Как оценить вероятность самоубийства

Содержание

Мотивы суицидального поведения у детей и подростков.......... 3

Как оценить вероятность самоубийства....................................... 3

Как разговаривать с депрессивным подростком......................... 5

Работа с семьей суицидального подростка.................................. 8

Самокритичность как предпосылка суицидальности................. 9

Особенности, характеризующие самоубийство........................ 10

Знаки, предупреждающие о суицидальности............................ 14

Статистика суицидального поведения подростков................... 15

Пример из практики..................................................................... 17

Терапия суицидальных подростков............................................ 19

Характерные черты жизнестойкого ребенка............................. 20

Негативные и позитивные факторы в жизни ребенка.............. 21

Примеры компенсации негативных факторов........................... 24

 


Мотивы суицидального поведения
у детей и подростков

Дети редко заканчивают жизнь самоубийством. Тем не менее, идеи о самоубийстве, угрозы и попытки самоубийства достаточно часты. Они просто не оканчиваются успехом.

Маленькие "суициденты" думают, что смерть явление преходящее. Они не понимают окончательности события. Часто суицидальные фантазии многих детей подразумевают уход от трудных жизненных ситуаций, желание наказать своих родителей, желание получить избавление от болезненных чувств. И конечно, эти мотивы присущи как подросткам, так и взрослым.

Если ребенок потерял любимого человека, особенно одного из родителей, они могут захотеть убить себя, чтобы объединиться с ушедшим родителем. Смерть родителя может быть пусковым механизмом, поэтому и за таким ребенком необходимо наблюдение.

Особыми факторами риска для детей является суицидальное поведение родителей, а так же факты разъезда родителей, супружеских ссор, физического насилия над детьми, неприятие их родителями. Дети склонные к самоубийству чувствуют себя лишенными чего-то, не любимыми и обычно у них очень противоречивые чувства по отношению к родителям. С одной стороны, они любят родителей, но так же проявляют злобу и ненависть к ним, которые затем вызывают огромное чувство вины, и для них это, конечно, очень болезненно.

Суицидальное поведение так же может быть связано с беспокойством ребенка по поводу собственных успехов в школе. Причем, совершенно не важно как ребенок на самом деле учится. Одаренные дети более склонны к самоубийству. И не в последней степени из-за того, что их стандарты самооценки столь высоки и столь жестко они их себе поставили. Такого рода детская депрессия ведет к продолжению этих проблем в подростковом и во взрослом возрасте.

Как оценить вероятность самоубийства

Когда бы я ни консультировала подростков в стадии депрессии, я всегда провожу обследование на возможность самоубийства. Я всегда выясняю, не изменились ли у него привычки сна, еды, не стал ли он спать больше или меньше обычного, просыпать или рано просыпаться. Я спрашиваю его напрямую, не думал ли он о самоубийстве. Сам факт вынесения этого вопроса на обсуждение не заставляет подростка начинать думать о самоубийстве, и конечно, не заставляет его сделать это. И если у подростка были на самом деле суицидальные мысли, то благодаря этому вопросу он сможет рассказать о них, что может стать для него большим облегчением.

Если он вам говорит, что он думал об этом, то вы должны спросить, о том, есть ли у него план того, как он это будет делать. Если он говорит: "Да", то спросите, как он собирался приводить его в исполнение. В конце концов вы должны спросить, что его останавливает.

Можно также спросить, не пережил ли он недавно какую-то большую потерю: развод родителей, потерю близкого друга или подруги, потерю одного из родителей, может быть, кто-то в семье совершал покушение на самоубийство. Это обычно бывает пусковым механизмом для подростков. После этого спросите напрямую: "Ты пытался когда-то совершить самоубийство". Иногда подросток может ответить: "Да, я пытался принять таблетки". И оказывается, что вы первый человек, которому он это рассказал.

Спросите, не было ли у него друзей или одноклассников, которые пытались совершить самоубийство. Если у подростка был конкретный план, и он не может вам сказать, что у него есть что-то, что останавливает его осуществление, то он находится в стадии большого риска. И вы не должны его отпускать из офиса до тех пор, пока вы не поместите его в безопасное место, будь то больница или что-нибудь еще. Звоните родителям, потому что здесь конфиденциальность не уместна. И если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы сможете сделать для себя, это не заниматься этим в одиночку. Пусть в это будут вовлечены и другие люди, потому что, чем больше будет вовлечено народу, тем лучше они смогут справиться со всеми деталями, и, конечно, разделить эту огромную ответственность, которая оказалась в этот момент на ваших плечах.

Подростков, находящихся в серьезной депрессии, но не думающих о самоубийстве, я прошу дать мне согласие, пообещать в письменной форме, что он или она не будет делать ничего вредящего себе, не позвонив какому-нибудь конкретному (названному мной) человеку. Это могу быть я сама, но хорошо, если бы это были два человека, чтобы одного из нас, по крайней мере, всегда можно было бы застать. Кому-нибудь, кто находится в серьезной депрессии, я бы не позволила покинуть мой офис, пока он не напишет подобное обязательство.

Вопрос: "Если ребенок постоянно говорит о самоубийстве, как оценить собирается ли он действительно покончить с жизнью?"

У меня был 16-летний гиперактивный мальчик, который все время забирался на крышу и говорил, что сбросится вниз. Я начала работать с ним, это было серьезно, и я была очень обеспокоена. Я сказала ему, что нам надо об этом обязательно поговорить. Мы с ним прошли по всем вышеупомянутым вопросам, и он сказал: "Да бросьте Вы, я же пошутил. Я просто был так рассержен на родителей, что делал это". И тогда работа пошла в другом направлении, а именно в том, чтобы он смог научиться выражать свой гнев по-другому.

То есть, даже если вы считаете, что суицидальные угрозы ребенка не серьезны, все равно усадите ребенка, и обязательно задайте все эти вопросы. Потому что это может оказаться тем, что делал ребенок, которого я привела в пример, а может быть и так, что ребенок признается, что он серьезно об этом думал и вполне возможно, что он когда-нибудь это и сделает, потому что мы знаем, что подростки импульсивны, когда их эмоции достигают пиков. Эмоции подростков подобны американским горкам. И подростковый возраст это именно тот возраст, когда уровень суицидального поведения очень высок по сравнению с другими возрастами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: