Программы СПО-ФДО | Функциональное значение в условиях деятельности детских организаций | ||
Удовлетворение интересов детей | Формирование способностей к социальным действиям | Социальная защита детей | |
«Школа демократической культуры» | Интерес к политике | Формирование способностей к политическим действиям | Защита через участие в работе органов самоуправления |
«Свой голос» | Интерес к работе журналиста | Формирование способностей к политическим действиям, развитие творчества | Защита интересов детей средствами прессы, радио, телевидения |
«Каникулы» | Стремление интересно провести и организовать досуг | Формирование разнообразных специальных способностей | Защита прав ребенка на отдых |
«Рост» (для малышей) | Реализация фантазий, потребности в приключениях и собирательстве | Формирование навыков и способностей, основ социально значимой деятельности | Защита детей от произвола взрослых и государства |
«Древо жизни» | Интерес к своему прошлому и истории семьи | Способность к оценке событий на основе принципа гуманизма | Защита детей в семье |
«Игра – дело серьезное» | Удовлетворение потребностей в игре | Формирование разнообразных способностей через имитацию социальных отношений | Защита прав ребенка на отдых |
«От культуры и спорта – к здоровому образу жизни» | Удовлетворение потребностей в спорте | Формирование готовности к спорту | Защита здоровья детей |
«Мир красотой спасется» | Удовлетворение эстетических запросов | Формирование творческих способностей в духовной сфере | Защита прав детей на творчество |
«Детский орден милосердия» | Удовлетворение потребности в милосердии | Формирование готовности к гуманным действиям | Защита прав детей-сирот и детей-инвалидов |
«Алые паруса» | Удовлетворение интересов к профессиям моряка, военного | Формирование готовности к защите Родины | Защита прав детских военно-патриотических объединений |
«Хочу делать свое дело» | Удовлетворение потребности в коммерческой деятельности | Формирование готовности к экономическим отношениям | Защита экономических прав детей |
Новый методологический подход к деятельности детских организаций потребовал обоснования новых принципов социализации личности в детских организациях, т.е. тех основных требований, которые должны предъявляться к содержанию, формам и методам работы, обеспечивающим формирование у детей и подростков социального опыта и готовности к его развитию:
|
|
1. Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, который предполагает:
- признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве самоцели;
|
|
- развитие мышления детей и подростков, их интеллигентности, внутренней состоятельности и внешней культуры;
- упрочнение норм уважительного отношения к другим людям, труду и его результатам; исключение проявления признаков презрения, оскорбительности и др.
2. Принцип самореализации детей в детской организации, который реализуется через условия:
- формирование активного отношения ребенка к миру и себе, его самосознания;
- наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается;
- добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- информирование детей о возможностях творческих и любительских объединений, спортивных секций и т.п.