Содержание отдельных тем учебной дисциплины

Учебно-методический комплекс

дисциплины (код и название по ГОС ВПО)

МЕТОДОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Направление подготовки: 020400Биология

Квалификация (степень) «магистр»

 

 

Кафедра психолого-педагогического образования

 

 

Москва 2011

Часть I.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Методология исследовательской деятельности»

Разработал:

д.психологических наук,

кандидат физико-математических наук,

профессор Огнев А.С.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры

Название кафедры число месяц год. Протокол № 1 от 31.08.2011

Зав. кафедрой Огнев А.С.

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

– предмет относится к дисциплинам профессионального цикла.

– согласно Образовательному Стандарту дисциплина обеспечивает реализацию базовой общепрофессиональной части (код М.3), в результате изучения которой студент должен владеть «методологическими основами современной науки» данной дисциплине с указанием индекса и общего количества часов

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

– для чего предназначена: дисциплина предназначена для формирования таких научно-исследовательских компетенций (группа инструментальных компетенций), как умение планировать, организовывать и проводить научные исследования

– основные цели дисциплины: формирование и развитие способности к квалифицированному применению методологических принципов и методов научной деятельности

– решаемые задачи: отработка навыков выявления проблемы, на решение которой будет направлено предстоящее исследование; определение целей, объекта и предмета исследования; формулировка рабочих гипотез; постановка задач исследования; выбор методов исследования; разработка программы и плана исследования; обработка полученных результатов и подготовка отчетов как завершающей стадии исследовательской деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения дисциплины студент должен:

– знать основные методологические принципы и методы исследовательской деятельности;

– уметь формулировать решаемую проблему, определять объект и предмет исследования, ставить исследовательские задачи и разрабатывать план их решения;

– владеть навыками проектирования исследовательской деятельности.

Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(по формам обучения)

 

Факультет/ Специаль-ность Название Дисциплины Отде-ление Вид учебной работы Количество часов
 
Аудиторные Самост. работа
      Лекции    
      Практические / Семинарские    
      Лабораторные -  
      Консультации    
      Курсовые /рефераты -  
      Контрольные работы -  
      Итоговый контроль: зачет, экзамен    
      Общий объем часов по дисциплине:    

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения
Лек­ции Практ. и семнар занятия Самост. работа Лаб. работы (практи­кум) Всего часов по теме Лекции Самост. работа Всего часов по теме
Введение 0,5 -            
Исследовательская деятельность 0,5 -            
Фундаментальные и прикладные исследования.   0,5 -            
Этапы разработки теорий.   0,5 -            
Виды эмпирических исследований.                
Документальное оформление результатов исследований.                  
Особенности совместной работы группы исследователей.                  
Разработка программ и проектов исследований.                  
ИТОГО:                

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введение: цели и задачи курса, основные понятия и определения Методология в рамках данного курса рассматривается как учение о структуре, логической организации, принципах, методах и средствах исследовательской деятельности, направленной на поиск нового знания, установление фактов (разновидность знания, достоверность которого доказана). В отношении научного познания как разновидности исследовательской деятельности под методологией рассматривается учение о принципах, формах и способах получения знаний о явлениях и процессах объективного мира и человеческого сознания, их сущности и законах развития. В качестве основной цели курса преподаватель должен указать формирование и развитие способности к квалифицированному применению методологических принципов и методов научной деятельности. В числе основных задач, которые должен научиться решать студент в результате изучения данной дисциплины, следует отметить: - отработку навыков выявления проблемы исследования; - определение целей, объекта и предмета исследования; - формулировка рабочих гипотез; - постановка задач исследования; - выбор методов исследования; - разработка программы и плана исследования; обработка полученных результатов и подготовка отчетов как завершающей стадии исследовательской деятельности.  
2. Исследовательская деятельности и стихийные формы познания. Общее описание принципов и методов исследовательской деятельности. В данной теме исследовательскую деятельность как целенаправленный вид активности следует отделить от спонтанных форм активности. Далее научное исследование должно быть рассмотрено как целенаправленное познание, результаты которого оформляются в виде понятий, законов, теорий и концепций. Целесообразно указать на принятые в той или иной науке в различные курьтурно-исторические периоды модели оформления научного знания. Выполняя роль научной парадигмы, такая модель содержит образцы организации исследовательской деятельности, определяет основные принципы и методы реализации, правила и способы оформления результатов. При описании принципов исследовательской деятельности особое внимание целесообразно уделить: - принципам объективности и детерминизма; - целостности и системности изучаемых объектов и явлений; - принципам противоречивости, изменчивости и развития; - проверяемости и наблюдаемости выявляемых закономерностей и фактов; - принципу предметной соотнесенности исследовательской деятельности. При обсуждении методов исследовательской деятельности целесообразно рассмотреть: - эмпирическое (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); - теоретические (абстрагирование, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция). После обсуждения методов как совокупности приемов и операций любой деятельности можно указать, что в исследовательской деятельности особую роль играют методы описания, обработки, анализа и интерпретации полученных данных.  
3. Фундаментальные и прикладные исследования. Понятие об эмпирическом и теоретическом знании. В рамках данной темы, прежде всего, должны быть рассмотрены различия задач и функций фундаментальных и прикладных исследований. Затем должны быть описаны отличительные особенности теоретических и эмпирических направлений исследовательской деятельности. Далее целесообразно дать характеристику предвидения как исследовательской деятельности, направленной на получение знаний о будущих процессах и явлениях и описать такие группы используемых в этом случае методов, как: - экспертные оценки; - эстраполяция; - моделирование. При описании поисковых исследований их можно подразделить на поисковые, проверочные и фундаментальные. После этого можно обсудить роль и место имеющихся знаний и фантазии как основы поисковых исследований.  
4. Этапы разработки теорий. Методологические функции теории. Структура научных теорий. Этапы разработки теории - формы синтетического знания можно рассмотреть как процесс, в ходе которого выявленные факты, отдельные понятия, гипотезы и законы приобретают характер единой системы. Обсуждая пути и методы разработки теории, можно более подробно остановиться на гипотетико-дедуктивном методе и связанных с ним принципах фальсификации (опровержения) и верификации (подтверждения). В контексте познавательной деятельности особое внимание следует уделить таким функциям теории, как описательная, объяснительная, прогностическая (предсказательная) и эвритстическая (побуждение к открытиям). В качестве структурных составляющих теории можно выделить: - исходные факты, эмпирические закономерности, использованные исследователями для создания целостной теории; - аксиомы, предположения и допущения, которые лежат в основе сделанных теоретических обобщений; - основные постулаты, ключевые утверждения как результат обобщения отдельных фактов и закономерностей; - входящие в состав теории правила применения ее основных положений; - основные примеры успешного использования теории как демонстрация ее прогностического и эвристического потенциалов.  
5. Виды эмпирических исследований. Эмпирические исследования как познание в ходе непосредственного взаимодействия субъекта и изучаемого объекта можно подразделить на наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Целесообразно рассмотреть возможности и ограничения каждого из этих видов (например, влияние на качество наблюдений гало-эффекта, ошибок контраст и первого впечатления, ориентацию экспериментов на проверку уже сформированной теории, ранее обнаруженных закономерностей и т.д.). В отличие от темы 2, в данной теме следует более подробно остановиться на содержательном обсуждении методов описания, обработки, анализа и интерпретации полученных данных. При обсуждении проблем использования математических методов обработки данных важно обратить внимание на содержательный анализ самих процедур измерения и корректность интерпретации результатов расчетов.  
6. Обработка и документальное оформление результатов исследований. На занятиях по данной теме изучаются различные подходы к систематизации полученных данных, их обработка и обобщение, рассматривается применение законов логики в исследовательской деятельности. Затем излагаются способы представления отдельных данных и правила полного изложения полученных результатов. В заключительной части занятий по данной теме должны быть рассмотрены различные варианты представления результатов исследования: устное сообщение, подготовленные к публикации тезисы выступлений, статьи, монографические издания. Особое внимание должно быть уделено оформлению результатов исследовательской деятельности в виде публичного диссертации, автореферата диссертационного исследования и публичному докладу с изложением результатов диссертационного исследования. При этом важно подчеркнуть различие между магистрской диссертацией (учебно-исследовательской работы, выполненной с целью получения академической степени) и диссертациями на соискание степеней доктора или кандидата наук (научными квалификационными работами, представляемыми на соискание ученых степеней).  
7. Особенности совместной работы группы исследователей. Вначале занятий по данной теме должны быть рассмотрены содержательные различия между исследовательскими организациями, коллективами и отдельными группами. Затем следует проанализировать специфику управления групповыми исследованиями, соотнести различение стилей управления и результативности исследований фундаментального и прикладного характера. После этого можно рассмотреть основные правила эффективной организации групповой исследовательской деятельности на различных этапах ее планирования и осуществления.  
8. Правила разработки программ исследовательской деятельности. Исследовательские проекты: принципы и методы их разработки и реализации. Занятия по данной теме должны начинаться с краткого изложения особенностей проектных видов деятельности. Далее могут быть рассмотрены организационная и содержательная составляющие процесса проектирования предстоящих исследований. Во время занятий должно быть показано, каким образом можно перейти от общего замысла к разработке жизнеспособного плана предстоящего исследования. Можно показать, как эффективной организации исследований способствуют постановка и детальный анализ решаемой проблемы, определение объекта и предмета исследований, выдвижение гипотезы, формулировка решаемых задач, подбор необходимых для их решения методов исследования. Помимо содержательного проектирования следует рассмотреть такие вопросы организации будущих исследований как материально-техническая база предстоящих работ, временные рамки и логическая последовательность решения поставленных задач, планы-графики работы исследовательской группы. Особое внимание следует уделить критериям, показателям и индикаторам, с помощью которых планируется оценивать эффективность планируемой исследовательской деятельности. В заключительной части занятий по данной теме следует уделить внимание вопросам целесообразности и эффективности презентации результатов проведенных исследований.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: