Учебно-методический комплекс
дисциплины (код и название по ГОС ВПО)
МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки: 020400Биология
Квалификация (степень) «магистр»
Кафедра психолого-педагогического образования
Москва 2011
Часть I.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Методология исследовательской деятельности»
Разработал:
д.психологических наук,
кандидат физико-математических наук,
профессор Огнев А.С.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры
Название кафедры число месяц год. Протокол № 1 от 31.08.2011
Зав. кафедрой Огнев А.С.
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
– предмет относится к дисциплинам профессионального цикла.
– согласно Образовательному Стандарту дисциплина обеспечивает реализацию базовой общепрофессиональной части (код М.3), в результате изучения которой студент должен владеть «методологическими основами современной науки» данной дисциплине с указанием индекса и общего количества часов
|
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
– для чего предназначена: дисциплина предназначена для формирования таких научно-исследовательских компетенций (группа инструментальных компетенций), как умение планировать, организовывать и проводить научные исследования
– основные цели дисциплины: формирование и развитие способности к квалифицированному применению методологических принципов и методов научной деятельности
– решаемые задачи: отработка навыков выявления проблемы, на решение которой будет направлено предстоящее исследование; определение целей, объекта и предмета исследования; формулировка рабочих гипотез; постановка задач исследования; выбор методов исследования; разработка программы и плана исследования; обработка полученных результатов и подготовка отчетов как завершающей стадии исследовательской деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
По окончании изучения дисциплины студент должен:
– знать основные методологические принципы и методы исследовательской деятельности;
– уметь формулировать решаемую проблему, определять объект и предмет исследования, ставить исследовательские задачи и разрабатывать план их решения;
– владеть навыками проектирования исследовательской деятельности.
Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(по формам обучения)
Факультет/ Специаль-ность | Название Дисциплины | Отде-ление | Вид учебной работы | Количество часов | |
Аудиторные | Самост. работа | ||||
Лекции | |||||
Практические / Семинарские | |||||
Лабораторные | - | ||||
Консультации | |||||
Курсовые /рефераты | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Итоговый контроль: зачет, экзамен | |||||
Общий объем часов по дисциплине: |
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование темы | Количество часов | |||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |||||||
Лекции | Практ. и семнар занятия | Самост. работа | Лаб. работы (практикум) | Всего часов по теме | Лекции | Самост. работа | Всего часов по теме | |
Введение | 0,5 | - | ||||||
Исследовательская деятельность | 0,5 | - | ||||||
Фундаментальные и прикладные исследования. | 0,5 | - | ||||||
Этапы разработки теорий. | 0,5 | - | ||||||
Виды эмпирических исследований. | ||||||||
Документальное оформление результатов исследований. | ||||||||
Особенности совместной работы группы исследователей. | ||||||||
Разработка программ и проектов исследований. | ||||||||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Введение: цели и задачи курса, основные понятия и определения Методология в рамках данного курса рассматривается как учение о структуре, логической организации, принципах, методах и средствах исследовательской деятельности, направленной на поиск нового знания, установление фактов (разновидность знания, достоверность которого доказана). В отношении научного познания как разновидности исследовательской деятельности под методологией рассматривается учение о принципах, формах и способах получения знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития. В качестве основной цели курса преподаватель должен указать формирование и развитие способности к квалифицированному применению методологических принципов и методов научной деятельности. В числе основных задач, которые должен научиться решать студент в результате изучения данной дисциплины, следует отметить: - отработку навыков выявления проблемы исследования; - определение целей, объекта и предмета исследования; - формулировка рабочих гипотез; - постановка задач исследования; - выбор методов исследования; - разработка программы и плана исследования; обработка полученных результатов и подготовка отчетов как завершающей стадии исследовательской деятельности. |
2. Исследовательская деятельности и стихийные формы познания. Общее описание принципов и методов исследовательской деятельности. В данной теме исследовательскую деятельность как целенаправленный вид активности следует отделить от спонтанных форм активности. Далее научное исследование должно быть рассмотрено как целенаправленное познание, результаты которого оформляются в виде понятий, законов, теорий и концепций. Целесообразно указать на принятые в той или иной науке в различные курьтурно-исторические периоды модели оформления научного знания. Выполняя роль научной парадигмы, такая модель содержит образцы организации исследовательской деятельности, определяет основные принципы и методы реализации, правила и способы оформления результатов. При описании принципов исследовательской деятельности особое внимание целесообразно уделить: - принципам объективности и детерминизма; - целостности и системности изучаемых объектов и явлений; - принципам противоречивости, изменчивости и развития; - проверяемости и наблюдаемости выявляемых закономерностей и фактов; - принципу предметной соотнесенности исследовательской деятельности. При обсуждении методов исследовательской деятельности целесообразно рассмотреть: - эмпирическое (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); - теоретические (абстрагирование, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция). После обсуждения методов как совокупности приемов и операций любой деятельности можно указать, что в исследовательской деятельности особую роль играют методы описания, обработки, анализа и интерпретации полученных данных. |
3. Фундаментальные и прикладные исследования. Понятие об эмпирическом и теоретическом знании. В рамках данной темы, прежде всего, должны быть рассмотрены различия задач и функций фундаментальных и прикладных исследований. Затем должны быть описаны отличительные особенности теоретических и эмпирических направлений исследовательской деятельности. Далее целесообразно дать характеристику предвидения как исследовательской деятельности, направленной на получение знаний о будущих процессах и явлениях и описать такие группы используемых в этом случае методов, как: - экспертные оценки; - эстраполяция; - моделирование. При описании поисковых исследований их можно подразделить на поисковые, проверочные и фундаментальные. После этого можно обсудить роль и место имеющихся знаний и фантазии как основы поисковых исследований. |
4. Этапы разработки теорий. Методологические функции теории. Структура научных теорий. Этапы разработки теории - формы синтетического знания можно рассмотреть как процесс, в ходе которого выявленные факты, отдельные понятия, гипотезы и законы приобретают характер единой системы. Обсуждая пути и методы разработки теории, можно более подробно остановиться на гипотетико-дедуктивном методе и связанных с ним принципах фальсификации (опровержения) и верификации (подтверждения). В контексте познавательной деятельности особое внимание следует уделить таким функциям теории, как описательная, объяснительная, прогностическая (предсказательная) и эвритстическая (побуждение к открытиям). В качестве структурных составляющих теории можно выделить: - исходные факты, эмпирические закономерности, использованные исследователями для создания целостной теории; - аксиомы, предположения и допущения, которые лежат в основе сделанных теоретических обобщений; - основные постулаты, ключевые утверждения как результат обобщения отдельных фактов и закономерностей; - входящие в состав теории правила применения ее основных положений; - основные примеры успешного использования теории как демонстрация ее прогностического и эвристического потенциалов. |
5. Виды эмпирических исследований. Эмпирические исследования как познание в ходе непосредственного взаимодействия субъекта и изучаемого объекта можно подразделить на наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Целесообразно рассмотреть возможности и ограничения каждого из этих видов (например, влияние на качество наблюдений гало-эффекта, ошибок контраст и первого впечатления, ориентацию экспериментов на проверку уже сформированной теории, ранее обнаруженных закономерностей и т.д.). В отличие от темы 2, в данной теме следует более подробно остановиться на содержательном обсуждении методов описания, обработки, анализа и интерпретации полученных данных. При обсуждении проблем использования математических методов обработки данных важно обратить внимание на содержательный анализ самих процедур измерения и корректность интерпретации результатов расчетов. |
6. Обработка и документальное оформление результатов исследований. На занятиях по данной теме изучаются различные подходы к систематизации полученных данных, их обработка и обобщение, рассматривается применение законов логики в исследовательской деятельности. Затем излагаются способы представления отдельных данных и правила полного изложения полученных результатов. В заключительной части занятий по данной теме должны быть рассмотрены различные варианты представления результатов исследования: устное сообщение, подготовленные к публикации тезисы выступлений, статьи, монографические издания. Особое внимание должно быть уделено оформлению результатов исследовательской деятельности в виде публичного диссертации, автореферата диссертационного исследования и публичному докладу с изложением результатов диссертационного исследования. При этом важно подчеркнуть различие между магистрской диссертацией (учебно-исследовательской работы, выполненной с целью получения академической степени) и диссертациями на соискание степеней доктора или кандидата наук (научными квалификационными работами, представляемыми на соискание ученых степеней). |
7. Особенности совместной работы группы исследователей. Вначале занятий по данной теме должны быть рассмотрены содержательные различия между исследовательскими организациями, коллективами и отдельными группами. Затем следует проанализировать специфику управления групповыми исследованиями, соотнести различение стилей управления и результативности исследований фундаментального и прикладного характера. После этого можно рассмотреть основные правила эффективной организации групповой исследовательской деятельности на различных этапах ее планирования и осуществления. |
8. Правила разработки программ исследовательской деятельности. Исследовательские проекты: принципы и методы их разработки и реализации. Занятия по данной теме должны начинаться с краткого изложения особенностей проектных видов деятельности. Далее могут быть рассмотрены организационная и содержательная составляющие процесса проектирования предстоящих исследований. Во время занятий должно быть показано, каким образом можно перейти от общего замысла к разработке жизнеспособного плана предстоящего исследования. Можно показать, как эффективной организации исследований способствуют постановка и детальный анализ решаемой проблемы, определение объекта и предмета исследований, выдвижение гипотезы, формулировка решаемых задач, подбор необходимых для их решения методов исследования. Помимо содержательного проектирования следует рассмотреть такие вопросы организации будущих исследований как материально-техническая база предстоящих работ, временные рамки и логическая последовательность решения поставленных задач, планы-графики работы исследовательской группы. Особое внимание следует уделить критериям, показателям и индикаторам, с помощью которых планируется оценивать эффективность планируемой исследовательской деятельности. В заключительной части занятий по данной теме следует уделить внимание вопросам целесообразности и эффективности презентации результатов проведенных исследований. |
|
|
|
|