Роль государства в политической жизни общества

Важнейший элемент политической системы общества — го­сударство. Справедливым остается высказанное Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства» утверждение о том, что признаками любого государства являются наличие аппарата власти, территории и налогов.

Что же такое государство? По Аристотелю государство воз­никает из сознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Т. Гоббс, напротив, видел в ос­нове государства дисциплину страха и назвал государством лицо, индивидуальное или коллективное, возникшее в силу договора множества людей с тем, чтобы это лицо обеспечивало им мир и всеобщую защиту. Близких взглядов придерживался Б. Спиноза. Г. Гегель видел начало государства в насилии2, Ф. Энгельс и В.И. Ленин видели в нем орудие, машину для эксплуатации и подавления одного класса другим. М. Вебер называет государ­ством отношения господства одних людей над другими, опи­рающееся на легитимное (считающееся законным) насилие.

Классовый подход к проблеме государства был ведущим в советской общественной науке. Так, краткий словарь по социо­логии предлагает определение, согласно которому государство есть совокупность взаимосвязанных друг с другом учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом в интере­сах определенных классов, подавляя классовых противников.

В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается «основной институт политической системы общест­ва, организующий, направляющий и контролирующий совмест­ную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой цен­тральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики».

Государство отличается от других социальных институтов:

• обязательным наличием социально-классовой основы правя­щих сил в лице социальных групп, политических партий, об­щественных движений и т. д.;

• наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;

• монополией на внеэкономическое принуждение;

• наличием государственной территории;

• суверенным правом издания законов, обязательных для граж­дан, проведения внутренней и внешней политики;

• исключительным правом собирать налоги, выпускать денеж­ные знаки, проводить бюджетную политику и т.д.

Вопрос о происхождении государства и его роли в жизни общества имеет большое теоретическое и научно-практическое значение. Материалистическое понимание истории традиционно видит в государстве надстройку над экономическим базисом и связывает его возникновение с результатами общественного раз­деления труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы. Исследуя данный вопрос, Ф. Энгельс пи­сал, что в условиях появления частной собственности, непре­рывно ускоряющегося накопления богатств «недоставало учреждения, которое увековечило бы не только начи­нающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство».4

Ныне доступный ученым конкретно-исторический материал позволяет углубить и уточнить прежние взгляды на возникнове­ние государства. И здесь мы сталкиваемся с проблемой так на­зываемого «азиатского способа производства». Эта формулиров­ка принадлежит К, Марксу. Сопоставляя особенности развития производительных сил в Европе и на Востоке, К. Маркс обратил внимание на отсутствие в ряде восточных стран частной собст­венности: непосредственным производителям в лице сельских общин противостоят не частные собственники, а государство1.

Жесткий централизованный контроль со стороны государст­ва отразился на особенностях функционирования социальной структуры и политических отношений в этих странах. Власть, например наместника, открывала доступ к привилегиям, избы­точному продукту и роскоши. Однако терявший ее, по воле дес­пота, чаще всего терял не только достаток, но и жизнь. В таком же положении находилось и многочисленное купечество, не за­интересованное в расширенном воспроизводстве и предпочи­тавшее проживать получаемую прибыль. Иными словами, част­ная собственность была таковой только условно и предпринима­тельство в экономической сфере не приветствовалось. Админи­стративный аппарат контролировал большую часть экономики, подавляющее число крестьян оставались государственными.

Особая роль государства на Востоке обусловила слабость от­дельного индивида, его подавление коллективом и одновремен­но повышение роли корпоративных структур типа кланов, каст, сект, землячеств, сельских общин и т.д., включавших как бед­ных, так и богатых. Их главной целью было защитить своих членов от государственного деспотизма. Корпоративные связи, закрепленные.традициями, сглаживали социальный антагонизм, порождали отношения патернализма и придавали устойчивость сложившейся социальной структуре. Консерватизм корпоратив­ных связей способствовал политической стабильности даже в случаях смены династий, например, в средневековой Индии.

Советский востоковед Л. С. Васильев в работе «Проблемы ге­незиса китайского государства» специально исследовал проблему становления государственной власти в условиях азиатского спосо­ба производства. На основе кропотливого анализа обширного конкретно-исторического материала он пришел к выводу, что в данном случае государство возникает до классов как результат объ­ективной потребности в решении крупномасштабных экономи­ческих проблем, в частности, связанных с ирригацией, строитель­ством стратегических дорог и т.д.

Знакомство с историей возникновения государства во многом способствует уяснению вопроса о его функциях. Маркси­стский подход к этой проблеме является сугубо классовым: главная функция государства — защита интересов правящих классов. Все остальные функции как внешние, так и внутренние подчинены этой главной. Отсюда следует, во-первых, что госу­дарство может быть надклассовой структурой только в виде ис­ключения, когда борющиеся классы достигают такого равнове­сия сил, что государственная власть получает известную само­стоятельность по отношению к ним. Во-вторых, предполагает­ся, что переход политической власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства со временем приведет к отмиранию государства.

Современное государство выполняет целый ряд разнообраз­ных функций:

• защиты существующего государственного строя;

• поддержания в обществе стабильности и порядка;

• предотвращения и устранения социально-опасных конфликтов;

• регулирования экономики;

• проведения внутренней политики во всех ее аспектах — соци­альной, культурной, научной, образовательной, националь­ной, экологической и т.д.

• защиты интересов государства на международной арене;

• обороны страны и др.

Особый интерес представляет сегодня вопрос о роли государ­ства в регулировании экономических отношений. В условиях от­сутствия частной собственности (азиатский способ производства, административно-командная система) эта роль проста и понятна — прямое директивное руководство, а в развитых формах — на ос­нове детальных планов. Иная, более сложная картина складывает­ся в условиях развитых рыночных отношений. С одной стороны, чем сильнее вмешательство государства, даже если оно носит кос­венный характер, например, через хозяйственное законодательст­во и налоги, тем ниже уровень предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. С другой стороны, вмеша­тельство государства в экономические процессы на уровне обще­ства в целом, безусловно, необходимо для решения проблем тех­нического перевооружения производства, правильной структур­ной политики, финансового оздоровления экономики и т.д. Большое значение имеет и выполнение государством других, пе­речисленных выше функций.

Важное значение имеет решение таких проблем политиче­ский жизни общества, как государственное устройство, форма правления и политический режим.5

Вопрос о государственном устройстве связан прежде всего с распределением законодательной власти между центром и пе­риферией. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, государство считается унитарным, но если территори­альные единицы вправе принимать свои законы, государство является федеративным. Федерация позволяет преодолеть проти­воречие между стремлением центра к господству, а территори­альных единиц — к сепаратизму.

Форма правления связана с характером осуществления госу­дарственной власти, будь то монархия или республика. Если мо­нархия предполагает сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию, причем власть, как правило, передается по наследству, то республиканское прав­ление означает признание суверенного права на власть, народа, избранных им представительных органов.

Вопрос о том, какая форма правления лучше, — республика или монархия, является во многом риторическим. Опыт совре­менной Европы показывает, что многие развитые и политически стабильные страны являются монархиями. Американский иссле­дователь С. Липсет обращает внимание на медиативную, т. е. примиряющую роль монархии по отношению ко всем слоям со­временного общества.

«В тех же странах, подчеркивает он, где в результате револю­ции монархия была свергнута и упорядоченное правопреемство оказалось нарушенным, пришедшие на смену монархии республи­канские режимы оказались неспособными обрести законность в глазах всех важных слоев населения вплоть до пятого послереволю­ционного поколения или того позже».

Под политическим режимом обычно понимается совокуп­ность средств и методов осуществления государственной власти. Можно выделить такие политические режимы, как тоталита­ризм, авторитаризм, либерализм и демократия. Особый интерес представляют сегодня тоталитаризм и демократия.

Тоталитаризм (от лат. totalis) — государственный строй, отличительной особенностью которого является контроль над всеми сторонами жизни общества — политической, экономиче­ской и духовной. Без внимания не остаются даже мысли граждан, о чем свидетельствует появление термина «инакомыслящий». То­талитаризм — это как бы деспотизм XX века. Жестокие режимы были и раньше, но тоталитаризм — явление относительно новое. Это объясняется тем обстоятельством, что полный контроль над гражданами стал возможен только с появлением таких средств массовой коммуникации, как пресса, радио и телевидение.

Противоположность тоталитаризму — демократия (от греч. demos — народ и cratos — власть). По своему происхожде­нию это сугубо европейский феномен. Она возникла в Древней Греции и выражала интересы достаточно многочисленного строя свободных собственников. Отношение к ней в истории социаль­но-философской мысли с самого начала не было однозначным. Неодобрительно относился к ней Платон, сдержанно — Аристо­тель. Развитие рыночных отношений в Новое время поставило на повестку дня вопрос о государственном устройстве, при ко­тором права собственников — буржуа были бы защищены от произвола властей. Дж. Локк и Ш. Монтескье, разрабатывая концепцию прав человека на основе теории общественного до­говора, пришли к выводу, что соблюдение законов является важнейшим гарантом политической свободы. В государстве, как считал Дж. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчи­нены ей». Развивая идеи Локка, Ш. Монтескье утверждал, что верховенство права может быть обеспечено только разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем чтобы они «могли бы взаимно сдерживать друг друга». Напро­тив, их соединение в одних руках порождает произвол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: