Анализ костюмов Западноевропейский костюм XVIII и XIX века

Показатели Исторический период. Страна Мужской образ Женский образ
  Европа XVIII век Рококо      
Идеал красоты   Придворный франт Красавица эпохи рококо имеет узкие плечи и тонкую талию, маленький лиф контрастирует с огромной округлой юбкой. Декольте увеличивается, а юбка несколько укорачивается. В связи с этим пристальное внимание начинает уделяться нижнему белью.
Виды и формы одежды   Мужской костюм по-прежнему состоит из белья, жилета, длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими рукавами) и кюлотов. В начале века силуэт жюстокора — прилегающий с расширением книзу, которое поддерживалось каркасом или жесткой прокладкой; длина жюстокора — до коленей. Верхней мужской одеждой, полностью вытеснившей плащи, становится редингот. Платье эпохи рококо почти не подчеркивает фигуры. Внимание сосредотачивается на шее, лице, руках, казавшихся хрупкими среди кружевных оборок, рюшей и лент. Обнажать женскую грудь, касаться ее и целовать — отныне считалось вполне приличным. Под корсетом и панье носили тонкую белую рубашку, расшитую шёлком, шитьём и кружевами. Поверх рубашки, корсета и панье надевали выходную шёлковую или парчёвую юбку, а иногда и две, но так чтобы верхняя, пышно декорированная, не полностью закрывала нижнюю, украшенную рюшами или оборками.  
Особенности ткани фактура, цвет, орнамент   Цветовая гамма этого периода включает нежные оттенки коричневого, желтого, зеленого. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, жилет и кюлоты) выполняли одного цвета или жилет и кюлоты — однотонные, фрак — в тональной гармонии; иногда фрак и кюлоты делали из одной ткани, а жилет — белый с богатой вышивкой цветным шелком. В Париже не осталось ничего, вплоть до уличной грязи, чтобы не дало названия какому-нибудь оттенку шёлка: «Сточная канава» или цвет вышивки «парижская грязь», которой мадемуазель Ленорман отделала своё «Турецкое платье», вызвавшее настоящий фурор в обществе.
Элементы костюма   Украшением костюма служили брелки, прикрепляемые на плетеных шнурках или цепочках к поясу кюлот. В качестве дополнения брали трость, а самые страстные модники выходили в свет вооружившись огромным веером, с резными перламутровыми фигурками красочными росписями, в том числе весьма фривольного содержания. В костюме значительно уменьшаются детали и усложняется декор. Такое платье называется «Полонез». Его обильно отделывали оборками, рюшами, всевозможными кружевами, цветами и выполнялось оно из более тонких и мягких тканей с мелким узором. Корсет имел низкий вырез, благодаря чему грудь стала почти открытой. В его задачу входило приподнять бюст, соблазнительно виднеющийся сквозь тонкую кружевную оборку в вырезе платья.
Обувь   Чрезмерно модным становится всё необычное, диковинное, странное. Это коснулось и обуви. На улицу выходили в полубашмаках из чёрной лаковой кожи на красных каблуках, поверх надевали деревянные сандалии-«галоши», тоже красные.
Головные уборы, прически, украшения, косметика   Головные уборы — небольшие шляпы с полями, узкими спереди и загнутыми с боков. В начале XVIII века треуголка довольно значительна по размеру. Кроме того, она украшена страусовыми перьями, галуном, нередко — пышным бантом. Постепенно шляпа становится меньше и декоративнее. Исчезает пышный плюмаж из перьев, утрачивается значительная часть декорирующих деталей.     Парики в эпоху рококо приобретают поистине гротескные причудливые формы. На головах носят целые натюрморты из цветов, перьев, лодки с парусами и даже мельницы. В моду вошли также специальные черные шелковые пластыри — «мушки».
Ампир XIX в.  
Идеал красоты   Идеал гармонии души и тела. Внешность – прямой нос, округлый подбородок, выпуклые большие глаза. Простота и естественность. Женский силуэт того периода должен походить очертаниями на высокую и стройную колонну. Но линия плеча, в отличие от периода Классицизма, становится шире за счет того, что ее стали подчеркивать короткими шарообразными рукавами. В более позднем периоде силуэт фигуры визуально стали делать менее высоким и стройным.
Виды и формы одежды   Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Зимой и осенью мужчины носили редингот с несколькими воротниками или пелериной.
Особенности тканей: фактура, цвет, орнамент   Характерными элементами орнамента были античные лавровые венки, луки, стрелы, пальмовые ветви, львы. Плотными симметричными рядами располагались орнаментальные рельефы, росписи на неподвижной глади дворцовых стен или лакированной мебели, создавая величественную монументальность интерьера.
Элементы костюма   Мужской костюм ампир был не менее торжественным и величественным, чем женский. Он обязательно состоял из белой рубашки со стоячим накрахмаленным воротником. Другими характерными составляющими элементами ампирного мужского наряда были короткий пестрый жилет и фрак. В то время самой излюбленной мужской одеждой был фрак, его мужчины носили в виде повседневного и торжественного одеяния. Жилет и фрак, из которых состоял мужской костюм стиля ампир, шили из однотонных тканей разных цветов. Также представители сильного пола носили одежду в полоску или с другими узорчатыми рисунками. Самым первым женским костюмом ампир во Франции было платье, или длинная идеальная туника, известная под названием шмиз. Это был наряд из тонкого полотна или муслина с круглым глубоким вырезом и небольшими рукавами-фонариками. Характерной особенностью женского наряда того времени было наличие высокой талии, акцент делался с помощью тонкого пояска, завязанного сразу под грудью.
Прически   Архаика: длинные волосы и длинные бороды Классика: спортивная прическа из коротких волос у молодежи, у зрелых мужчин – полудлинные волосы, более короткие бороды.  
Головные уборы   Прически в основном короткие, головные уборы — высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Головные уборы делались на восточный образец — популярны были тюрбаны, чалмы, шляпки, на которые шли лёгкие муслиновые и шифоновые ткани, перевивая бусами и укрепляя на нём перья брошью, а также береты со страусовыми перьями.
Обувь   Туфли — открытые, плоские, кожаные на низком каблуке. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.
Выводы   Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.  
Классицизм XIX века      
Идеал красоты   Суровый, выносливый, крепкого телосложения В этот период не поощрялись телесные излишества. Фигура должна была быть не жирной и не худой, такой, чтобы не оскорблять взор смотрящего. Лицо должно быть правильное: симметричное, ровный нос, не худосочное. В общем, возвращался ренессанс.
Виды и форма одежды   мода того периода была связана с простотой и натурализмом, проникнув на континент она изначально начинает пользоваться популярностью у буржуазии и дворянской молодёжи, но затем проникает и в высшие слои общества. Жёсткие каркасы для юбок платьев выходят из употребления, юбка теперь драпируется не по бокам, а сзади, такую юбку называют турнюр. Одежду того периода можно увидеть на картинах английских художников Гейнсборо, Рейнольде. Причём для платьев чаще всего используются лёгкие ткани светлых тонов. Платья также начинают подпоясывать поясом чуть выше талии, завышенная талия будет весьма характерна для следующего за классицизмом стиля – ампир.
Особенности тканей фактура, цвет, орнамент   Именно в эпоху классицизма в мужскую моду входят и галстуки. Галстуки берут своё начало от шейных платков, которые были известны и в Древнем Риме, и в Китае. Во времена тридцатилетней войны (первая половина XVII века) европейцы увидели галстуки, шейные платки, завязанные на шеях узлом, у хорватских солдат. Популярны же галстуки становятся в годы французской революции и Директории, так в это время мужчины носили платки из белой материи, а французские революционеры в знак протеста носили чёрный галстук под названием «чёрное проклятие».
Элементы костюма   Редингот – что-то среднее между пальто и сюртуком, он также приходит из Англии, где первоначально служил для верховой езды. Жабо и манжеты на рубашках становятся уже. Кюлоты остаются по-прежнему узкими и застёгиваются под коленом. Чулки были белыми или полосатыми. Обувью служили башмаки с большой металлической пряжкой. Фракимел стояче-отложной воротник и отогнутые от талии полы. Такой фрак служил парадной одеждой. Костюм дополнялся капорами всевозможных фасонов, иногда с вуалью, шляпой типа «ток», длинными лайковыми перчатками, часто без пальцев. Модницы закутывались в кашмирские шали, вывезенные из Индии во время экспедиции Наполеона. Шалистоили огромных денег и считались основой женского гардероба. Особенно ценилось искусство драпировки шали. В эти годы дамский гардероб пополнили и русские шубы.
Обувь   Обувь в эти годы приобрела каблук. Обувь была легкой, без каблуков, с узким носом и лентами, которыми крест-накрест обвязывали ногу.
Прически. Головные уборы. Косметика   В моду входят шляпы — конические, с невысокой тульей и узкими полями. А к рединготу надевают цилиндр. Причёски первоначально ещё оставались высокими и напудренными, но затем волосы перестают пудрить и начинают завивать в локоны.
Сравнение   Стиль ампир отличался от классицизмабольшей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Два популярных направления – ампир и классицизм в архитектуре оставили после себя великий след в истории. По своей сути ампир является одним из этапов исторического развития классицизма, одним из его ответвлений, поэтому говорить об этих стилях, как о совершенно разных направлениях нельзя. мпир является завершающим этапом развития классицизма, он был популярным в первые три десятилетия. Ампир, или поздний классицизм – именно так это направление обозначается в искусстве, был призван служить государству периода правления с целью прославления его личности и совершенных им подвигов. Чем отличается стиль ампир от классицизма, если говорить о выборе цветовой гаммы? согласно законам классицизма, был строго выдержан в светлых и насыщенных тонах ванили, широко применялся бледно-голубой и цвет молодой листвы
         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: