Задания для обследования детей раннего возраста

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

(психологическая диагностика дошкольников)

Составитель: преподаватель психологии Добина Н.И.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умствен­ного развития детей раннего возраста, с дифференциаций заданий: для детей 2 – 2,5 лет, и для детей 2,5 – 3 лет (табл. 1).

 

Таблица 1

Задания для обследования детей раннего возраста

 

№ задания   Наименование задания   Возраст
2 – 2,5 года 2,5 – 3 года
  Лови шарик + +
  Спрячь шарик: две коробочки   +  
три коробочки   +
    Разборка и складывание матрешки: двухсоставная   +    
трехсоставная   +
    Разборка и складывание пирамидки: из трех колец   +    
из четырех колец   +
    Парные картинки: две   +    
четыре   +
  Цветные кубики: два [красный, желтый (или белый)]   +    
четыре [красный, желтый (или белый), зеленый, синий]     +
    Разрезные картинки: из двух частей   +    
из трех частей   +
    Конструирование из палочек: “молоточек” (из двух палочек)   +    
“треугольник” (из трех палочек)   +
  Достань тележку: Скользящая тесемка   +   +
  Нарисуй: Дорожку   +    
Домик   +

Описание заданий

1. Лови шарик. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие руч­ной моторики.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!” Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.

Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать.

Оценка действий ребенка: Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Оценка:

1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.).

2 балла – ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически.

3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

 

2. Спрячь шарик. Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.

Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.

Проведение обследования. Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик – в ма­ленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.

Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения – ориентировка на величину, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.

Оценка:

1 балл – ребенок не понял задание, не стремится к цели.

2 балла – ребенок не понял задание; но стремится к достижению цели, у него нет соотносящих действий; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крыш­ки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла – ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

 

3. Разборка и складывание матрешки. Задание направлено на вы­явление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, пони­мания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.

Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.

Проведение обследования. Педагог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее.

Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.

Оценка:

1 балл – ребенок действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает матрешку в руке и т.д.

2 балла – ребенок задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла – ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: