Вопрос 17: Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761 гг.) Теоретическая и градостроительная деятельность П. Еропкина

Время замедленного развития Петербурга. Строительство города практически не ведется, и многие его проблемы остаются нерешенными. Крупные градостроительные мероприятия стали осуществляться после сильных пожаров 1736 и 1737 годов, когда выгорело две трети застройки Адмиралтейского острова.

Для реконструктивно-восстановительных работ и предотвращения дальнейшей стихийной застройки именным указом императрицы Анны Иоанновны от 10 июля 1737 года создается Комиссия о Санкт-Петербургском строении.

Указ положил начало новому этапу развития регулярной системы в строительстве Петербурга. Ставится задача составления генерального плана застройки города. Сделать это следовало на соответствующей научной основе. До того времени не существовало точного топографического плана города, поэтому одна из первых забот Комиссии — составить представления об истинном градостроительном состоянии Петербурга. Для этих целей впервые была проведена детальная инструментальная съемка застройки и территории города группой топографов под руководством капитана фон Зихгейма.

В числе первых шагов Комиссии было деление города на основные районы. Главной задачей Комиссии стала работа над новой планировкой и строительством. В течение трех лет в Комиссии о Санкт-Петербургском строении были созданы проекты новой планировки всех основных районов города. Комиссии удалось впервые в истории создать реальный проект новой европейской столицы, многие элементы которого, осуществленные в последующие десятилетия, существуют и поныне.

Работа над «Генеральным планом», упоминаемом в документах Комиссии, внедрила в сознание зодчих представление о городе как целостном организме. В проектах подробно разрабатывалась новая жилая застройка, благоустройство, водоснабжение, строительство мостов, регулирование русел рек и протоков. Центр Петербурга был закреплен в Адмиралтейской части.

В созданом П.М. Еропкиным проекте Адмиралтейского острова активно выделяется трехлучевая система улиц-магистралей, намеченная еще при Петре I – знаменитый Петербургский «трезубец» (ныне Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект). В Петербурге лучи имеют градообразующее значение. Это трехлучие в сочетании с дуговыми направлениями улиц, рек и каналов создало архитектурно-планировочный каркас центра города. Это во многом определило зонирование Петербурга на ближайшие десятилетия.

В проекте Еропкина площадь получает разработку как общественное пространство и обязательный элемент города нового типа. Предполагалось регулирование улиц. Большое внимание Комиссия уделяла использованию «образцовых», т.е. типовых, домов. Главные улицы предполагалось застраивать каменными двухэтажными домами, второстепенные – одноэтажными, но тоже каменными. В создании образцовых проектов принимали участие М. Земцов и другие зодчие. Особенностью петербургского дома было обязательное устройство погребов, т.е. цокольного этажа, где обычно находились служебные помещения и жилье дворни. В разрывах между домами ставятся ворота для въезда с основной магистрали. Городской квартал мыслился как сумма усадеб с домами по красной линии и службами по краям участков. В центральной части Петербурга застройки уплотняют, превращая квартал в замкнутое по периметру пространство. В результате улицы, в целом еще сохранявшие характерную для русского города разреженность фронта застройки, в наиболее оживленной ее части начали приобретать вид, близкий к европейскому. Основной чертой композиции Петербурга середины XVIII века стала пейзажность, доминирующее значение водных пространств и зеленых территорий, расположенных в Адмиралтейской части. Зелень пронизывала весь город, и это не столько следствие обширности малоосвоенных участков, сколько особенность быта и эстетический принцип.

Наряду с основными задачами Комиссия приняла на себя и наименование улиц. Выполненный с учетом опыта русской и западноевропейской практики регулярного градостроительства, проект реконструкции Петербурга явился не только завершением предыдущего этапа строительства, но и началом нового этапа развития города, рассчитанного на длительный срок. Комиссия взяла за основу исторически сложившуюся планировку территории города с перспективой ее расширения на юг.

Вновь проложенными проспекты и улицы объединили слободы с военными поселениями на окраинах в единый город. В основу композиции отдельных районов были положены единообразные принципы регулярности и планирования крупными кварталами.

Идеи нового русского градостроительства нашли отражение в создании трактата-кодекса под названием «Должность архитектурной экспедиции», который явился самой ранней попыткой в истории мировой архитектуры научно поставить и организовать в общегосударственных масштабах все проектное и строительное дело.

Трактат-кодекс начал писать П.М. Еропкин, а после его смерти заканчивали М.Г. Земцов, И.К. Коробов и другие архитекторы. Творчество Еропкина свидетельствует о его стремлении приобщить российскую архитектурную практику к лучшим, но критически осмысленным достижением западноевропейской архитектурной мысли. Каноны классической архитектуры Еропкин использует творчески, исходя из особенностей российской политической системы, климата, традиций и предпочтений. Трактат предусматривал создание твердой системы государственного руководства планировкой города. Отсюда – утверждение руководящей роли архитектора, состоящего на государственной службе.

Архитекторы, ведающие гражданским строительством, были наделены существенными правами: без их разрешения обыватель не мог начать строительство; им были обязаны подчиняться мастера, и любое отступление от замысла архитектора несет «неприличное применение или вред и всему зданию порок».

Предполагалось, что каждая часть города будет подчинена отдельному архитектору. Предполагалась новая, более совершенная, структура Комиссии от строений в частности рекомендовалось сформировать специальную «Архитектурную экспедицию», которой вменялось в обязанность заниматься исключительно городским строительством. В трактате выдвигались идеи по архитектурному воспитанию и образованию зодчих. Составление документа было закончено в 1741 году, он оказал значительное влияние на регулярность строительства и развитие новой архитектуры.

В 1742 году Комиссия ликвидируется, а ее функции передаются Главной полицейской канцелярии, где ранее работал М.Г. Земцов. Он и становится по существу главным архитектором Петербурга.

В 1740 – 60 годы город застраивался и развивался по проектам планировки, разработанным Комиссией о Санкт-Петербургском строении. Середина XVIII века отмечена значительными успехами в развитии архитектуры Петербурга. За 1740 –1760 годы были созданы многочисленные выдающиеся архитектурные ансамбли. Некоторые творения зодчих того времени стояли на уровне высочайших достижений мировой архитектуры.

В связи с этим надо отметить, что в центра внимания двора и правительства оказалось дворцово-парковое строительство. Градостроительство отодвигается на второй план. Планировочная деятельность до 1762 года замирает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: