А) да; Б) нет; В) не обращаю внимание
2. Если в литературных произведениях вы встречаете задачи, пытаетесь ли Вы её решать?
А)всегда; Б) иногда; В) никогда
Когда читаете произведение, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного?
А) да; Б) нет; В) не обращаю внимание
В анкетировании принимало участие 20 человек, каждый из которых регулярно читает художественные произведения. По результатам проведенного исследования 13 опрошенных людей встречают в прочитанном задачи, головоломки, шарады математического характера, не встречают задачи 5 опрошенных и не обращают внимание только 2 человека. Данные говорят о том, что наши читатели не отличаются особой любознательностью. Было установлено, что лишь 1 человек из 20 опрошенных пробуют решать задачи, иногда пробуют решить 14 опршенных и не решают 5 человек. Но в целом, опрошенные считают использование математических задач при написании своих произведений уместным приемом.Полученные данные говорят о том, что большинству читателей задачи не мешают понимать прочитанное. Математические задачи мешают понять смысл прочитанного ответили 5 человек, не мешают – 10 человек и не обращают внимание- 5 опрошенных людей.
Исследование художественной литературы
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и тридцати трёх богатырях»
Попытаемся доказать, что сказка о царе Салтане именно сказка, а не быль.
Допустим, сказка о царе Салтане — это быль, и всякое высказывание в ней истинно. Рассмотрим, как корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо - явления тридцати трех богатырей:
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге —
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить.[3]
... Итак, на берег из моря выходят 33 молодых богатыря и старый дядька Черномор, который выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Отсюда следует, что произведение Александра Сергеевича Пушкина действительно является сказкой.
Неужели поэт ошибся? Получается так, что наш великий поэт допустил элементарную математическую ошибку и не заметил, что 33 нельзя разделить нацело на 2? Нет, конечно. Почти шесть лет - с 19 октября 1811 года до 9 июня 1817 - Пушкин провел в Императорском Лицее, который принадлежал к числу учебных заведений с энциклопедической программой обучения и воспитания.
Летом 1831 года, женившись, Пушкин проводил лето в Царском Селе и вновь посетил Лицей. Известно, что лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. И вот тогда летом 31-го года один самый смелый воспитанник спросил поэта - за что учитель математики отправил его за самую последнюю парту?! - Я не мог 33 разделить на 2! - улыбнулся поэт.
Историю о том неудавшемся делении и зашифровал поэт в рассказе о тридцати трех богатырях, выходящих из моря парами!..
И.С. Тургенев «Муму»
Рассмотрим рост Герасима
«…Из числа всей ее челяди самым
Замечательным лицом был дворник Герасим,
Мужчина двенадцати вершков роста,