Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения. В унитарных (единых) государствах, таких как Франция, Филиппины, Китай, Индонезия, Великобритания и другие, бюджетная система включает 2 звена:
1. Государственный бюджет.
2. Местные бюджеты.
В федеративных государствах, таких как Швейцария, Канада, Россия, Индия, Австралия и другие, бюджетная система состоит из 3 звеньев:
1. Государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет Центрального Правительства).
2. Бюджет членов Федерации (штатов в США, земель (ландов) в Германии, провинций в Канаде, субъектов в РФ).
3. Местные бюджеты.
В унитарных государствах местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В федеративных государствах не включаются в бюджет члены Федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
|
|
Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней:
1.Федеральный бюджет.
2. Бюджеты субъектов РФ.
3. Местные или муниципальные бюджеты.
Бюджеты городов Москвы и Санкт – Петербурга относятся к уровню субъектов РФ.
Бюджетная система РФ основана на принципах:
- Единство бюджетной системы РФ.
- Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства РФ.
- Самостоятельность бюджета (ограничивается рамками федерального законодательства).
- Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
- Сбалансированность бюджета.
- Эффективность и экономность использования бюджетных средств.
- Общее (совокупное) покрытие расходов бюджета.
- Гласность.
- Достоверность.
- Адресность и целевой характер бюджетных средств.
I. Единство бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведение бухгалтерского учета, средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
II. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетного устройства РФ означает закрепление соответствующих видов доходов полностью или частично, и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
III. Самостоятельность бюджета означает:
1. Право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.
|
|
2. Наличие собственных источников доходов.
3. Законодательное закрепление регулируемых законов бюджета, полномочий по формированию доходов соответствующего бюджета.
4. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направление расходования средств.
5. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления определять источники финансирования дефицитов собственных бюджетов.
6. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджета.
7. Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, потерь в доходах и дополнительных расходах, возникающих в ходе исполнения законов (решений о бюджете) за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
IV. Полнота отражения доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджета и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетную систему РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджета и по расходам бюджета, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставленных в пределах текущего финансового года.
V. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренный бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
VI. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджета уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетного объема средств.
VII. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджета означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
VIII. Гласность означает:
1. Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
2. Полноту представляемой информации и ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджета, в том числе по вопросам, вызываемым разногласие либо внутри законодательных (представительных) органов государственной власти, либо между законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти.
IX. Достоверность означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
|
|
X. Адресность и целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжении конкретных получателей бюджетных средств с обозначенным направлением их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетных средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете, при выделении конкретных сумм средств являются нарушением бюджетного законодательства РФ.