Первая группа—дети с сильным и уравновешенным типом нервной системы, для которых характерна быстрая и прочная выработка как положительных, так и тормозных условных рефлексов, раннее приобретение ими новых двигательных актов, хорошее приспособление к новым условиям.
Вторая группа—дети с сильным типом нервной системы, но с преобладанием раздражительного процесса над тормозным, у которых легко и быстро происходит образование положительных условных рефлексов, но с трудом вырабатывается дифференцировка. Преобладание возбуждения над торможением ясно видно из их поведения, подвижности, быстро наступающего, но неглубокого сна, повышенного аппетита.
Третья группа—дети с непрочно выработанными положительными условными рефлексами, у которых живой мигательный рефлекс вырабатывается, но держится нестойко, легко тормозится с применением дифферен-цировочного раздражителя. Все это указывает на наличие у них последовательного торможения, имеющего место при иррадиации слабого тормозного процесса.
|
|
Четвертая группа—дети со слабой силой нервных процессов, характеризующихся плохой выработкой условных рефлексов и крайней непрочностью последних. Результаты наблюдения за общим развитием и поведением гармонируют с данными рефлексов. Такие дети малоподвижны, имеют неустойчивое, быстро сменяющееся настроение, легко утомляются.
Проблему типологии детей еще нельзя считать окончательно разрешенной. Требуются дальнейшие исследования в этой области. Но все же и при известном несовершенстве и условности названных выше классификаций ими можно пользоваться в клинической практике. Подход к ребенку, организации его режима дня, питания и т. д. должен строиться не только на основе данных возрастной анатомии и физиологии, но и с учетом типологических особенностей его нервной системы.
Надо думать, что ребенок с сильным уравновешенным типом нервной системы всегда будет более приспособлен к различным отклонениям от обычного питания и изменениям во внешней среде. Наоборот, дети со слабым типом нервной системы и неуравновешенными нервными процессами труднее адаптируются к условиям измененной среды и требуют к себе большего внимания.