Анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в2016/2017 учебном году

Государственное автономное учреждение

Дополнительного профессионального образования Республики Карелия

«Карельский институт развития образования»

 

185005, Российская Федерация, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Правды, д. 31

Тел./факс (814-2) 57-40-90 Е-mail: rector@kiro-karelia.ru

 

Анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в2016/2017 учебном году.

Региональный этап Всероссийской олимпиадышкольников в 2016/2017 учебном годупроходил в сроки, установленные Министерством образования и науки Российской Федерации с 11 января по 22 февраля 2017 года по 21 предмету.

В 2016/2017 учебном году участниками стали 320 школьников. Из них 74 человека – победителии призеры, что составило 23, 13%.Количество участников, выполнивших 50% и более олимпиадных заданий, составило 153 человек (47,81%).

В 2015/2016 учебном году участников было 306. Их них 61 человек стали победителями и призерами, что составило 19, 93%. Количество участников, выполнивших 50% и более олимпиадных заданий, составило 138 человек (45,10%).

При сравнении с предыдущим учебным годом следует отметить положительную динамику не только увеличения численности участников олимпиады, но и увеличение на 3,2% количества победителей и призеров.

За последние 3 года сократилась численность участников с 616 человек до 320 (почти в 2 раза), но количество победителей и призеров практически не изменилось, отмечен незначительный рост показателей числа выполнивших олимпиадные задания на 50% и более процентов,

Проблемой остается и то, что большое количество участников не справляются с заданиями на 50%, а также не происходит значительного роста количества победителей и призеров, результаты которых близки к максимальным баллам.

В региональном этапе олимпиады 2016/2017 учебного года приняло участие 160 обучающихся образовательных учреждений Республики Карелия (50% от общего числа участников)и 160 школьников из г. Петрозаводска (50% от общего числа участников).

 

Предмет Количество участников регионального этапа
IX класс X класс XI класс Общее кол-во всего
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.        
Английский язык                      
Астрономия                      
Биология                      
География                      
Информатика (ИКТ)                      
Искусство (Мировая художественная культура)                      
История                      
Испанский язык                      
Итальянский язык                      
Китайский язык                      
Литература                      
Математика                      
Немецкий язык                      
Обществознание                      
Основы безопасности и жизнедеятельности                      
Право                      
Русский язык                      
Технология                      
Физика                      
Физическая культура                      
Французский язык                      
Химия                      
Экология                      
Экономика                      
ИТОГО                      

 

Самые многочисленные олимпиады прошли по предметам: русский язык(24участника), литература(29 участников), английский язык(30 участников), физическая культура(32 участника), биология(29 участников), основы безопасности жизнедеятельности(24 участника).

Активно и результативно приняли участие в олимпиадах школьники общеобразовательных учреждений:

§ Петрозаводского городского округа-160участников,

§ Кондопожского района-27 участников,

§ Олонецкого района-18 участников

§ Сегежского района- 15 участников,

§ Беломорского района-13 участников,

§ Кемского района- 12 участников,

§ Питкяранского района- 10 участников,

§ Суоярвского района-10 участников.

В региональном этапе приняли участие представители практически всех муниципальных районов и городских округов республики, за исключением Пудожского района.

По результатам регионального этапа определено 28 победителей и 46 призеров, 66% из них обучающиеся общеобразовательных учреждений города Петрозаводска.

Сохраняется положительная тенденция к участию школьников в нескольких предметных олимпиадах и к достижению ими призовых мест в нескольких олимпиадах:

Ивашкина Фаина, победитель по литературе и обществознанию, призер по искусству (МХК). - МОУ средняя общеобразовательная школа №6 г. Кондопога РК;

Ульянов Алексей, победитель по физике, истории, информатике. - МОУ «Державинский лицей»;

Ширпаков Григорий, победитель по географии, призер по математике. -МОУ «Университетский лицей»;

Милашевская Алиса, победитель по обществознанию, призер по праву. - ГБОУ РК «Специализированная школа искусств»;

Павкова Ксения, победитель по праву, призер по обществознанию. - МКОУ «Лахденпохская СОШ»;

Хамицкая Екатерина, призер по биологии и немецкому языку. - МОУ «Лицей №1»;

Плохова Алина, призер по английскому языку и обществознанию.- МОУ «Гимназия №17».

 

В аналитических отчетах по итогам олимпиады председатели предметно-методических комиссий отмечают:

 

Английский язык

Наиболее сложными оказались задания по разделу “UseofEnglish”, где лучшие результаты составили лишь чуть больше 50 % работы: из 40 баллов только 7 участников (23%) набрали от 20 до 23, а 18 человек не достигли 50% порога выполнения задания.Как и в 2016 году, учащиеся справились с заданием раздела “ListeningandReading” лучше всего. Задание по разделу “ListeningandReading”, предлагающее соотнести информацию из графического и аудитивного текстов, требовало от участников высокого уровня развития оперативной памяти в условиях ограниченного времени и стрессовой ситуации соревнования. Но в сравнении с результатами 2016 г., где из максимально возможных 40 баллов 26 человек (81%) получили от 35-40 баллов, в 2017 г. только 14 человек (46%) набрали от 35 до 39 баллов, 1 человек не достиг 50% порога выполнения задания. Результаты раздела «Письмо» выше результатов прошлого года (в 2016 г. 7 участников (22%) набрали менее половины возможных баллов). Сравнительно высокие баллы (15-16 из 20 возможных) набрали 7 человек (23%), 20 человек (67%) набрали от 10 до 14 баллов, 1 человек – 9 баллов, и, к сожалению, 2 работы получили «0» за РКЗ.Интересным и сложным оказалось задание по разделу “Speaking”, в котором участники должны были подготовить сообщение о современных Чудесах Света по предложенной информации о каналах и туннелях в разных странах, пользуясь фактами на английском языке. Прослушав текст партнера, второй участник должен был задать два уточняющих вопроса. Выполнение данного задания потребовало концентрации внимания и запоминания большого объема информации. По данному разделу в 2017 г. из 20 возможных баллов высокие (18-20) получили 7 человек (23%), что сопоставимо с результатами прошлого года - 22%. 5 человек не достигли порога в 10 баллов, 1 человек из-за плохого самочувствия в этом конкурсе не смог участвовать.

Результаты. В целом, карельские участники показали неплохие результаты 86,67% (26 человек) преодолели 50% рубеж, хотя никто из них не получил возможный максимум (120 баллов). Победитель получил 94 балла (78% от максимального количества). В 2016 г. у победителя было такое же количество баллов. Среди девятиклассников наилучший результат - 89 баллов; среди учащихся 11 классов - 89 баллов.

· незначительное сокращение участников по сравнению с 2016 г. (32) и 30 в 2017 г., и увеличение представительства районов Республики Карелия – 14 человек (почти половина всех участников) из 9 районов (в 2016 г. – 5 районов);

· значительное снижение уровня выполнения заданий победителем Олимпиады – 78% (94 от максимального балла 120), в 2016 г. – 94 – 85,5% от максимального, а в 2015 г. максимальный балл был 106 – 96,3%.

· особенно отметим, что все учащиеся 9 классов справились с заданиями, 4 участника (3 из районов), учащиеся 10 и 11 классов, не достигли 50% выполнения заданий.

· незначительное снижение количества участников не может свидетельствовать о понижении интереса учащихся РК к предмету «иностранный язык» и понижению уровня владения им по результатам одного года. Вместе с тем, полученные результаты требуют определенных действий со стороны учителей английского языка.

Несмотря на технические изменения, касавшиеся обеспечения секретности заданий олимпиады, члены жюри и сопровождающие участников учителя отмечают чёткую организацию: все необходимые материалы были подготовлены вовремя; аудитории соответствовали требованиям; а также комфортную обстановку проведения олимпиады.

 

Биология

Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий, - 29. Из них учащихся 9 класса – 11 человек, 10 класса – 7 человек, 11 класса – 11 человек. 14 человек(48,27%) выполнили задания теоретического тура на 50% и выше.

Теоретический тур. В целом задания теоретического тура для 9 класса от 50% баллов и выше выполнили 5 (45%) участников. Максимальный показатель выполнения заданий – 60% баллов. Это средний уровень. Задания теоретического тура для 10 класса от 50% баллов и выше выполнили только 4 (36%) участника. Максимальный показатель – 60% баллов. Это уровень выше среднего, хотя желателен более высокий показатель от 70-80 %. Задания теоретического тура для 11 класса от 50% баллов и выше выполнили только 5 (45%) участников. Максимальный показатель – 61% баллов. Это уровень выше среднего, но желателен более высокий показатель от 70-80 %.

Таким образом, результаты теоретического тура показывают, что существуют определенные проблемы в подготовке школьников всех возрастных категорий к всероссийской олимпиаде по биологии как на уровне образовательных организаций, так и на уровне региона в целом. Необходимо уделять больше внимания теоретической подготовке обучающихся, проявляющих заинтересованность в изучении предмета.

Практический тур. Второй тур проходил на базе лабораторий эколого-биологического факультета Петрозаводского государственного университета. Участникам каждого класса предлагалось пройти по 3 лаборатории (станции). Продолжительность каждой станции – 45 минут. Дляобучающихся 9 класса предлагались станции «Ботаника», «Зоология», «Анатомия и физиология человека»; для 10 класса – станции «Физиология и морфология растений», «Зоология», «Анатомия и физиология человека»; для 11 класса - «Ботаника», «Анатомия и физиология человека», «Биохимия».

На станции «Ботаника» 9-классники затруднялись с определением растений местной флоры, формул цветков. Работа с определителем осуществлялась лучше, чем в предыдущие годы. Большинство 11-классников успешно справлялись с изготовлением микропрепаратов из какой-либо части предложенных побегов растений, изображением растительных тканей среза, определением, вида растения, его морфологического органа.

На станции «Физиология и морфология растений» 10-классники не справились с изучением анатомо-морфологической структуры клубня картофеля (Solanumtuberosum), но успешно определили и рассчитали осмотический потенциал клеток клубня.

На станции «Биохимия» только 1 участник 11 класса смог показать хорошие навыки расчетов с целью приготовления эталонных растворов глюкозы и вычислением активностей группы ферментов, умение работать с химическими реактивами и посудой, некоторым химическим оборудованием (кипящая водяная баня).

На станции «Человек и его здоровье» 9-классники и 10-классники затруднялись в определении тканей, но даже в случае правильного определения не могли дать обоснование ответа. Для участников 9-го класса трудными оказались также вопросы, связанные с определением костей скелета по изображениям на рисунках. 10-классники затруднялись с описанием функций коры больших полушарий, но хорошо описывали функции желудка, поджелудочной железы. Также многие из них не смогли рассчитать длительность сердечного цикла и применить для изображения ЭКГ заданную скорость 50 мм в сек.

Участники 11 класса плохо выполняли рисунки тканей, производных энтодермы, хотя ткани определили правильно; допустили много ошибок в описании стадий развития зародыша человека, хромосомные аномалии человека путали с названиями синдромов.

На станции «Зоология» в целом школьники 9-х классов справились с предложенными заданиями наполовину. Затруднения были связаны в основном с указанием точной систематической принадлежности, с определением типа питания и экологической роли животных. Многие участники не знали особенности внутреннего строения беспозвоночных.

Участники 10-х классов справились с большинством предложенных заданий. Тем не менее, возникли сложности с правильным написанием зубных формул зверей, а также с определением отряда, места в пищевой цепи, значения в природе и для человека некоторых представителей местной фауны.

Общее впечатлениеот прошедшей олимпиады по биологии в 2017 году положительное. Все участники проявили заинтересованность, сосредоточенность и, несмотря на ошибки или проблемы при выполнении заданий, стремились наиболее полно представить свои знания и умения, точно выполнить работу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: