Вопрос 8. Становление Евросоюза, этапы, состав, цели и задачи ЕС

ВОПРОС 7. Итоги и уроки холодной войны.

«Холодная война» - (1946-1991 г.г.) – политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между государствами и системами. Война без применения оружия, но сопровождающая гонкой вооружения.

ИТОГИ: В результате вредоносного воздействия внешних и внутренних факторов к середине 80-х годов прошлого столетия Советский Союз оказался в глубоком экономическом и политическом кризисе. В стране начался процесс перестройки, которая по сути своей была курсом на замену социализма капиталистическими отношениями.

Эти процессы активно поддерживали зарубежные противники коммунизма. Начался распад социалистического лагеря. Кульминацией стал крах Советского Союза, в 1991 году распавшегося на несколько независимых государств. Цель противников СССР, которую они поставили несколькими десятилетиями ранее, была достигнута.

Запад одержал безоговорочную победу в «холодной войне» с СССР, а США остались единственной в мире сверхдержавой. Это и стало главным итогом «холодного» противостояния.

УРОКИ:

· кровопролитие как средство урегулирования глобальных или региональных конфликтов не является неизбежным;

· существенную сдерживающую роль сыграло наличие у противоборствующих сторон ядерного оружия и понимание того, каким может стать мир после ядерного конфликта;

· ход развития конфликтов тесно связан с личными качествами конкретных лидеров (Сталин и Гарри Трумэн, Михаил Горбачёв и Рональд Рейган);

· военная мощь имеет существенное, но не решающее значение (США потерпели поражение во Вьетнаме, а СССР — в Афганистане); в эпоху национализма и третьей индустриальной (информационной) революции управлять враждебно настроенным населением оккупированной страны невозможно;

· в этих условиях гораздо большую роль приобретает экономическая мощь государства и способность экономической системы приспосабливаться к требованиям современности, способность к постоянным инновациям.

· значительную роль играет использование мягких форм влияния, или, то есть способности добиться от других желаемого, не принуждая (запугивая) их и не покупая их согласие, а привлекая на свою сторону. Сразу же после разгрома нацизма, СССР и коммунистические идеи обладали серьёзным потенциалом, но большая часть его была утрачена после событий в Венгрии и Чехословакии, и этот процесс продолжался по мере использования Советским Союзом своей военной мощи.

 

ВОПРОС 8. Становление Евросоюза, этапы, состав, цели и задачи ЕС.

1 этап (1958-1966 гг.) в эволюции ЕЭС - это этап создания зоны свободной торговли. Была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) - создан единый аграрный рынок.

2 этап (1968-1986 гг.) - формирование таможенного союза. Происходит дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике.

3 этап (1987-1992 гг.) - создание общего рынка. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

· устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий;

· устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран;

· введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации;

· открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

4 этап (с 1993 г. по наст. вр.) - создание экономического союза. Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 г. в голландском городе Маастрихте договора о ЕС (вступил в силу с 1 ноября 1993 г.). Сложность данного этапа связана с необходимостью сочетать рост интеграции «вглубь» и «вширь». Маастрихтский договор стал первым в истории ЕС законодательным актом, предусмотревшим возможность развития интеграции на принципах разных скоростей. Сделано это было именно применительно к валютному союзу, поскольку с самого начала было ясно, что выполнить к установленному сроку критерии конвергенции и ввести единую валюту смогут не все участники ЕС.

 

В состав организации входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года в состав Европейского Союза официально вошли Болгария и Румыния.

Цели и задачи ЕС:
- защита общих ценностей, интересов и независимости Союза;
- содействие экономическому и социальному сплочению;
- укрепление внутреннего рынка, а также Экономического и валютного союза;
- содействие высокому уровню занятости и социальной защиты;
- высокий уровень защиты окружающей среды;
- поощрение технологического и научного прогресса;
- создание пространства свободы, безопасности и правосудия;
- развитие общей внешней политики и политики безопасности, а также оборонной политики в целях обеспечить защиту ценностей Союза и содействовать их реализации в отношениях с окружающим миром.
Достижение указанных целей производится согласно правилам, которые учитывают возможность наделения Союза соответствующими видами компетенции как в полном объеме, так и частично, а равно возможность совместного осуществления данной компетенции государствами-членами.

 

ВОПРОС 9. 9. Характеристика основных проблем ЕС.

1) Первая проблема ЕС заключается в «механическом» объединении стран. Причиной «механизации» стало поспешное расширение Евросоюза: 2004 год – 15 стран, 2007 год – 27 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность архитектуры стран так называемой «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.
2) Следующий проблемный фактор состоит в молодости и незавершенности проекта. Многие фундаментальные направления не были изначально обговорены, документально закреплены и опробованы. В связи с этим нормативная база ЕС требует большой доработки и оптимизации, исходя из существующих реалий.
3) Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной поднятия градуса противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса. Иными словами, в ЕС был дан сигнал, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
4) Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на искусственное единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.
5) Пятая группа проблем Европейского Союза связана с историческими, культурно-ментальными расхождениями между участниками ЕС. ЕС находится на начальной стадии (стадии зарождения) создания модели общеевропейской идентичности. Поскольку в ЕС многие государства за весь период истории неоднократно противостояли друг другу в различных войнах, была принята негласная договоренность – исключить исторические обиды. Однако в последнее время эта договоренность зачастую игнорируется.

­

ВОПРОС 10. Последствия

Приход к власти в странах Центральной и Восточной Европы прозападных сил привел к разрушению сферы влияния СССР и резкому изменению баланса сил в Европе и в мире. На саммите на Мальте 3 декабря 1989 года лидеры США и СССР объявили об окончании холодной войны. В июле 1990 года канцлер объединяющейся Германии Гельмут Коль обратился к Михаилу Горбачёву с предложениями снять возражения по вхождению объединённой Германии в НАТО в обмен на экономическую помощь. В ноябре 1990 года на саммите в Париже, фактически, было объявлено об окончании холодной войны[12].

1 июля 1991 года на встрече в Праге официально распущена Организация Варшавского договора. На саммите в тот же месяц Джордж Буш — старший и Михаил Горбачёв объявили о советско-американском стратегическом партнёрстве. Президент США особенно отметил содействие СССР, оказанное во время войны в Персидском заливе.

Как впоследствии утверждал Михаил Горбачёв, согласие СССР на объединение Германии было дано в обмен на обещание, что страны Восточной Европы не будут включены в состав НАТО[13][14]. Западные державы отвергают факт такого обещания.

 

ВОПРОС 11. В экономике США после Второй мировой войны была сделана ставка на рынок (так же, как и в ФРГ). Пиковым послевоенным годом для США был 1968 г., когда американское промышленное производ­ство превысило треть мирового (34%); после этого началось по­степенное падение уровня производства, в ходе которого началось ослабление доллара в роли резервной валюты. В 1970-х гг. совмест­ное производство в странах Европейского Союза и Японии уже на 60 % превысило производство США.

1950-е годы

Политика Рузвельта, который придавал большое значение роли государства, в 1950-е гг. начала себя изживать: американцы были со­гласны с большими полномочиями федеральных властей и их ак­тивной ролью в экономике только в исключительных случаях, но отвергали их в нормальных условиях. В соответствии с желаниями избирателей президент США Эйзенхауэр в 1953-1961 гг. проводил либеральную экономическую политику.

 

1960-е годы

Вследствие новшеств, принятых при Джоне Кеннеди, США в тече­ние 1960-х гг. постепенно отошли от чисто рыночной либеральной модели, отдавая предпочтение варианту смешанной экономики с возрастающей ролью государства, включающему планирование экономического развития. Таким образом, американская экономи­ческая система постепенно сближалась с европейской. Особенно это стало заметно в социальной сфере. В середине 1960-х гг. из более чем двухсот принятых законов большинство было связано с «вой­ной с бедностью» — социальными мерами, призванными поднять нижнюю планку уровня жизни в стране.

 

Джон Кеннеди (1961-1963 годы)

При Джоне Кеннеди в 1961-1963 гг. либеральная доктрина продолжала доминировать. Эта политика предусматривала ряд социально-экономических ре­форм: снижение налогообложения, принятие законодательства об уравнении в гражданских правах цветного населения, медицинское страхование престарелых, повышение минимума заработной пла­ты. Особенность курса Кеннеди заключалась в обновлении и расши­рении диапазона средств поддержания рыночной экономики.

Президент США со временем всё более склонялся к идее либеральной мировой экономики под эгидой Соединённых Штатов Америки. США начали оказы­вать систематическую помощь странам «третьего ми­ра». В 1961 г. была принята программа социально- экономического развития стран Латинской Америки под названием «Союз ради прогресса». В это же вре­мя был создан «Корпус мира» для работы американ­ских добровольцев в развивающихся странах.

 

С другой стороны, Кеннеди раздвинул горизонты политики государственного планирования: он обра­тился к стратегии планирования трудовых ресурсов, придав ей большой размах. Под влиянием Кеннеди в 1961 г. была принята федеральная программа развития регионов США. По этой программе, к примеру, правительство еже­месячно определяло квоту добычи нефти для Техаса, величина кото­рой соотносилась с объёмом добычи в других американских штатах.

 

1970-е годы

До начала 1980-х гг. проводилась достаточно сбалансированная политика государственного регулирования США. Однако в экономике страны назревали проблемы, решение которых требовало новых подходов.

В период пре­зидентства Рональда Рейгана в рядах правящей элиты Соединённых Штатов утвердилось мнение, что интересы их страны простираются по всему миру. Любая страна в любой точке планеты, проводящая по­литику, которая противоречит интересам США, рассматривалась как угроза их национальным интересам, как опасность, которая должна быть ликвидирована любыми средствами.

Новые позиции американского руководства стали особенно яс­ны после объявления Рейганом 8 июля 1985 г. пяти государств — Ирана, КНДР, Кубы, Никарагуа, Ливии — «членами конфедерации террористических государств», совершающих «открытые военные действия против США». Это резкое и явно популистское заявле­ние было характерно для стиля президента.

 

Обострение холодной войны

Главным объектом нападок Рейгана стал СССР. Когда Р. Рей­ган стал президентом, ему доложили, что Советский Союз тратит на вооружения на 50 % больше, чем США, и идёт впереди в облас­ти как обычных, так и ядерных вооружений.

Ракеты средней дальности СССР

Р. Рейгана особенно тревожили советские ракеты среднего радиу­са действия (РСД) СС-20 с тремя боеголовками. Их уникальность заключалась в том, что они были не шахт­ного (а значит, известного разведке про­тивника места) базирования, а мобильные (РСД располагалась на тягаче). После по­лучения команды во время марша пуск мог быть осуществлён за несколько минут, дальность действия — свыше 2 тыс. км. Размещение СС-20 СССР начал в 1977 г.

У НАТО ракет подобного класса в Ев­ропе не имелось, поэтому в США были разработаны ракеты «Першинг-2» с ра­диусом действия более 2 тыс. км. Кроме того, была создана «крылатая ракета» — беспилотный самолёт, который из-за низ­кой высоты полёта нельзя обнаружить радарами. Перспектива развёртывания новых ракет НАТО сильно обеспокоила Кремль. В октябре 1979 г. Л. И. Брежнев заявил, что демонтирует часть ракет СС-20, если Запад откажется от планов размещения своих ракет среднего радиуса действия, и в одностороннем порядке выведет из ГДР танковую дивизию.

 

На советское предложение Запад ответил «двойным решением», которое состояло в том, что крылатые ракеты и «Першинги» не будут устанавливаться, если СССР демонтирует свои новые РСД.

После советского отказа 12 декабря 1979 г. руководство Северо-Атлантического блока единогласно решило разместить ракеты «Першинг-2» и «крылатые ракеты» в Западной Европе.

Программа вооружений США

Сам Рейган был активным сторонником давления на Советский Союз, который он называл «империей зла». СССР и США имели паритет по межконтинентальным баллистическим ракетам (МБР), а Штаты ещё и сохраняли преимущество по другим средствам дос­тавки — самолётам и подводным лодкам. По численности войск (включая Францию, формально не входившую в военную органи­зацию) НАТО превосходило Организацию Варшавского договора. Рейган считал стратегическое равновесие опасным и стремился к установлению абсолютного превосходства. Он реализовывал свою программу в духе худших традиций гонки вооружений.

Ежегодные дополнительные расходы на оборону в США резко выросли. Своей программой вооружений Рейган хотел показать народам Западной Европы, что американская преданность идее кол­лективной безопасности так же сильна, как и прежде. Реакция боль­шинства европейских стран на это была положительной. Однако не менее важным оказалось влияние, оказанное американской про­граммой вооружений на СССР.

Поддержка США Афганистану

Рейган знал, что война в Афгани­стане у советских граждан была непопулярной и дорогостоящей, а снабжая афганских моджахедов небольшими противовоздушны­ми и противотанковыми установками, США имели возможность увеличить и без того высокую для Советского Союза человеческую и финансовую цену войны, которая стала со временем тем же, чем был для Соединённых Штатов Америки в 1965-1975 гг. Вьетнам.

 

ВОПРОС 12. Модель "догоняющего" развития уходит корнями в межвоенный период, хотя можно говорить о более ранних примерах ускоренной промышленной модернизации хозяйства Германии после объединения 1871 г. и Японии периода преобразований Мейдзи. Хозяйственная история первой половины XX в. отмечена, по крайней мере, двумя масштабными экспериментами "догоняющего" индустриального развития на основе мобилизационного метода: ускоренная индустриализация СССР (1920-1930-е гг.) и ускоренная милитаризация Германии (1930-е гг.). В послевоенный период в СССР, странах мировой системы социализма и ориентировавшихся на них освободившихся странах происходил процесс ускоренного индустриального развития при условии отсутствия рыночных отношений.

В ряде капиталистических стран со средним уровнем развития стала осуществляться политика ускоренной индустриализации, которая имела общие черты, несмотря на отдельные региональные различия. На протяжении 1950-1960 гг. страны с "догоняющей" моделью показали невиданные образцы роста, ускоренное развитие ряда стран Латинской Америки. В переломные для развитых стран 1970- 1980-е гг. особых успехов добились ряд государств - экспортеров энергоносителей.

Однако уже в 1970-е гг. экономика "новых индустриальных" стран стала испытывать серьезные трудности. Последнее двадцатилетие XX в. отмечено не только замедлением темпов роста, но и чередой перманентных кризисов, которые продолжают развиваться и сегодня, поочередно охватывая регионы Латинской Америки

Наиболее успешным примером стратегии "догоняющего развития" может служить ряд стран Латинской Америки так называемой "большой тройки" - Аргентина, Бразилия и Мексика, а также их соседи по континенту - Боливия, Венесуэла, Перу, Чили и др., где под влиянием еще мирового кризиса 1920-1930-х гг. приобрела популярность концепция импортозамещающего хозяйства.

Пришедшие в этот период к власти представители популистских партий выдвинули стратегию опоры на собственные силы, направленную на создание развитой национальной индустрии. В условиях слабости национального капитала данную задачу призвано было решать государство. Популярность выбранной стратегии подкреплялась успехами предвоенного развития ряда стран Латинской Америки, в которых темпы роста в конце 1930-х гг. были выше, чем в большинстве развитых стран. Например, в Чили среднегодовой рост в 1931-1940 гг. составил 4,8%. В годы войны происходило дальнейшее укрепление индустриального сектора экономики. В первые послевоенные десятилетия практически повсеместно прокатилась волна на национализацию ведущих отраслей.

Успехи в развитии ряда импортозамещающих экономик наиболее ярко проявились в изменении структуры хозяйства некогда отсталых стран. Из преимущественно аграрных и торгово-посреднических они превращались в индустриальные страны. Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили достигли во второй половине XX в. среднего уровня развития. Но уже в 1970-е гг. в "новых индустриальных" странах Латинской Америки стали нарастать кризисные явления как результат общемирового системного кризиса индустриального общества. При этом кризис носил более глубокий характер. Его главной причиной явилось отсутствие необходимых для его преодоления элементов новой постиндустриальной экономики, в частности собственной фундаментальной науки, развитой системы образования и др. Помимо этого развитию кризиса способствовала предельно развившаяся система государственного вмешательства, государственного предпринимательства. Данные обстоятельства серьезно препятствовали началу реформ. Очевидно, что в кризисных условиях сравнительно низкоэффективная экономика южноамериканских стран сдавала позиции и на внешних рынках. Эти страны сталкивались с проблемами быстрого демографического роста при сравнительно низком уровне жизни и бедности широких слоев населения. К тому же общество психологически не было готово к радикальной либерализации. Об этом свидетельствовали реформы в Чили, которые проводились в условиях установившейся военной диктатуры генерала А. Пиночета. В 1980-е гг. к новой модели стали переходить и остальные страны региона. Этот переход носил болезненный и непоследовательный характер. Несмотря на длительный период реформирования, он не привел к однозначно позитивным результатам, что выражалось в периодических глубоких финансово-экономических кризисах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: