Производственная программа разрабатывается во всех организациях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ (услуг). Она включает расчет объема производства продукции и производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов. На основе показателей производственной программы планируются практически все остальные плановые задания компании, рис. 3.1.
![]() |
Рис. 3.1. Место производственной программы в системе внутрифирменного планирования
Производственная программа организации – это один из разделов бизнес-плана, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражении. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилем организации, ее подразделений и их развитием.
Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам.
|
|
Структура производственной программы организации выглядит следующим образом.
1. План по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции: основная продукция, на выпуске которой специализируется организация; продукция на экспорт; вновь осваиваемые изделия серийного производства; опытные образцы; товары с улучшенными характеристиками; товары народного потребления.
2. Определение объема работ по поставкам полуфабрикатов в порядке кооперирования с другими организациями.
3. Объем работ промышленного характера и услуг, оказываемых сторонним организациям (ремонт, модернизация оборудования и транспортных средств, отпуск на сторону воды, пара, сжатого воздуха и др.).
4. Прочая продукция (например, продукция подсобных производств).
5. Устанавливается общий объем товарной продукции (работ, услуг) в натуральном и стоимостном выражении.
При разработке производственной программы применяются три вида измерителей.
1) Натуральные измерители, позволяющие определить объем и динамику производства одинаковой продукции (штуки, метры, тонны). При изготовлении однородной, но не одинаковой продукции, различающейся по трудоемкости, качеству, габаритам, применяются условно-натуральные измерители, которые позволяют все виды выпускаемой продукциипривестик одному виду, принятому условно за базу.При переводепродукции в условно-натуральные измерители чаще всего пользуются переводными коэффициентами, в основе которых лежит соотношение трудоемкости различных видов продукции. Планирование в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако с помощью натуральных измерителей нельзя определить общий объем и структуру производства в многопрофильных организациях, рассчитать издержки, выручку и прибыль от реализации продукции, поэтому для сводной характеристики производственной программы они почти не используются.
|
|
2) Трудовые измерители позволяют определить общую трудоемкость производственной программы (нормо-час, человеко-час, станко-час и др.).
3) Стоимостные измерители характеризуют выпуск продукции в денежном выражении. Среди названных измерителей наибольшее применение находят именно они благодаря своей универсальности, позволяющей оценивать и сравнивать результаты производства самой разнообразной продукции и за разные периоды времени.
К основным стоимостным измерителям производственной программы относятся: валовой оборот, внутризаводской оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, чистая продукция, условно-чистая продукция.
1. Внутризаводской оборот – это стоимость продукции собственного производства, потребленной внутри предприятия на производственные нужды (переработка полуфабрикатов своей выработки для производства готовой продукции; потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки и т. д.).
2. Валовой оборот промышленного предприятия представляет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспомогательных и обслуживающих цехов. В валовой оборот продукция включается независимо от того, предназначена она для отпуска за пределы предприятия или для дальнейшей промышленной переработки на этом же предприятии. Этот показатель допускает повторный счет продукции в пределах организации. Таким образом, валовой оборот больше валовой продукции на сумму внутризаводского оборота.
Показатель валового оборота наряду с показателем внутризаводского оборота используется в качестве базы для расчета других стоимостных показателей.
3. Товарная продукция – это стоимостьпродукции, полностью изготовленной и предназначенной к отпуску на сторону.
Объем товарной продукции () можно определить по формуле (3.1):
(3.1)
где - стоимость готовых (комплектных) изделий на сторону,
руб.;
- стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых
своему капитальному строительству и непромышленным
хозяйствам своего предприятия, руб.;
- стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и
т.д. общего назначения собственного производства,
зачисляемых в основные средства данного предприятия,
руб.;
- стоимость услуг и работ промышленного характера,
выполняемых по заказам со стороны или для
непромышленных хозяйств и организаций своего
предприятия, включая выполненные работы по
капитальному ремонту и модернизации оборудования и
транспортных средств своего предприятия, руб.;
- стоимость полуфабрикатов своего производства и
продукции вспомогательных цехов, предназначенных к
отпуску на сторону, руб.
Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием-изготовителем, включаются в объем товарной продукции по полной стоимости, то есть без исключения стоимости сырья и материалов заказчика.
4. Валовая продукция – включает в себя всю продукцию, произведенную на предприятии, независимо от степени ее готовности и назначения. Объем валовой продукции определяется по формуле (3.2):
(3.2)
где – стоимость остатков незавершенного производства на
начало и конец периода соответственно, руб.;
- стоимость остатков инструмента специального
назначения и приспособлений собственного
|
|
изготовления соответственно на начало и конец
периода, руб.
5. Реализованная продукция – это продукция, деньги за которую поступили на расчетный счет организации. Включает в себя те же элементы, что и товарная продукция, но в объемах фактической реализации. При расчете объемов реализованной продукции учитывают остатки готовой продукции на складе предприятия. Данный показатель рассчитывается по формуле (3.3):
(3.3)
где – стоимость остатков готовой продукции на складах на
начало и конец периода соответственно, руб.
Для более точной оценки состава товарной, валовой и реализованной продукции следует уточнить экономическое содержание категорий «готовая продукция», «полуфабрикаты» и «незавершенное производство».
Готовыми считаются законченные и полностью укомплектованные изделия, соответствующие стандартам или техническим условиям.
К полуфабрикатам собственного производства относится продукция, технологический процесс производства которой закончен в одном цехе, но которая в полном объеме или частично подлежит последующей доработке в другом цехе предприятия или должна быть использована в сборочном цехе предприятия.
Незавершенное производство – это продукция, не законченная изготовлением в данном цехе и находящаяся либо в процессе изготовления на рабочих местах, либо в пути между ними, либо в стадии технического контроля, либо в стадии межоперационного пролеживания.
Наряду с приведенными выше показателями существует еще один почти не употребляемый в настоящее время стоимостной измеритель объема производства – чистая продукция (вариант – условно-чистая продукция).
Условно-чистая продукция () рассчитывается по формуле (3.4):
, (3.4)
где - сумма материальных затрат, руб.;
- сумма затрат организации на оплату труда всех своих
работников с начислениями, руб.;
- прибыль организации, руб.;
- амортизация, руб.
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость в организации, которая определяется по формуле (3.5):
|
|
(3.5)
Применение данного показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия трудового коллектива организации по выполнению качественных показателей: производительности труда, фондоотдачи и т. д.
Резюме
Планирование – это процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения.
Существуют следующие виды планирования:стратегическое тактическое, оперативное; целевое, планирование средств программное планирование; краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное.
Выделяют следующие методы планирования: планирование снизу вверх; планирование сверху вниз; встречное планирование.
Бизнес-план – это программа осуществления предпринимательского проекта (создание нового предприятия, реконструкция действующего предприятия и др.).
Основные разделы бизнес-плана: сведения об организации и ее бизнесе; резюме проекта; описание продукции; анализ рынка сбыта; стратегия маркетинга; организационный план; план производства; обеспечение ресурсами; оценка рисков; финансовый план.
Производственная программа организации – это один из разделов бизнес-плана, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражении.
При разработке производственной программы используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и стоимостные.
Среди измерителей наибольшее применение находят стоимостные показатели благодаря своей универсальности, позволяющей оценивать и сравнивать результаты производства самой разнообразной продукции и за разные периоды времени. К ним относятся: внутризаводской оборот, валовой оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, условно-чистая продукция, чистая продукция.
Вопросы для самопроверки
1. Сущность планирования в организации.
2. Перечислите три этапа процесса планирования в организации.
3. Классификации планирования: по содержанию планирования, по объекту планирования и по срокам.
4. Перечислите методы планирования: снизу вверх, сверху вниз, встречное планирование.
5. В чем состоит значение бизнес-планирования?
6. Для каких целей составляется бизнес-план организации?
7. Какова структура бизнес-плана?
8. Дайте характеристику основных разделов бизнес-плана.
9. Каковы особенности бизнес-планирования в России?
10. Каково место производственной программы в системе внутрифирменного планирования?
11. Сущность производственной программы организации.
12. Опишите структуру производственной программы.
13. Какие существуют измерители производственной программы? Их достоинства и недостатки.
14. Стоимостные показатели производственной программы: сущность и расчет.