Хотя ОВОС является составной частью предпроектной (или проектной)
документации, одновременно этот раздел представляет собой законченное
исследование, которое должно быть понятно как специалистам, так и широким
кругам заинтересованных лиц (администрация и население района деятельности)
даже без обращения к технико-технологическим подробностям проекта.
Во многом это достигается правильной структуризацией содержания, где каждое
структурное подразделение логически связано с другими. Такая четкая
логическая последовательность достигается путем некоторых общих принципов,
проверенных опытом работы над ОВОСами.
Различается два аспекта структуры ОВОС. Горизонтальная структура
предполагает последовательное рассмотрение всех элементов и факторов,
взаимодействие которых ожидается в результате осуществления проекта. Сюда
относятся как виды и источники возможного воздействия, так и факторы природной
(атмосфера, гидросфера, литосфера, биота), так и социальной среды
Смысл вертикальной структуры заключается в том, чтобы проанализировать и
понять природные (спонтанные) закономерности многочисленных процессов,
протекающих в данном регионе, оценить существующий уровень нарушений и
изменений, что будет служить исходным фоном для планирования деятельности.
Затем на основе этого анализа требуется сделать прогнозные оценки, что,
собственно и является главной задачей разработки ОВОС. Таким образом,
вертикальная структура каждого "горизонтального" раздела ОВОС включает в себя 3
уровня:
спонтанные особенности и закономерности существующее состояние прогноз.
В каждом разделе рассматриваются как прямые воздействия, так и опосредованные
другими факторами, из чего вытекает необходимость использования данных и
выводов каждого раздела для всех остальных, чем и достигается комплексность
оценок.
Возвращаясь к идее о включении послепроектной стадии в сферу экологической
экспертизы и ОВОС, необходимо особое внимание заострить на анализе и оценке
аварийных ситуаций на действующих объектах, а также соответствующих прогнозах.
Действительно, данный вид информационно-управленческой деятельности явно
выходит за пределы традиционного экологического контроля и требует всё того же
аналитического подхода, свойственного экспертизе.
Основные подходы к оценке безопасности промышленного объекта представлены в
следующих нормативно-правовых документах: Положение о декларации безопасности
промышленного объекта, а также в документах о Порядке разработке декларации
безопасности промышленного объекта РФ и о Порядке её экспертизы.