Политическая жизнь общества

Введение

Тема работы: «Философия и политика».

Цель моей работы изучить взаимосвязь философии и политики.

Данная тема является актуальной, т.к. политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а также философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли фило­софии, как философия политики.

Что же касается истории данной темы, то данные вопросы решались так или иначе еще в античной фило­софии, прежде всего в произведениях Платона и Аристотеля. Расцвет социально-философских теорий в эпоху Возрожде­ния и Новое время связан с обоснованием сущности политиче­ской, прежде всего государственной власти в трудах Н. Макиавелли, а также с теорией естественного права Т. Гоббса, Дж. Локка и Б. Спинозы, с исследованием проблемы разделения властей, гражданского общества и правового государства Дж. Локком и ТТТ. Монтескье. Возникают основные направления по­литической идеологии — либерализм (Ш. Монтескье), консерва­тизм (Э. Берк) и тоталитаризм (Ж.-Ж. Руссо). Немецкая классическая философия преуспела в исследовании этический основ права и государства (И. Кант), философии права (Г. Гегель). Существенный интерес представляет марксистское учение о взаимодействии политики и экономики, роли насилия в истории, соотношении морали и политики, происхождении и функциях государства, условиях его отмирания. Представляют интерес также политические идеи анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин) и геополитические концепции XX в. (К. Хаусхофер, X.Маккиндер и др.).

Политическая жизнь общества.

Политическая жизнь общества изучается целым рядом наук, в том числе политологией, политической социологией, политической психологией, а также философией. Философия стремится к постижению сущности всех политических явлений в их взаимодействии. Это предмет изучения такой отрасли фило­софии, как философия политики.

Философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблемы госу­дарства, гражданского общества, политического сознания, его со­отношения с моралью, религией, искусством и т.д.

Особое, значение имеет выяснение соотношения категорий «власть», «политика» с такими фундаментальными философскими категориями, как «свобода», «справедливость», «равенство», в том числе национальное, классовое и общечеловеческое.

Одна из важнейших и наиболее древних проблем политики — проблема власти. Соотношение таких явлений, как власть и поли­тика, носит диалектический характер. С одной стороны, власть выступает как средство осуществления политики, с другой — яв­ляется первоосновой. Установление отношений гос­подства и подчинения, т. е. отношений зависимости между людь­ми, и есть власть. В конечном счете власть представляет собой принуждение человека к деятельности вопреки его воле.

Власть, в том числе политическая, обладает рядом особенно­стей. Во-первых, она предполагает наличие субъекта и объекта власти. Во-вторых, власть обладает всеобщностью в том смысле, что присутствует во всех видах деятельности отдельных лиц, групп и социальных институтов.

Социальными предпосылками или источниками власти мож­но считать групповые, сословные и классовые различия между людьми, обусловленные разделением труда, отношениями собст­венности и т.д.

Функционально власть проявляется через определенный по­рядок и согласованность действий сторон, обусловленные их общей материальной заинтересованностью, духовной близостью или же подражанием, привычкой и т.д. Любая власть возможна только в случае добровольного или вынужденного согласия, го­товности к повиновению. Доказательством тому может служить исламская революция в Иране: любой политический режим об­речен на гибель, если весь народ выйдет на улицы и откажется выполнять распоряжения властей.1

Политическая власть является важнейшим элементом по­литической жизни общества, однако не исчерпывает ее. Поли­тическая жизнь общества складывается из политической дея­тельности различных социальных сил. При этом каждая из них старается реализовать свои политические интересы. Политика — это регулирование и управление различными сферами общест­венной жизни на основе установления отношений господства и подчинения, реализуемых при помощи государства. Ее сущность составляет политическая власть. Американский социолог С. Липсет справедливо отмечает, что политическая власть стабильна только тогда, когда она легитимна, т. е. законна. Последнее возможно: а) когда власть основана на традициях, например, монархия; б) является рационально-правовой, т. е. установлена легально, например, в результате победы на выборах; в) носит харизматический характер, т. е. имеет в своей основе веру в выдающиеся личные качества политического вождя.

Важно не упустить из виду качественные особенности поли­тики. Ее отличают универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на любые стороны жизни общества. Вместе с тем политика реализуется через политические отноше­ния, политические институты и политическую идеологию. Люди вступают в отношения по поводу власти, которые закрепляются, институализируются в форме тех или иных политических орга­низаций и одновременно отражаются в их сознании, в том числе и в виде политической идеологии.

Политическая жизнь общества самым тесным образом связа­на с экономикой. Их связь нередко трактуется как взаимодейст­вие политики и экономики. Вопрос о взаимосвязи и взаимодействии политики и экономики достаточно полно освещен в тру­дах К. Маркса и В.И. Ленина. С точки зрения марксизма, уро­вень развития материального производства, характер разделения труда, отношения собственности оказывают существенное вли­яние на материальные интересы людей и обусловливают содер­жание политических теорий и программ. В свою очередь гос­подствующая политическая идеология, например, идеология рыночной экономики, может стать предпосылкой появления новой экономической реальности. Вместе с тем взаимообуслов­ленность политики и экономики не следует переоценивать, по­скольку они не только развиваются по своим собственным зако­нам (например, законы рынка и законы политической борьбы), но и по-разному подвержены воздействию таких факторов, как научно-технический прогресс, экологическая ситуация, нацио­нальная психология, религия и т.д. Причем на том или ином историческом этапе, в конкретном социуме, каждый из этих факторов может играть решающую роль.2

Существенное воздействие на политическую жизнь обще­ства оказывает его духовная культура, понимаемая как совокуп­ность духовных ценностей, идей, обычаев, традиций и норм по­ведения людей. Духовная культура оказывает существенное влияние на выбор тех или иных форм политических институтов, например, государственного устройства, обусловливает особен­ности их функционирования. Выделяются следующие пути воз­действия духовной культуры на политическую жизнь:

• социализация и формирование отдельных индивидов;

• создание и введение систем ценностей;

• эталоны действий, поведения и поступков;

• создание моделей институтов и социальных систем.

Иными словами, духовная культура общества детерминирует все стороны политической жизни, включая политическое пове­дение людей и, в конечном счете, политическую культуру масс.

Весьма актуальной является проблема взаимосвязи политики и морали. Так, например, вопрос о роли насилия в истории и его нравственно оправданных границах остается в центре вни­мания философии на протяжении всей ее истории. Современные исследователи Э. Фромм и К. Лоренц пришли к выводу, что склонность к агрессии по отношению к себе подобным, отличающая человека от животных, имеет биологические корни. Другие философы и социологи указывают на социаль­ные корни этого явления. К их числу можно отнести М. Вебера, в работе «Политика как призвание и профессия» противопоставившего «этике убеждения» «этику ответствен­ности». Политик, исповедующий этику убеждения, фанатично предан какой-то благородной, по его мнению, идее и не всегда разборчив в средствах ее реализации. Напротив, политик, при­верженный этике ответственности, задумывается об адекватно­сти выбираемых политических средств осуществления своих идей, испытывает глубокое чувство ответственности за прямые и косвенные последствия своих поступков. Не претендуя на окончательное решение проблемы, М. Вебер заключает, что «должно ли действовать как исповедующий этику убеждения или как исповедующий этику ответственности, и когда так, а когда по-другому, — этого никому нельзя предписать», по­скольку не только разум, но и чувства играют существенную роль в политической деятельности.

Вместе с тем чувствуется, что личные симпатии немецкого мыслителя на стороне этики ответственности. Он считает, что если насилие в политике неизбежно, то надо стремиться к тому, чтобы оно было легитимным, т. е. основанным на законе.3

Важной стороной политической жизни общества является функционирование его политических институтов. Их совокуп­ность образует политическую систему общества. Ее элементами являются государство политические партии и иные обществен­ные организации, деятельность которых носит политический характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: