И перспективы внедрения МСФО в России

В условиях модернизации российской экономики потребности организаций в инвестиционных ресурсах возрастают. Кроме того, формируется институт инвесторов, заинтересованных в получении достоверной информации об организациях в целях выбора объекта инвестирования. Те же потребности возникают у зарубежных инве­сторов, готовых к вложению капитала на территории России. Как и во многих странах с развитой экономикой, в нашей стране эти проблемы могут быть решены с помощью представления организа­циями отчетности, составленной по МСФО.

Внедрение МСФО в России происходит уже более 15 лет. Ко­нец 80-х годов прошлого столетия ознаменовался распадом СССР и началом проведения в нашей стране экономических реформ, за­трагивающих как систему общественных отношений, так и граж­данско-правовую среду. Эти процессы шли с явным опережением развития национального бухгалтерского учета; социалистический учет более не мог удовлетворять информационные запросы зарож­дающейся современной рыночной экономики. Возникла потреб­ность в его реформировании — приведении системы бухгалтерско­го учета России в соответствие новым условиям хозяйствования.

Решать столь сложную и ответственную задачу невозможно без учета исторического опыта других рыночно ориентированных стран, анализ которого позволяет заключить: характеристики, определяю­щие полезность бухгалтерской информации, достигаются либо с помощью непосредственного применения принципов МСФО, либо путем их использования в качестве основы для построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности. Россия для целей реформирования бухгалтерского учета избрала второй путь.

Стартовым официальным документом, заложившим концеп­туальную базу этого процесса, стала Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандарта­ми финансовой отчетности, утвержденная постановлением Прави­тельства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 (далее — Программа).

В Программе рассматривались главные задачи реформы:

· сформировать систему стандартов учета и отчетности, обе­-
спечивающих полезной информацией пользователей, в пер-­
вую очередь инвесторов;

· обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с
основными тенденциями гармонизации стандартов на меж-­
дународном уровне;

· оказать методическую помощь организациям в понимании
и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

· Кроме того, в Программе были определены следующие приори­тетные направления реформы, позволяющие решить поставленные задачи:

· совершенствование нормативного правового регулирования;

· формирование нормативной базы (создание стандартов учета);

· методическое обеспечение (подготовка инструкций, методи­-
ческих указаний, комментариев);

· кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профес-­
сии, подготовка и повышение квалификации специалистов
бухгалтерского учета);

· международное сотрудничество (вступление в международ­-
ные организации и активная работа в них; взаимодействие
с национальными организациями, ответственными за разра-­
ботку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соот-­
ветствующей деятельности).

Как следует уже из самого названия Программы, генеральной целью начатой в России реформы стало обеспечение непротиво­речивости отечественной системы бухгалтерского учета принци­пам международных стандартов — МСФО. Решение столь сложной проблемы предполагало создание национальных стандартов учета и отчетности (положений по бухгалтерскому учету — ПБУ), перма­нентно совершенствуемых по мере развития рыночных отношений.

Практическое решение поставленных задач началась тотчас. Уже в 1998 г. профессиональное бухгалтерское сообщество Рос­сии получило национальный стандарт бухгалтерского учета, раз­работанный Минфином России, — ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Этот документ перевернул сознание российских бухгалтеров — в учетной практике отказались от единственно возмож­ного способа ведения бухгалтерского учета, свойственного социа­листической экономике. Российским бухгалтерам предстояло осва­ивать альтернативные методы учета, выбирать из них оптимальные, учиться формировать профессиональное суждение. Вскоре вслед за названным стандартом появились другие: ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 5/01 «Учет материально-производ­ственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т.д.

Подтвердить правильность избранного курса и уточнить при­оритеты дальнейшего реформирования была призвана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Феде­рации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению Правительства РФ и одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180 (далее — Концепция).

В качестве нерешенных к этому моменту проблем в докумен­те были названы: отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, и необходимой инфраструк­туры их применения; неоправданно высокие затраты хозяйству­ющих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчет­ности, подготовленной по российским правилам; значительное ад­министративное бремя, которое несли хозяйствующие субъекты по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишние затраты из-за необходимости параллель­но с бухгалтерским учетом вести налоговый учет; недостаточное участие профессиональных общественных объединений в регули­ровании бухгалтерского учета и отчетности, развитии бухгалтер­ской и аудиторской профессии; низкий уровень профессиональ­ной подготовки большинства бухгалтеров и аудиторов, недоста­точность навыков использования информации, подготовленной по МСФО, и др.

После долгих дискуссий, проводимых Минфином России и Минэкономразвития и торговли России, было принято судьбонос­ное для дальнейшего развития российского бухгалтерского учета решение о том, что организациям, не составляющим консолидиро­ванную отчетность, при ведении бухгалтерского учета следует руко­водствоваться исключительно национальными стандартами (ПБУ). Хозяйствующие субъекты России, составляющие такую отчетность, к 2010 г. должны перейти на принципы МСФО.

Переход на формирование консолидированной отчетности по МСФО предполагалось осуществить в два этапа.

На первом этапе (2004—2007) был намечен перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов1, кроме тех, чьи ценные бумаги об­ращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандар­там.

Второй этап (2008—2010) предполагал обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, цен­ные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Претворяя положения Концепции в жизнь в целях дальнейше­го реформирования российского бухгалтерского учета в соответ­ствии с положениями и принципами МСФО в последние годы в российские нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности внесли существенные коррективы: значительно из­менен понятийный аппарат бухгалтерского учета, введены новые учетные категории, методы и принципы подготовки финансовой информации («аффилированные лица», «оценочные резервы», «ме­тод начисления», «дисконтирование», «приоритет экономического содержания перед юридической формой», «осмотрительность», «су­щественность» и т.п.). Минфин России совершенствовал действую­щие и вновь разрабатывались ПБУ; с 1 января 2008 г. из российской практики исключен способ оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство или ином выбытии по себесто­имости последних по времени приобретения материально-произ­водственных запасов (способ ЛИФО).

Наиболее результативным в части совершенствования законо­дательства стал 2010 год. Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организа­ций» были изменены формы финансовой отчетности, они теперь в большей степени соответствуют действующей редакции МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансо­вой отчетности» придал МСФО в России официальный статус. Как и предполагалось ранее, в Законе подчеркивается, что МСФО не подменяют собой российских ПБУ. Консолидированная финансо­вая отчетность должна составляться в соответствии с МСФО наряду с бухгалтерской отчетностью организаций, представляемой по РПБУ, которые, в свою очередь, будут совершенствоваться. Офи­циальной бухгалтерской отчетностью юридических лиц в России по-прежнему будет отчетность, составленная по российским пра­вилам. Именно она будет использоваться для распределения диви­дендов, налогообложения, статистического наблюдения, надзора.

К настоящему времени в России разработаны и введены в дей­ствие 23 национальных стандарта учета и отчетности, не противо­речащие принципам МСФО. Некоторые из них как аналоги соот­ветствующих МСФО приведены в таблице.

Видно, что по большей части направлений учета соответствие достигнуто, следовательно, российская нормативная база бухгал­терского учета применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации выполнить задачу, поставленную в правительственной программе, — обеспе­чить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесто­ров, полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: