Экологические факторы природной среды

Министерство сельского хозяйства

ФГОУ ВПО «БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

АГРОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра агрохимии, почвоведения и экологии

 

 

(Практикум)

Для бакалавров факультета заочного

Обучения инженерных направлений подготовки

 

Брянск 2013 г.


УДК 573:574

ББК 28.0: 20.1

М 83

 

 

Мамеева В.Е., Силаев А.Л. Экология. Практикум для бакалавров факультета заочного обучения инженерных направлений подготовки – Брянск. Издательство Брянской ГСХА, 2013. – 160 с.

 

Рецензент: канд. с.-х. наук, доцент кафедры химии, биотехнологии и физиологии растений Милехина Наталья Витальевна

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией агроэкологического института Брянской государственной сельскохозяйственной академии от 16 сентября 2013 года протокол № 3.

 

© Мамеева В.Е., 2013

© Силаев А.Л.., 2013

 


ЗАНЯТИЕ 1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

И ИХ ДЕЙСТВИЕ

Экологические факторы природной среды

Основные среды жизни

 

Цель занятий: изучить классификацию экологических факторов и их влияние на живые организмы. Познакомиться с основными средами обитания живых организмов.

Экологические факторы природной среды

Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами, которые подразделяются на две большие группы: абиотические и биотические.

Абиотические факторы - это комплекс условий неорганической среды, влияющей на организм.

Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.

¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать растениям в океане на глубине 6000 м: вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

¨ Назовите конкретные факторы среды, которые можно отнести к абиотическим, биотическим или антропогенным. Заполните таблицу:

 

Факторы среды

 

Природные Антропогенные
абиотические биотические
     
     
     
     
     
     
     

 

¨ Перед вами график зависимости численности жука семиточечной божьей коровки от температуры окружающей среды.

Укажите:

а) температуру, оптимальную для этого насекомого ______

б) диапазон температуры зоны оптимума _______________

в) диапазон температуры зоны пессимума (угнетения) ____

г) две критические точки_____________________________

д) пределы выносливости вида________________________.

 

 

 

¨ Полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях: 10° и 100%, 4° и 80%, 15° и 40%, 28° и 45%, 36° и 55%, 38° и 100%. Гибель менее 50% при сочетаниях 20° и 85%, 22° и 95%, 27° и 55%, 28° и 70%. Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания. Велика ли опасность размножения этого вредителя в районах с летними температурами 18-26 и влажностью воздуха 70 — 90%, в районах с летними температурами 20 - 35° и 20 - 35%?

¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать большинству растений в пустыне летом: температура; свет; вода; ветер; кислород.

¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать скворцам зимой в средней полосе России: температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать обыкновенной речной щуке в Черном море: влажность; температура; свет; пища; соленость воды; кислород.

¨ Среди перечисленных факторов подчеркните ограничивающий, значение которого не позволяет существовать кабану зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

Какое вещество с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле (подчеркните):

а) углекислый газ; б) кислород; в) гелий; г) ионы калия; д) газообразный азот.

 

Основные среды жизни

Рис. 1. Основные среды обитания

 

Среда - это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимые для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Условия жизни, или условия существования, - это совокупность необходимых для организма элементов среды, с которым он находится в неразрывном единстве и без которых существовать не может.

Приспособления организмов к среде называются адаптацией. Способность к адаптации - одно из основных свойств жизни вообще, обеспечивающая возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться.

¨ В какой среде должны жить самые быстродвигающиеся животные? Назовите некоторых из них ___________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

¨ Почему в других средах скорости передвижения значительно ниже? _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

¨ В какой среде органы опорно-двигательной системы животных и опорной системы растений должны иметь наивысшее развитие? Почему? _____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

¨ В какой среде обитают самые крупные и тяжелые животные? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¨ В каких средах будут встречаться слепые или слабовидящие животные? Напишите названия некоторых из них __________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

¨ Объясните, почему в давние времена воины определяли приближение вражеской конницы, приложив ухо к земле ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¨ Ученые-ихтиологи сталкиваются с серьезными проблемами при сохранении для музеев глубоководных рыб. Поднятые на палубу корабля, они в буквальном смысле слова взрываются, что вызывает нарушение их наружных и внутренних органов. Объясните, почему это происходит ______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

¨ Объясните, почему почву называют биокосной системой ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

¨ Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.

Многоклеточным паразитам, обитающим в органах и тканях человека _________ (грозит, не грозит) высыхание; в среде их обитания колебания температуры, солености, давления __________ (сильные, слабые); среда, в которой они обитают для них химически ______________ (агрессивна, не агрессивна); они ____________ (имеют, не имеют) защитные покровы; они ____________ (имеют, не имеют) органы, связанные с поиском пищи; они ___________ (имеют, не имеют) слух; они ___________ (имеют, не имеют) органы зрения; количество продуцируемых ими яиц ____________ (большое, небольшое).

 

 

Задача 1. Некоторые особенности экологии и энергетического обмена кедровки в зимний период

Вид Средняя масса, г Перемещение, км/сут. Калорийность пищи, ккал К-во кал/1 г массы
Каменный глухарь   0,5   0,22
Белая куропатка   2,1   0,43
Тундряная куропатка   1,3   0,59
Рябчик   0,2   0,63
Кедровка   9,0   0,38
Кукша   4,0   0,83
Синица-гаичка   6,3   1,5

 

Поведение кедровки зимой, распределение времени при длительности светового дня 5,5 ч следующее: поиск и добывание орешков 2,5-3 ч; время на перелеты-10-15 мин; отдых - 25-30 мин; ночевка - 18,5-20,5 ч. Кедровка делает в августе - сентябре запасы семян кедровой сосны (до 600 кладовых по 100-120 орешков). Суточная потребность птицы примерно 200 орешков. Ночует зимой на одном месте, над головой защита из веток и снега; прижимается к стволу дерева. При морозах ниже - 45 °С температура кожи снижается на 5-6°С. Возможна гипотермия тела.

Вопросы: 1. В чем проявляются приспособительный характер деталей поведения кедровки, распределения времени в течение суток, выбора места ночевок и гипотермии тела при сильных морозах?

2. В чем адаптивный смысл избыточности запасов кормов? _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 2. Особенности терморегуляции у животных

Объяснить изменения, вызванные стрижкой белых овец.

 

Показатель Нестриженные Стриженные
Отражение солнечных лучей 0,18 0,36
Температура на кончиках шерсти, 0С    
Температура кожи, 0С 42,5  
Температура тела, 0С 40,2 39,8
Частота дыхания в мин    

Вопросы: 1. Какие механизмы терморегуляции имеют преимущественное значение для нестриженного и стриженного животного?

2. В какое время вегетационного периода в аридных условиях можно рекомендовать стрижку овец, исходя из продуктивности и здоровья животных и состояния пастбищ? ___________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы

 

1. Абиотические факторы среды.

2. Антропогенные факторы.

3. Биотические факторы среды.

4. Водная среда жизни. Экологические группы гидробионтов.

5. Зоогенные факторы.

6. Наземно-воздушная среда жизни.

7. Почва как среда жизни.

8. Совместное действие экологических факторов.

9. Содержание, предмет и задачи экологии.

10. Среда и условия существования организмов.

11. Фитогенные факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: