В условиях модернизации российской экономики потребности организаций в инвестиционных ресурсах возрастают. Кроме того, формируется институт инвесторов, заинтересованных в получении достоверной информации об организациях в целях выбора объекта инвестирования. Те же потребности возникают у зарубежных инвесторов, готовых к вложению капитала на территории России. Как и во многих странах с развитой экономикой, в нашей стране эти проблемы могут быть решены с помощью представления организациями отчетности, составленной по МСФО.
Внедрение МСФО в России происходит уже более 15 лет. Конец 80-х годов прошлого столетия ознаменовался распадом СССР и началом проведения в нашей стране экономических реформ, затрагивающих как систему общественных отношений, так и гражданско-правовую среду. Эти процессы шли с явным опережением развития национального бухгалтерского учета; социалистический учет более не мог удовлетворять информационные запросы зарождающейся современной рыночной экономики. Возникла потребность в его реформировании — приведении системы бухгалтерского учета России в соответствие новым условиям хозяйствования.
|
|
Решать столь сложную и ответственную задачу невозможно без учета исторического опыта других рыночно ориентированных стран, анализ которого позволяет заключить: характеристики, определяющие полезность бухгалтерской информации, достигаются либо с помощью непосредственного применения принципов МСФО, либо путем их использования в качестве основы для построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности. Россия для целей реформирования бухгалтерского учета избрала второй путь.
Стартовым официальным документом, заложившим концептуальную базу этого процесса, стала Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 (далее — Программа).
В Программе рассматривались главные задачи реформы:
· сформировать систему стандартов учета и отчетности, обе-
спечивающих полезной информацией пользователей, в пер-
вую очередь инвесторов;
· обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с
основными тенденциями гармонизации стандартов на меж-
дународном уровне;
· оказать методическую помощь организациям в понимании
и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
· Кроме того, в Программе были определены следующие приоритетные направления реформы, позволяющие решить поставленные задачи:
· совершенствование нормативного правового регулирования;
|
|
· формирование нормативной базы (создание стандартов учета);
· методическое обеспечение (подготовка инструкций, методи-
ческих указаний, комментариев);
· кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профес-
сии, подготовка и повышение квалификации специалистов
бухгалтерского учета);
· международное сотрудничество (вступление в международ-
ные организации и активная работа в них; взаимодействие
с национальными организациями, ответственными за разра-
ботку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соот-
ветствующей деятельности).
Как следует уже из самого названия Программы, генеральной целью начатой в России реформы стало обеспечение непротиворечивости отечественной системы бухгалтерского учета принципам международных стандартов — МСФО. Решение столь сложной проблемы предполагало создание национальных стандартов учета и отчетности (положений по бухгалтерскому учету — ПБУ), перманентно совершенствуемых по мере развития рыночных отношений.
Практическое решение поставленных задач началась тотчас. Уже в 1998 г. профессиональное бухгалтерское сообщество России получило национальный стандарт бухгалтерского учета, разработанный Минфином России, — ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Этот документ перевернул сознание российских бухгалтеров — в учетной практике отказались от единственно возможного способа ведения бухгалтерского учета, свойственного социалистической экономике. Российским бухгалтерам предстояло осваивать альтернативные методы учета, выбирать из них оптимальные, учиться формировать профессиональное суждение. Вскоре вслед за названным стандартом появились другие: ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т.д.
Подтвердить правильность избранного курса и уточнить приоритеты дальнейшего реформирования была призвана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению Правительства РФ и одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 (далее — Концепция).
В качестве нерешенных к этому моменту проблем в документе были названы: отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, и необходимой инфраструктуры их применения; неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам; значительное административное бремя, которое несли хозяйствующие субъекты по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет; недостаточное участие профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, развитии бухгалтерской и аудиторской профессии; низкий уровень профессиональной подготовки большинства бухгалтеров и аудиторов, недостаточность навыков использования информации, подготовленной по МСФО, и др.
После долгих дискуссий, проводимых Минфином России и Минэкономразвития и торговли России, было принято судьбоносное для дальнейшего развития российского бухгалтерского учета решение о том, что организациям, не составляющим консолидированную отчетность, при ведении бухгалтерского учета следует руководствоваться исключительно национальными стандартами (ПБУ). Хозяйствующие субъекты России, составляющие такую отчетность, к 2010 г. должны перейти на принципы МСФО.
Переход на формирование консолидированной отчетности по МСФО предполагалось осуществить в два этапа.
|
|
На первом этапе (2004—2007) был намечен перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов1, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.
Второй этап (2008—2010) предполагал обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.
Претворяя положения Концепции в жизнь в целях дальнейшего реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с положениями и принципами МСФО в последние годы в российские нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности внесли существенные коррективы: значительно изменен понятийный аппарат бухгалтерского учета, введены новые учетные категории, методы и принципы подготовки финансовой информации («аффилированные лица», «оценочные резервы», «метод начисления», «дисконтирование», «приоритет экономического содержания перед юридической формой», «осмотрительность», «существенность» и т.п.). Минфин России совершенствовал действующие и вновь разрабатывались ПБУ; с 1 января 2008 г. из российской практики исключен способ оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство или ином выбытии по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
Наиболее результативным в части совершенствования законодательства стал 2010 год. Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» были изменены формы финансовой отчетности, они теперь в большей степени соответствуют действующей редакции МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» придал МСФО в России официальный статус. Как и предполагалось ранее, в Законе подчеркивается, что МСФО не подменяют собой российских ПБУ. Консолидированная финансовая отчетность должна составляться в соответствии с МСФО наряду с бухгалтерской отчетностью организаций, представляемой по РПБУ, которые, в свою очередь, будут совершенствоваться. Официальной бухгалтерской отчетностью юридических лиц в России по-прежнему будет отчетность, составленная по российским правилам. Именно она будет использоваться для распределения дивидендов, налогообложения, статистического наблюдения, надзора.
|
|
К настоящему времени в России разработаны и введены в действие 23 национальных стандарта учета и отчетности, не противоречащие принципам МСФО. Некоторые из них как аналоги соответствующих МСФО приведены в таблице.
Видно, что по большей части направлений учета соответствие достигнуто, следовательно, российская нормативная база бухгалтерского учета применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной программе, — обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями.