, психологии, социологии, философии, истории, политологии, культурологии, медицины, правоведения.

Было предложено объединить все знания в новой научной отрасли – науке о детском движении. Предложенное название – социокинетика детства (социальное, общественное детское движение).

 

Социокинетика детства: особая научная область, система (совокупность) научных знаний о детском общественном (социальном) движении.

 

Социокинетика детства включает:

1. Общую теорию детского движения.

2. Педагогику и психологию детского движения.

3. Методику деятельности детских общественных объединений,

организаций.

4. Историю и историографию детского движения.

Термин оригинален, отражает особенности детского движения как явления действительности. Автор термина, а так же концептуального образа науки о детском движении – доктор педагогических наук Титова Елена Владимировна (г.Санкт - Петербург).

Задача новой науки: составить научную основу осмысления процессов общественной жизни детей.

Предмет изучения: детское общественное движение. Современное детское движение существует сегодня на двух принципах: как стихийное детское движение и как детское движение, организованное взрослыми.

Предметная область включает три аспекта:

̶ феномен детского общественного объединения;

̶ деятельность общественных объединений, их функционирование, социальное взаимодействие;

̶ формирование личности в деятельности общественного объединения и организации.

Объектом науки выступает та часть детского движения, в которой дети сотрудничают со взрослыми, т.е. детское движение в системе государства и общества. Детское движение изучается:

̶ как особое социальное явление, реально связывающее мир детства и мир взрослых;

̶ как специфическая форма участия детей в общественной жизни, объективно заключающая в себе механизм реализации гражданских прав и свобод ребенка;

̶ как своеобразный социально-воспитательный институт, направляющий процесс социализации личности.

Зачем изучать детское движение? Для того чтобы прогнозировать, какая из ветвей детского движения наиболее продуктивна и перспективна; чтобы определить факторы, влияющие на выбор ребенка - участвовать или нет в общественном объединении.

 

Вопросы и задания:

1. Детское общественное движение изучалось в рамках предметных областей различных наук - психологии, философии, истории и др. Что изучает в детском общественном самодеятельном движении педагогика?

2. Определите объект изучения социокинетики детства.

Детское движение – терминология и сущность.

 

Наиболее общие и существенные понятия науки о детском движении (социокинетики) – это организация, детская организация, детское объединение, детское общественное объединение, детское движение. Понятийный аппарат складывается из различных точек зрения, представляющих разные науки. Сегодня существуют разные подходы к определению этих понятий. Представим некоторые из них.

Организация – это такое объединение, которое имеет в совокупности социально обозначенную цель, конкретно определенную программу деятельности, четко сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношение соподчиненных социальных

ролей членов организации, координацию их действий, сознательную дисциплину и подготовленных функционеров – профессиональных работников (Л.В. Кузнецова).

Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной ценной идеи, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство (Е.Н. Сорочинская).

Детское движение – совокупность действий и деятельность всех детских общественных объединений и организаций, существующих в регионе (Е.Н. Сорочинская).

Детское движение — процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и формы одежды (Т. В. Трухачева).

Детское объединение — форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения (Л.В. Алиева). Детское общественное объединение — общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.

Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 (70,0%) граждан до 18 лет от общего числа членов.

В детской организациипроисходит приобретение ребенком опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей в различных сферах деятельности, на основе имеющихся представлений и знаний, идет апробация вариантов социального взаимодействия детей и взрослых.

Именно в этом заключается главная идея и миссия детского общественного объединения. Детское движение – важный фактор развития личности, ибо оно является во всем мире начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.

Для чего нужно детское движение? Вопрос обладает огромным поисковым потенциалом в отношении условий, причин существования детского движения, познании его сущности. Создание детских организаций всегда диктовалось государственной и общественной необходимостью охвата воспитательным влиянием жизни детей. Государству детские общественные объединения нужны в целях воспитания гражданина. Общество заинтересовано в защите прав детей через детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает – у детской организации должна быть своя социальная ниша. Для нее губительны глобальные цели, возложение функций других общественных или государственных институтов. Перспективные цели детской организации – найти приложение своим силам и возможностям, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

Детским объединениям присущи три основные функции:

1. Развивающая, обеспечивающая гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать общественно и личностно значимые цели.

2. Ориентационная – обеспечивает условия для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей.

3. Компенсаторная – создание условий для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия.

Категория цели, применительно к детскому движению, звучит в разных словосочетаниях: цель детской общественной организации, цель деятельности детской общественной организации, цель детей (коллективного субъекта) детской общественной организации, цель взрослых.

Цель детской общественной организации: освоение и развитие социальных отношений. Выделяется три аспекта:

1. Социальный аспект цели детской общественной организации проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, т.е. направить социализацию ребенка в общественно одобряемом русле.

2. Психологический аспект цели детской общественной организации выражает стремление детей к общению, к самореализации, сбережению идентичности.

3. Педагогический аспект цели детской общественной организации – гармонизация опыта коллективных отношений. Детская общественная организация выступает как организованная форма воспитательного влияния сверстников друг на друга в процессе социально значимой деятельности.

Цель детского общественного объединения не определяется и не формируется самой организацией, чаще всего она представляет собой ориентир, заданный государством и обществом (миссия). Это скорее не сама цель, а идея цели. Детская общественная организация присваивает идею цели и на ее основе структурирует свою деятельность.

Цель деятельности детского общественного объединения носит предметный характер, отражая специфику каждой детской организации. Различаясь предметно, эти цели едины по своему социальному звучанию, по направленности на улучшение окружающей жизни.

Цель взрослых - создание условий для социального становления личности ребенка. Итогом реализации данной цели является сформированность у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.

Цель детей в детской общественной организациисамими детьми формулируется как перспектива интересной жизни.Ребята через общение и деятельность обогащаются социальным опытом. У них, наряду с дружеским отношением, начинает проявляться приоритетность цели деятельности (ее полезность, значимость, актуальность). На языке детей эти цели проявляются в форме законов, заповедей, обычаев, традиций.

Законы – правила, которые связывают идеал и конкретное поведение ребенка в детской общественной организации. Осмысление законов детской общественной организации должно занимать большое место в жизни новых членов организации, через них постигается детьми цель детской общественной организации.

От понимания сути детской общественной организации, его целей во многом зависит выбор форм деятельности. Главное в детской общественной организации для взрослых – уметь самим и научить детей определять соответствие цели детской общественной организации и содержания его деятельности. Несоответствие цели и содержания – причина «гибели» детской общественной организации, безразличного отношения к ней детей.

Вопросы и задания:

1. Выделите существенные общие и отличительные признаки в определениях «организация» Л.В.Кузнецовой и «детская организация» Е.Н. Сорочинской.

2. В чем заключается идея и миссия детского общественного объединения?

3. Цель детского общественного объединения имеет социальный, психологический и педагогический аспекты. Укажите социальный аспект цели.

4. В чем для ребенка выражается цель деятельности детского общественного объединения?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: