Разработка производственной программы

Производственная программа разрабатывается во всех организациях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ (услуг). Она включает расчет объема производства продукции и производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов. На основе показателей производственной программы планируются практически все остальные плановые задания компании, рис. 3.1.

 
 

 

 


Рис. 3.1. Место производственной программы в системе внутрифирменного планирования

 

Производственная программа организации – это один из разделов бизнес-плана, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражении. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилем организации, ее подразделений и их развитием.

Производственная программа разрабатывается в целом по предприятию и по основным цехам с разбивкой по месяцам, кварталам.

Структура производственной программы организации выглядит следующим образом.

1. План по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции: основная продукция, на выпуске которой специализируется организация; продукция на экспорт; вновь осваиваемые изделия серийного производства; опытные образцы; товары с улучшенными характеристиками; товары народного потребления.

2. Определение объема работ по поставкам полуфабрикатов в порядке кооперирования с другими организациями.

3. Объем работ промышленного характера и услуг, оказываемых сторонним организациям (ремонт, модернизация оборудования и транспортных средств, отпуск на сторону воды, пара, сжатого воздуха и др.).

4. Прочая продукция (например, продукция подсобных производств).

5. Устанавливается общий объем товарной продукции (работ, услуг) в натуральном и стоимостном выражении.

При разработке производственной программы применяются три вида измерителей.

1) Натуральные измерители, позволяющие определить объем и динамику производства одинаковой продукции (штуки, метры, тонны). При изготовлении однородной, но не одинаковой продукции, различающейся по трудоемкости, качеству, габаритам, применяются условно-натуральные измерители, которые позволяют все виды выпускаемой продукциипривестик одному виду, принятому условно за базу.При переводепродукции в условно-натуральные измерители чаще всего пользуются переводными коэффициентами, в основе которых лежит соотношение трудоемкости различных видов продукции. Планирование в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако с помощью натуральных измерителей нельзя определить общий объем и структуру производства в многопрофильных организациях, рассчитать издержки, выручку и прибыль от реализации продукции, поэтому для сводной характеристики производственной программы они почти не используются.

2) Трудовые измерители позволяют определить общую трудоемкость производственной программы (нормо-час, человеко-час, станко-час и др.).

3) Стоимостные измерители характеризуют выпуск продукции в денежном выражении. Среди названных измерителей наибольшее применение находят именно они благодаря своей универсальности, позволяющей оценивать и сравнивать результаты производства самой разнообразной продукции и за разные периоды времени.

К основным стоимостным измерителям производственной программы относятся: валовой оборот, внутризаводской оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, чистая продукция, условно-чистая продукция.

1. Внутризаводской оборот – это стоимость продукции собственного производства, потребленной внутри предприятия на производственные нужды (переработка полуфабрикатов своей выработки для производства готовой продукции; потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки и т. д.).

2. Валовой оборот промышленного предприятия представляет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспомогательных и обслуживающих цехов. В валовой оборот продукция включается независимо от того, предназначена она для отпуска за пределы предприятия или для дальнейшей промышленной переработки на этом же предприятии. Этот показатель допускает повторный счет продукции в пределах организации. Таким образом, валовой оборот больше валовой продукции на сумму внутризаводского оборота.

Показатель валового оборота наряду с показателем внутризаводского оборота используется в качестве базы для расчета других стоимостных показателей.

3. Товарная продукция – это стоимостьпродукции, полностью изготовленной и предназначенной к отпуску на сторону.

Объем товарной продукции () можно определить по формуле (3.1):

(3.1)

где - стоимость готовых (комплектных) изделий на сторону,

руб.;

- стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых

своему капитальному строительству и непромышленным

хозяйствам своего предприятия, руб.;

- стоимость оборудования, инструмента, приспособлений и

т.д. общего назначения собственного производства,

зачисляемых в основные средства данного предприятия,

руб.;

- стоимость услуг и работ промышленного характера,

выполняемых по заказам со стороны или для

непромышленных хозяйств и организаций своего

предприятия, включая выполненные работы по

капитальному ремонту и модернизации оборудования и

транспортных средств своего предприятия, руб.;

- стоимость полуфабрикатов своего производства и

продукции вспомогательных цехов, предназначенных к

отпуску на сторону, руб.

Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, оплачиваемых предприятием-изготовителем, включаются в объем товарной продукции по полной стоимости, то есть без исключения стоимости сырья и материалов заказчика.

4. Валовая продукция – включает в себя всю продукцию, произведенную на предприятии, независимо от степени ее готовности и назначения. Объем валовой продукции определяется по формуле (3.2):

(3.2)

где – стоимость остатков незавершенного производства на

начало и конец периода соответственно, руб.;

- стоимость остатков инструмента специального

назначения и приспособлений собственного

изготовления соответственно на начало и конец

периода, руб.

 

5. Реализованная продукция это продукция, деньги за которую поступили на расчетный счет организации. Включает в себя те же элементы, что и товарная продукция, но в объемах фактической реализации. При расчете объемов реализованной продукции учитывают остатки готовой продукции на складе предприятия. Данный показатель рассчитывается по формуле (3.3):

(3.3)

где – стоимость остатков готовой продукции на складах на

начало и конец периода соответственно, руб.

 

Для более точной оценки состава товарной, валовой и реализованной продукции следует уточнить экономическое содержание категорий «готовая продукция», «полуфабрикаты» и «незавершенное производство».

Готовыми считаются законченные и полностью укомплектованные изделия, соответствующие стандартам или техническим условиям.

К полуфабрикатам собственного производства относится продукция, технологический процесс производства которой закончен в одном цехе, но которая в полном объеме или частично подлежит последующей доработке в другом цехе предприятия или должна быть использована в сборочном цехе предприятия.

Незавершенное производство – это продукция, не законченная изготовлением в данном цехе и находящаяся либо в процессе изготовления на рабочих местах, либо в пути между ними, либо в стадии технического контроля, либо в стадии межоперационного пролеживания.

Наряду с приведенными выше показателями существует еще один почти не употребляемый в настоящее время стоимостной измеритель объема производства – чистая продукция (вариант – условно-чистая продукция).

Условно-чистая продукция () рассчитывается по формуле (3.4):

, (3.4)

где - сумма материальных затрат, руб.;

- сумма затрат организации на оплату труда всех своих

работников с начислениями, руб.;

- прибыль организации, руб.;

- амортизация, руб.

 

Чистая продукция это вновь созданная стоимость в организации, которая определяется по формуле (3.5):

(3.5)

Применение данного показателя позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия трудового коллектива организации по выполнению качественных показателей: производительности труда, фондоотдачи и т. д.

 

Резюме

Планирование – это процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения.

Существуют следующие виды планирования:стратегическое тактическое, оперативное; целевое, планирование средств программное планирование; краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное.

Выделяют следующие методы планирования: планирование снизу вверх; планирование сверху вниз; встречное планирование.

Бизнес-план – это программа осуществления предпринимательского проекта (создание нового предприятия, реконструкция действующего предприятия и др.).

Основные разделы бизнес-плана: сведения об организации и ее бизнесе; резюме проекта; описание продукции; анализ рынка сбыта; стратегия маркетинга; организационный план; план производства; обеспечение ресурсами; оценка рисков; финансовый план.

Производственная программа организации – это один из разделов бизнес-плана, в котором содержатся планируемые объемы производства в натуральном и стоимостном выражении.

При разработке производственной программы используются три вида измерителей: натуральные, трудовые и стоимостные.

Среди измерителей наибольшее применение находят стоимостные показатели благодаря своей универсальности, позволяющей оценивать и сравнивать результаты производства самой разнообразной продукции и за разные периоды времени. К ним относятся: внутризаводской оборот, валовой оборот, валовая продукция, товарная продукция, реализованная продукция, условно-чистая продукция, чистая продукция.

 

Вопросы для самопроверки

1. Сущность планирования в организации.

2. Перечислите три этапа процесса планирования в организации.

3. Классификации планирования: по содержанию планирования, по объекту планирования и по срокам.

4. Перечислите методы планирования: снизу вверх, сверху вниз, встречное планирование.

5. В чем состоит значение бизнес-планирования?

6. Для каких целей составляется бизнес-план организации?

7. Какова структура бизнес-плана?

8. Дайте характеристику основных разделов бизнес-плана.

9. Каковы особенности бизнес-планирования в России?

10. Каково место производственной программы в системе внутрифирменного планирования?

11. Сущность производственной программы организации.

12. Опишите структуру производственной программы.

13. Какие существуют измерители производственной программы? Их достоинства и недостатки.

14. Стоимостные показатели производственной программы: сущность и расчет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: