МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
(психологическая диагностика дошкольников)
Составитель: преподаватель психологии Добина Н.И.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста, с дифференциаций заданий: для детей 2 – 2,5 лет, и для детей 2,5 – 3 лет (табл. 1).
Таблица 1
Задания для обследования детей раннего возраста
№ задания | Наименование задания | Возраст | |
2 – 2,5 года | 2,5 – 3 года | ||
Лови шарик | + | + | |
Спрячь шарик: две коробочки | + | ||
три коробочки | + | ||
Разборка и складывание матрешки: двухсоставная | + | ||
трехсоставная | + | ||
Разборка и складывание пирамидки: из трех колец | + | ||
из четырех колец | + | ||
Парные картинки: две | + | ||
четыре | + | ||
Цветные кубики: два [красный, желтый (или белый)] | + | ||
четыре [красный, желтый (или белый), зеленый, синий] | + | ||
Разрезные картинки: из двух частей | + | ||
из трех частей | + | ||
Конструирование из палочек: “молоточек” (из двух палочек) | + | ||
“треугольник” (из трех палочек) | + | ||
Достань тележку: Скользящая тесемка | + | + | |
Нарисуй: Дорожку | + | ||
Домик | + |
Описание заданий
1. Лови шарик. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!” Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать.
Оценка действий ребенка: Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
Оценка:
1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.).
2 балла – ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.
3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.
4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
2. Спрячь шарик. Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования. Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик – в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения – ориентировка на величину, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.
Оценка:
1 балл – ребенок не понял задание, не стремится к цели.
2 балла – ребенок не понял задание; но стремится к достижению цели, у него нет соотносящих действий; самостоятельно задание не выполняет.
3 балла – ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла – ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
3. Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.
Оценка:
1 балл – ребенок действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т.д.
2 балла – ребенок задание не выполняет.
3 балла – ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла – ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.