Культура Ближнего Востока

Культура Китая

Письменность древнего Китая

Развитие письменности как части культуры древнего Китая, кратко можно напрямую связать с изобретениями, сделанными в начале времен. Дело в том, что первые приборы для письма представляли собой бамбуковую дощечку и заостренную палочку. Но изобретение шелка, кисточки и туши, сделали процесс письма более удобным и комфортным, следующим импульсом было изобретение бумаги. В XV века до нашей эры в Поднебесной для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов. Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.

Литература древнего Китая

Благодаря развитой письменности, до наших времен дошли многие памятники литературы древнего Китая, например «Книга песен» составленная ориентировочной в I тыс. до. н.э. и содержащая 300 произведений. Благодаря дошедшим до нас письменным памятникам известные имена первого поэта китайской цивилизации Цюй Юань, историков Сыма Цянь и Бань Гу, чьи труды на долгое время развития культуры Китая в древности стали своеобразным стандартом исторической литературы и классической китайской прозы.

Архитектура, живопись, прикладные искусства

Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек.

Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке.

Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.

Развитие науки в Древнем Китае

Науку как часть культурного наследия древнего Китая кратко можно описать как перечень достижений математики, астрономии, медицины. Математики древнего Китая изучили и описали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел, изучили свойства дробей, описали арифметическую прогрессию, разработали методы решения систем уравнений.

В I веке до нашей эры ученые древнего Китая написали трактат «Математика в девяти главах», где были собраны все знания накопленные в Поднебесной.

Развитие математики, соответственно дало импульс развитию астрономии, во II тысячелетии до н.э. год в Поднебесной делился на 12 месяцев, а месяц соответственно на 4 недели (т.е. точно так же как в наше время). Астроном Чжан Хэн, во II веке до нашей эры был создан небесный глобус изображавший движение светил и планет.

Развитие знаний в различных областях науки привело к тому что, в Поднебесной был изобретен компас, придумали и изготовили водяной насос.

Музыка

На рубеже веков, в Китае был написан трактат «Юэцзи», он суммировал представления древнего Китая о музыке. Начало музыкального развития пришлось на I тысячелетие до нашей эры. Была организована система подготовки музыкантов, танцоров. Для этого была создана придворная плата Юэфу. Она занималась, в том числе и регламентацию написания и исполнения музыкальных произведений. Музыкальная культура древнего Китая, кратко говоря, была под контролем императора.

Индия

Индия – страна с богатой историей, а существующие в настоящее время традиции берут сове начало еще с древнейших времен. Археологические раскопки датируются 3 тысячелетием до нашей эры и уже тогда племена, жившие на территории этой страны, занимались земледелием, именно индусы первыми начали выращивать рис, сахарный тростник и хлопчатник.

Индия – азиатская страна, поэтому быт и культура имеет общие черты с соседними странами, такими как Пакистан, Иран и Афганистан.

Племена, населявшие Индию, состояли из местного населения дасов и пришлых индоевропейцев ариев (индоиранцев), последние пришли на смену хараппской цивилизации (названную так в честь города Харапп, где найдено большинство предметов их быта).

Началом культурного наследия Индии считается хараппская культура, существовавшая во 2 тысячелетии до нашей эры. Именно хараппское население начало возводить городские поселения, об этом свидетельствуют развалины, обнаруженные в Мохенджо-Даро, уже в то время строения были двух этажными, имелась система сточных каналов, примитивные трубопроводы. Одновременно развитие получила и обработка драгоценных камней, из них делались украшения и предметы быта. Развивалась письменность. Жители хараппской цивилизации были религиозными людьми и обожествляли животных, для поклонения они возводили алтари, а божественных животных изображали на различных предметах быта и статуэтках. Именно эта цивилизация при изображении предавала животным человеческие черты лица.

Исчезновение хараппской цивилизации происходило постепенно, хотя причины до сих пор остаются загадкой, на ее смену пришли арийские племена.

Арийские племена повлияли на развитие культуры Индии, так арийцами было создано социальное деление, искусство танца, вид одежды (сари и др.) и религия, сохранившиеся в наши дни. Общество делилось на «варны» – группа людей, выполняющая определенную функцию. Каждая варна имела свою профессию, а ее представители занимали определенное положение в обществе, соответствующее их варне. Принадлежность к варне наследовалась, а браки заключались между равными по положению людьми. Брахманы считались высшей варной, чтили духовные традиции, проводили религиозные обряды. Кшатрии были военные аристократы. Вайшьи занимались ремеслом и торговлей. Самой низшей варной были шудры, они занимались ремеслом и земледелием, но не обладали правами вайший. Отличались варны и в цвете одежды: брахманы носили белые цвета, кшатрии – красные, вайшьи – желтые, шудры – черные. Первые три варны считались малочисленными, высшими слоями населения, а шудры это основное население страны. Кстати язык, на котором сегодня общаются индусы «хинди», имеет арийские корни. Аналогом нашей Библии, в Индии в 1 тыс. до нашей эры были «Веды», писания состояли из четырех сборников «самхит», в каждом сборнике были гимны, тексты поклонения богам, заговоры, заклинания и даже танцевальные движения для обрядов. Читать «самхит» могли только мужчины первых трех варн. Самой древней «самхит» была «Ригведа» в ней упоминалось о более 3 тысячах божеств. Поклонялись арийцы трем сферам (земле, воздуху и небу), соответственно боги разделялись на эти три группы. Важнейшими богами были боги воздуха, т.е. то пространство что соединяет землю и небо. Вообще ведийское мировоззрение было основано, на том, что и люди и боги подчинены единой вселенской силе, все взаимосвязано в этом мире животные, люди и боги. Именно в ведийской культуре обожествление природы – пантеизм, проявляется особенно ярко, богов-животных изображали на зданиях, в храмах, изготавливали статуи, тогда появились многорукие и многоногие божества, а развитие искусства делало их изображения особенно красочным. На рубеже бронзового века возникают разногласия между варнами, борьба между брахманами и кшатриями приводит к созданию нового верования - «Брахманизм», а после уже у каждой варны появляются свои божества (кроме шудр). Превосходство одних богов над другими вызывало бурю недовольства, появлялись атеистически настроенные люди, считавшие, что мир богов не должен возвышаться над человеческим миром, а познать истину может любой человек не зависимо от принадлежности к той или иной варне. Последователями такого мировоззрения назывались шраманы. Сторонниками антибрахманистического направления были буддисты, джайнисты и др.

Будда означает просветленный, именно так и зародилась эта религия. Однажды сыну царя из рода Гаутамы Сиддхартхе предсказали, что он станет монахом, если увидит больного, старого и мертвого человека. Когда это произошло Сиддхартха, бросив все блага царской жизни, отправился странствовать по миру, к 40 годам к нему снизошло просветление, и он стал «буддой». Идея буддизма была в следующем, для того чтобы достичь нирваны (невозмутимости, душевного спокойствия) необходимо пройти все испытания выпавшие на твою долю и остаться честным, чистым духовно, человеком. Во времена правления императора Ашоки, по всей Индии строились буддистские храмы, изначально памятники Будде изображались в виде колеса, затем животного и только потом в облике человека сидящего в позе лотоса. Буддизм приобрел большое количество последователей за пределами Индии, благодаря мирному отношению к местным культам, а основная теория буддизма заключалась, в том, что надо меньше грешить.

Параллельно с буддизмом в 7-6 веках до нашей эры зарождается индуизм. Можно сказать, что в индуизм вошли многие религиозные течения, существующие в Индии, но его основу все-таки составил брахманизм. В настоящий момент индуизм основная религия в стране. В Индуизме люди продолжают покланяться животным (корове, обезьяне, слону), и это отразилось на употребляемых продуктах. Так, пища в Индии вегетарианская, хоть и существуют мясные блюда, но блюда из говядины встречаются крайне редко, так как убийство рогатого скота в некоторых Индийских штатах преступление.

В Индии много праздников, посвященных различным божествам, а так как богов много, количество праздников больше чем дней в году.

Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что культура Индии развивалась постепенно, так как склонна к адаптации и переосмыслению, но в тоже время, с трепетом, хранит традиции, идущие из глубины веков.

Культура Ближнего Востока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: