Министерство сельского хозяйства
ФГОУ ВПО «БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра агрохимии, почвоведения и экологии
(Практикум)
Для бакалавров факультета заочного
Обучения инженерных направлений подготовки
Брянск 2013 г.
УДК 573:574
ББК 28.0: 20.1
М 83
Мамеева В.Е., Силаев А.Л. Экология. Практикум для бакалавров факультета заочного обучения инженерных направлений подготовки – Брянск. Издательство Брянской ГСХА, 2013. – 160 с.
Рецензент: канд. с.-х. наук, доцент кафедры химии, биотехнологии и физиологии растений Милехина Наталья Витальевна
Рекомендовано к изданию методической комиссией агроэкологического института Брянской государственной сельскохозяйственной академии от 16 сентября 2013 года протокол № 3.
© Мамеева В.Е., 2013
© Силаев А.Л.., 2013
ЗАНЯТИЕ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ
И ИХ ДЕЙСТВИЕ
Экологические факторы природной среды
Основные среды жизни
Цель занятий: изучить классификацию экологических факторов и их влияние на живые организмы. Познакомиться с основными средами обитания живых организмов.
Экологические факторы природной среды
Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами, которые подразделяются на две большие группы: абиотические и биотические.
Абиотические факторы - это комплекс условий неорганической среды, влияющей на организм.
Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.
¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать растениям в океане на глубине 6000 м: вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.
¨ Назовите конкретные факторы среды, которые можно отнести к абиотическим, биотическим или антропогенным. Заполните таблицу:
Факторы среды
Природные | Антропогенные | |
абиотические | биотические | |
¨ Перед вами график зависимости численности жука семиточечной божьей коровки от температуры окружающей среды.
Укажите:
а) температуру, оптимальную для этого насекомого ______
б) диапазон температуры зоны оптимума _______________
в) диапазон температуры зоны пессимума (угнетения) ____
г) две критические точки_____________________________
д) пределы выносливости вида________________________.
¨ Полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях: 10° и 100%, 4° и 80%, 15° и 40%, 28° и 45%, 36° и 55%, 38° и 100%. Гибель менее 50% при сочетаниях 20° и 85%, 22° и 95%, 27° и 55%, 28° и 70%. Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания. Велика ли опасность размножения этого вредителя в районах с летними температурами 18-26 и влажностью воздуха 70 — 90%, в районах с летними температурами 20 - 35° и 20 - 35%?
¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать большинству растений в пустыне летом: температура; свет; вода; ветер; кислород.
¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать скворцам зимой в средней полосе России: температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.
¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать обыкновенной речной щуке в Черном море: влажность; температура; свет; пища; соленость воды; кислород.
¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать кабану зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.
Какое вещество с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле (подчеркните):
а) углекислый газ; б) кислород; в) гелий; г) ионы калия; д) газообразный азот.
Основные среды жизни
Рис. 1. Основные среды обитания
Среда - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимые для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.
Условия жизни, или условия существования, - это совокупность необходимых для организма элементов среды, с которым он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может.
Приспособления организмов к среде называются адаптацией. Способность к адаптации - одно из основных свойств жизни вообще, обеспечивающая возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться.
¨ В какой среде должны жить самые быстродвигающиеся животные? Назовите некоторых из них ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
¨ Почему в других средах скорости передвижения значительно ниже? _______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
¨ В какой среде органы опорно-двигательной системы животных и опорной системы растений должны иметь наивысшее развитие? Почему? _____________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
¨ В какой среде обитают самые крупные и тяжелые животные? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ В каких средах будут встречаться слепые или слабовидящие животные? Напишите названия некоторых из них __________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Объясните, почему в давние времена воины определяли приближение вражеской конницы, приложив ухо к земле ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Ученые-ихтиологи сталкиваются с серьезными проблемами при сохранении для музеев глубоководных рыб. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются, что вызывает нарушение их наружных и внутренних органов. Объясните, почему это происходит ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Объясните, почему почву называют биокосной системой ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.
Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека _________ (грозит, не грозит) высыхание; в среде их обитания колебания температуры, солености, давления __________ (сильные, слабые); среда, в которой они обитают для них химически ______________ (агрессивна, не агрессивна); они ____________ (имеют, не имеют) защитные покровы; они ____________ (имеют, не имеют) органы, связанные с поиском пищи; они ___________ (имеют, не имеют) слух; они ___________ (имеют, не имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц ____________ (большое, небольшое).
Задача 1. Некоторые особенности экологии и энергетического обмена кедровки в зимний период
Вид | Средняя масса, г | Перемещение, км/сут. | Калорийность пищи, ккал | К-во кал/1 г массы |
Каменный глухарь | 0,5 | 0,22 | ||
Белая куропатка | 2,1 | 0,43 | ||
Тундряная куропатка | 1,3 | 0,59 | ||
Рябчик | 0,2 | 0,63 | ||
Кедровка | 9,0 | 0,38 | ||
Кукша | 4,0 | 0,83 | ||
Синица-гаичка | 6,3 | 1,5 |
Поведение кедровки зимой, распределение времени при длительности светового дня 5,5 ч следующее: поиск и добывание орешков 2,5-3 ч; время на перелеты-10-15 мин; отдых - 25-30 мин; ночевка - 18,5-20,5 ч. Кедровка делает в августе - сентябре запасы семян кедровой сосны (до 600 кладовых по 100-120 орешков). Суточная потребность птицы примерно 200 орешков. Ночует зимой на одном месте, над головой защита из веток и снега; прижимается к стволу дерева. При морозах ниже - 45 °С температура кожи снижается на 5-6°С. Возможна гипотермия тела.
Вопросы: 1. В чем проявляются приспособительный характер деталей поведения кедровки, распределения времени в течение суток, выбора места ночевок и гипотермии тела при сильных морозах?
2. В чем адаптивный смысл избыточности запасов кормов? _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. Особенности терморегуляции у животных
Объяснить изменения, вызванные стрижкой белых овец.
Показатель | Нестриженные | Стриженные |
Отражение солнечных лучей | 0,18 | 0,36 |
Температура на кончиках шерсти, 0С | ||
Температура кожи, 0С | 42,5 | |
Температура тела, 0С | 40,2 | 39,8 |
Частота дыхания в мин |
Вопросы: 1. Какие механизмы терморегуляции имеют преимущественное значение для нестриженного и стриженного животного?
2. В какое время вегетационного периода в аридных условиях можно рекомендовать стрижку овец, исходя из продуктивности и здоровья животных и состояния пастбищ? ___________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы
1. Абиотические факторы среды.
2. Антропогенные факторы.
3. Биотические факторы среды.
4. Водная среда жизни. Экологические группы гидробионтов.
5. Зоогенные факторы.
6. Наземно-воздушная среда жизни.
7. Почва как среда жизни.
8. Совместное действие экологических факторов.
9. Содержание, предмет и задачи экологии.
10. Среда и условия существования организмов.
11. Фитогенные факторы.