Политическая жизнь общества и политическое сознание

Без обращения к проблеме политического сознания философский анализ политической жизни общества не может быть полным.

Политическое сознание — это отражение политических отно­шений и деятельности политических институтов, всей политиче­ской жизни общества в сознании людей. Важной особенностью политического сознания являются его многомерность, внутрен­няя противоречивость и вместе с тем осознанность, в отличие от бессознательных психических процессов и состояний, также ха­рактерных для отдельных индивидов и больших масс людей.

Политическое сознание лежит в основе политического пове­дения классов, социальных групп и отдельных личностей. Оно по-своему обусловливает деятельность политических институтов,

Выделяют массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание. Философский подход к проблеме предполагает также выделение в политическом сознании обыденного и теоретиче­ского уровней. Обыденное политическое сознание — это доволь­но аморфное, подверженное эмоциональному воздействию и вместе с тем достаточно инертное образование, формирующееся на основе житейского опыта и в значительной мере — в итоге целенаправленного манипулирования со стороны средств массо­вой информации. Оно представляет собой совокупность пред­ставлений простого обывателя о текущих политических событи­ях, роли государства в общественной жизни, деятельности поли­тических партий и т.д., возникающих на основе усвоенных им мировоззренческих стереотипов, господствующих политических мифов и индивидуального здравого смысла.

Теоретическое политическое сознание, составляющее со­держание политической идеологии, предстает как система научных по форме взглядов: основанная на определенной политиче­ской концепции и отражающая политические интересы тех или иных социальных групп. В этой связи выделяют консервативное, радикальное, либеральное, демократическое, реформистское и т.д. политическое сознание.

Консервативная и радикальная идеология — это критика бур­жуазного либерализма «справа» и «слева». В классическом вари­анте она представлена в трудах английского мыслителя Э. Берка («Размышления по поводу революции во Франции», 1790 г.) и немецких теоретиков К. Маркса и Ф. Энгельса («Манифест Коммунистической партии», 1848г.). Хотя Э. Берк критиковал буржуазный либерализм с позиций британской аристократии, а К. Маркс — с позиций мирового пролетариата, их объединяет довольно-таки прохладное отношение к правам и свободам от­дельного индивида. Э. Берк противопоставляет им интересы че­ловеческого рода, человечества в целом, а К. Маркс — интересы пролетариата. В остальных вопросах подходы этих мыслителей диаметрально противоположны. Так, например, К. Маркс верил в человеческий разум, торжество научной теории, тогда как Э. Берк предпочитал больше доверять практическому опыту лю­дей, обычаям и традициям, наконец, здравому смыслу. К. Маркс призывал к революции, Э. Берк — к реформам, подчеркивая, что самые грандиозные планы, реализованные в ходе революци­онной практики, могут привести к противоположным последст­виям. Если К. Маркс был сторонником свободы, равенства и братства всех трудящихся (пролетариев), то Э. Берк подчеркивал необходимость сохранения частной собственности и социаль­ного неравенства как источника социального разнообразия, от­мечая, что все должно быть доступно, но не для всех. К. Маркс верил в сознательность трудящихся масс, Э. Берк призывал бо­яться диктатора и не доверять толпе и т.д.6

Консерватизм, в отличие от радикализма, и сегодня является одной из наиболее влиятельных политических идеологий в За­падной Европе и Америке.

Заключение

По итогам проделанной работы необходимо отметить следующее:

Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблемы госу­дарства, гражданского общества, политического сознания, его со­отношения с моралью, религией, искусством и т.д. Особое, значение имеет выяснение соотношения категорий «власть», «политика» с такими фундаментальными философскими категориями, как «свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное, классовое и общечеловеческое.

Важное значение в политике имеет государство. Государство представляет собой цен­тральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики».

Государство отличается от других социальных институтов:

• обязательным наличием социально-классовой основы правя­щих сил в лице социальных групп, политических партий, об­щественных движений и т. д.;

• наличием специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами;

• монополией на внеэкономическое принуждение;

• наличием государственной территории;

• суверенным правом издания законов, обязательных для граж­дан, проведения внутренней и внешней политики;

• исключительным правом собирать налоги, выпускать денеж­ные знаки, проводить бюджетную политику и т.д.

Политическое сознание — это отражение политических отно­шений и деятельности политических институтов, всей политиче­ской жизни общества в сознании людей.

Литература

1 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ.ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989 с. 134-135

2 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.1 / Под общ.ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989 с. 136

3 Философия: курс лекций А.А.Радугин. М.: Центр, 1996 с. 233-234

4 Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 323-325

5 Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 326-328

6 Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. с. 329

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: