Условия успешной перлокуции

Достаточно трудно судить о перлокуции по эффекту, произведенному высказыванием, поскольку воздействие на чувства, мысли, а порой и на действия могут не проявиться внешне и непосредственно во время коммуникации. Кроме того, перлокуция может быть успешной и неуспешной (в зависимости от появления перлокутивного эффекта).

Если перлокутивным актом считать любое воздействие, эффективное или неэффективное, то это позволит «приблизить перлокутивный акт к высказыванию и к ситуации реализации и связать их взаимозависимостью» (Почепцов, 1986: 55). Тогда для объекта воздействия (перлокутата – у Почепцова) высказывание и ситуация его реализации определяют совершаемый перлокутивный акт, а с позиции агента воздействия (перлокутора) перлокутивный эффект определяет перлокутивный акт, который, в свою очередь, определяет параметры высказывания и ситуации реализации (Почепцов, 1986). Таким образом, перлокутивный акт связывает двух участников коммуникации, то есть заключает в себе интеракциональный компонент речевого акта.

6) Распознавание истинной иллокуции как условие коммуникации. Эксплицитные и имплицитные иллокутивы

Прилагательное «истинный», по О., не должно применяться ни к предложениям, ни к суждениям (propositions), ни к словам. Истинными являются высказывания (statements). Фактически можно сказать, что высказывание истинно, когда историческое положение дел, с которым оно соотносится посредством разъясняющих соглашений, однотипно тому положению дел, с которым употребленное предложение соотносится посредством описательных соглашений. Всякая попытка сформулировать теорию истины как образа оказывается неудачной вследствие чисто конвенционального характера отношения между символами и тем, к чему эти символы относятся. О. считает, что многие фразы, рассматриваемые часто как высказывания, вообще не должны характеризоваться как истинные или ложные; как, напр., формулы в исчислении, определения, исполнительные фразы, оценочные суждения, цитаты из литературных произведений.

Эксплицитная информация осознается адресатом как та мысль, ради выражения которой и было употреблено данное высказывание. Но помимо эксплицитной информации практически любое высказывание содержит имплицитную информацию, которая характеризуется пониженной коммуникативной значимостью и косвенностью кодирования. Эта информация тоже передается адресату, но в отличие от эксплицитной она в меньшей степени контролируется его сознанием, сосредоточенным на эксплицитной информации. Это свойство имплицитной информации часто используется с целью манипулирования сознанием: сомнительные идеи «протаскиваются» именно в этой, слабее контролируемой части содержания высказывания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: