Вопрос 13. Основные проблемы американских континентов

 

Еще два года назад американец слушал новости, не подозревая, что иммиграция в его страну становится главной национальной проблемой. Газеты и телевидение с жаром обсуждали бои в Ираке, китайский экспорт, спорили, есть ли энергетическая альтернатива Персидскому заливу, сколь опасен реактор в Бушере – но не рвущееся в Штаты население окрестных стран.

Лишь сто лет назад корабли со всех сторон света везли в Америку сходную массу новопришельцев. Наплыв ХХI века - вторая по величине волна. Осознавшие это политики и журналисты изменили умственный пейзаж среднего американца, выведя в первый ряд вопросы о том, кто будет обеспечивать рост США (Америка – единственная демографически растущая западная страна, ее население в 2006 г. перешагнуло отметку 300 млн. человек), кто будет работать на заводах с окончанием послевоенного «бэби бума» (который дал 75 миллионов американцев), кто обеспечит трехтриллионный бюджет страны и ее растущий жизненный уровень, кто согласится на тяжелые работы, кто пополнит наемную армию? С выходом на пенсию первых детей периода Второй мировой войны Америка словно проснулась.

И что она увидела? Самое главное заключается в том феноменальной силы магните, который являет собой гигантская американская экономика. Согласно официальным данным американского Бюро трудовой статистики, между 2002 и 2012 годами американская экономика создаст 56 миллионов новых рабочих мест, половина которых предназначена лицам, имеющим среднее образование. А на работающую Америку в это время обрушится вал новых пенсионеров. Но еще хуже будет стремительный спад рождаемости в США.

Полвека назад половина американских выпускников согласны были удовольствоваться неквалифицированной работой. Сейчас таковых, имеющих дипломы средней школы, – лишь 10 процентов. И эта цифра грозит уменьшиться еще более. Кто пойдет к утомительному конвейеру, к городской канализации, в требующую ежегодно 185 тысяч рабочих строительную промышленность, кто выберет самоотверженный сельский труд? Строительные компании уже сейчас жалуются на недостачу рабочих-отделочников, как и огромный ресторанно-закусочный сектор (12,5 млн. работающих), где между 2005 и 2015 годами ожидается рост потребности в рабочей силе на 15 процентов в год – значительно больше, чем численность молодых американцев, готовых войти в этот сектор.

Зарплата, которую в США получают строительные рабочие, как и официанты хороших ресторанов, разумеется, привлекательна для стран с десятикратно более низким жизненным уровнем – экс-СССР, Латинской Америки, огромных стран Азии. Особенно близко и удобно оказалась соседняя Мексика, с ее бушующим напором готовой к тяжелому труду молодежи, чей образовательный уровень делает ее пригодной именно на стройках и в стандартизированных «фаст-фудах». Уже устроившиеся в США миллионы мексиканцев самым быстрым образом способны уведомить оставшихся южнее Рио-Гранде о нужде в их рабочих руках.

Что это означает для Соединенных Штатов как для страны? В последние десять лет американский рынок привлекал полтора миллиона квалифицированных и неквалифицированных иммигрантов ежегодно (один миллион «законной» иммиграции). 8 (по другим оценкам до 12) миллионов незаконных иммигрантов отчаянно работают, чтобы спасти пославшие их в США семьи и создают за год богатство стоимостью 154 млрд. долл. Если добавить сюда труд легальных иммигрантов, то цифра вырастет до 700 млрд. долл. – немалая доля всего ВНП США (13 трлн. долл. в год) [1]. Что являет собой 5,4 процента американского ВНП.

Битва за и против массового притока новой иммиграции едва ли не затмевает спор о войне в Ираке в качестве главного национального противоречия. Это отражает тот факт, что прежнего согласия на данный счет нет, а прежняя «иммиграционная система Соединенных Штатов рухнула – и довольно давно» [2]. Как американцы намереваются ее ремонтировать?

Прежняя система организации иммиграционного потока (1921 – 1991 гг.) оказалась опрокинутой. Соседи-мексиканцы, еще два десятилетия назад не помышлявшие о смещении на Север, начали подлинный штурм южных границ США. Азиаты составили четверть новопришельцев; из бывшего Советского Союза, пользуясь благоприятной политической конъюнктурой, прибыли миллионыэмигрантов. По мнению многих специалистов, если несколькими законами быстро ликвидировать эту массу прибывших работников, то рухнут целые сектора американской экономики.

Предшественник нынешнего хозяина Белого дома, президент-демократ Билл Клинтон, был категорически против запретов – ведь в этом случае Америка становилась одной из стран Запада, где безысходно действует принцип «1,4», обозначающий среднее число детей в семье и, следовательно, постоянное уменьшение доли в мировом народонаселении. По логике Клинтона и его окружения, согласие на приезд новых иммигрантов поворачивает течение процесса.

Да, иммигранты платят небольшие налоги – но ровно такие же налоги платят необразованные американцы на тяжелой физической работе. Дополнительная налоговая плата в большинстве штатов не превышает пары сотен долларов в год – что не так уж много, учитывая решение грандиозных строительных и прочих работ. Иммигранты вносят гораздо больший вклад в экономический рост США. Покупая в значительных количествах американские продукты, они способствуют укреплению американской экономики как более продуктивной. Заполняя на Среднем Западе и Юго-Западе примерно половину свободных рабочих мест, иммигранты способствуют общенациональной экономической экспансии.

Так, Северная Каролина - один из наиболее быстрорастущих штатов – заполнила одну треть вакансий за счет приезжей рабочей силы. Эти люди за последнее десятилетие израсходовали 9,2 млрд. долл. на покупки в США и сохранили 1,9 млрд. на счетах в американских банках – в целом дивиденд в 11 млрд. долл., несравнимый с 61 млн. долл., которые иммигранты стоили штату.

И вот что примечательно: чем отличнее от американской культура приезжего, тем основательнее его вклад в благосостояние американской нации. Американская Академия наук утверждает, что ежегодно американская экономика получает от труда иммигрантов 10 млрд. долл. При этом следует заметить, что примерно четверть иммигрантов болееквалифицирована, а треть – менееквалифицирована, чем соседи-американцы. В целом иммигранты моложе и более мобильны. Разумеется, они хуже знают английский язык и американскую культуру. Но они, чаще всего, работают более упорно и готовы работать дополнительные часы.

Приезжие конкурируют, прежде всего, с американскими выпускниками средних школ, и эти американцы выигрывают от присутствия иммигрантов благодаря меньшим расходам на питание и жилье. Иммигранты создают новые виды работы (например, ухаживание за газонами). Что же касается сдерживания нелегальной иммиграции, то складывается мнение, что если бы нелегалы действительно вредили экономике США, то пограничный контроль стал бы реально более жестким и эффективным.

Эта линия не встретила согласия большинства американцев, и в 2000 году победил претендент, обещавший «сузить» путь в дом американского благоденствия. Линию Джорджа Буша, нацеленную на ограничение допуска в Америку новых иммигрантов, поддержал даже либеральный мэйнстрим. Сэмюэль Хантингтон и Патрик Бьюкенен возглавили новый тур общенациональных дебатов в США, требуя сохранения того «духа» Америки, который определил англо-саксонский авангард, начиная с 1607 года. По существу, это требование вернуться к ситуации 1923-1965 годов, неблагоприятной для въезда новых переселенцев.

Новым символом Америки является не приветливо встречающая иммигрантов статуя «Америки» с факелом на Эллис-Айленде, а колоссальная, протянувшаяся на тысячи километров стена, которая отделит избранных – жителей Соединенных Штатов – от рвущихся к высокооплачиваемой работе посланцев «неатлантического» мира. Но что делать с 12 миллионами иммигрантов, уже просочившихся на пространстве от Тиуаны до Рио-Гранде? Сторонники закрытия границ считают, что изгнание незаконных иммигрантов пройдет достаточно легко и американская основная экономика очень быстро сделает уход «мокрых спин» незаметным. Противники массовой иммиграции спрашивают: почему бы хозяевам американских компаний не платить своим сотрудникам больше – и они станут работать значительно производительнее без всякого обращения к зарубежному труду.

Главный аргумент: иммигранты понижают уровень американских зарплат. Страдает американский рабочий, ощущающий понижение жизненного уровня. Пойти навстречу абстрактным аргументам глобализациизначит ослабить Соединенные Штаты, понизить их благосостояние. Отсюда вывод: надо жестко соблюдать существующие правила, установить контроль в местах перехода американской границы и на рабочих местах. В самые последние годы Соединенные Штаты утроили численность пограничных войск. Бюджет патрульной службы за последнее десятилетие увеличился в пять раз (!). Но нужно прямо сказать, что это не дало особых результатов – количество проникающих ежегодно нелегалов так и осталось на уровне полумиллиона (меняются места прохода, способы, интенсивность).

Ныне вопрос ставится уже об электрической проволоке на границе, по-современному вооруженных отрядах на пограничной полосе, контрольных пунктах на основных дорогах, регулярных рейдах в штаб-квартиры компаний, нанимающих нелегалов, слежении по всей территории США.

Президент Буш официально поставил проблему «новых американцев» во главу своей повестки дня. Конгресс США десять месяцев кряду обсуждал проблему иммиграции. И в сенате, и в палате представителей прошли два весьма внушительных билля, но их обтекаемость не дает права говорить о победе одной или второй линии. Предшествующий нынешнему 109-й состав Конгресса так и не сумел до окончания своих полномочий решить проблему национальной стратегии в этом вопросе.

В новом, 110-м конгрессе (начавшем интенсивную работу с января 2007 г.) образовалась мощная оппозиция (20-25 процентов общего числа голосов), которая определенно недовольна вышеуказанным компромиссным раскладом. Их кредо: новые иммигранты опасны для американской экономической системы. Символ их подхода к рвущейся в Америку очередной волне эмигрантов - строительство огромной стены между США и Мексикой. Резкие противники новой иммиграционной волны - белые мужчины, не имеющие университетских степеней. Половина среди них – республиканцы (и это четверть всех зарегистрированных республиканцев). Сложилось мнение, что эта группа более сплоченна, более мотивирована и что она придает вопросу иммиграции исключительное значение. Яростный настрой этой группы не позволяет надеяться на мирное и спокойное разрешение вопроса путем национального компромисса.

В американском обществе сложилась весьма необычная коалиция – ассоциации бизнесменов, профессиональных союзов, католической церкви, которая требует от Конгресса более жестких законов о въезде в США, но в то же время предоставления американского гражданства миллионам иммигрантов, уже проникших в пределы страны. Такой линии придерживаются консерваторы во главе с президентом Джорджем Бушем и либералы во главе с сенатором Эдвардом Кеннеди, независимые правые типа сенатора-республиканца Джона Маккейна и дисциплинированные партийные политики вроде сенатора Билла Фриста.

Но ей противостоит мощное лобби в пользу открытой иммиграционной системы, создать которую в Соединенных Штатах надеются в текущем году. Кто придаст теряющей спортивную форму Америке жизненную силу? Кто сумеет преодолеть барьер недоверия к «непрестижной работе», кто оживит американскую мечту о собственном доме, автомобиле и детях в университете? Показательно, как изменился характер этих мечтаний…

Что же касается превентивных мер, то специалисты указывают на опыт запрета алкоголя, во время действия которого потребление алкоголя увеличилось вчетверо. Нереалистическая вера в контроль дала чудовищные результаты. В то же время отмена запрета рационализировала ситуацию, сделала ее предсказуемой. Так и с иммиграцией - вместо пробирающихся партизан должны быть четкие программы временной работы, график въезда и выезда, добровольное следование закону.

Но, пожалуй, главное, что препятствует рационализации проблемы – это судьба 12 млн. нелегальных иммигрантов в США, которые ждут своей участи, работая в США. Громко звучат голоса тех, кто требует их депортации; другие жаждут более четкого запретительного законодательства, которое заставило бы нелегалов добровольно подчиняться закону. Часть этих иммигрантов живет в стране десятилетия, их дети и внуки являются гражданами Америки. Чтобы изгнать их, пришлось бы потратить миллиарды долларов. Драконовские меры лишь загонят их в подполье. Не лучше ли ввести временные визы и следить за продвижением «полулегалов»?

После прохождения в сенате в мае 2006 г. нового иммиграционного закона обозначилась основная линия иммигрантского законодательства США. Выделяются пять главных пунктов.

1) Главная задача закона – заменить незаконный поток регулируемым контингентом временно въезжающих. Законодатели согласились давать разрешение не всем 500 тыс. ежегодно прибывающих нелегалов, а только 200 тыс. Сторонники легализации иммиграции продолжают требовать искомых 500 тыс. виз.

2) Сенаторы выступили против радикальных противников долгосрочного пребывания иммигрантов в США. Таковые главенствовали в палате представителей, в сенате же посчитали, что примерное поведение и приносимая экономическая польза должны давать иммигрантам шанс на продление своего срока пребывания.

3) Четверть иммигрантов может быть высококвалифицированной, а три четверти – неквалифицированной рабочей силой. Америка нуждается в обеих категориях. Имеется и оговорка: доля обеих групп может быть изменена исходя из потребностей американской экономики и отношения той группы американцев, которая в результате страдает от конкуренции.

4) Каждый иммигрант должен получить биометрическую электронную карточку въезжающего в США, чтобы наниматель знал о нанимаемом основные факты. Общенациональная компьютерная база данных должна служить местом проверки личности бывшего нелегала. Это некая имитация системы кредитных карточек.

5) Противники иммиграции из палаты представителей выступили категорически против того, чтобы выдавать долговременным временным рабочим права гражданина США. Но большинство сенаторов сочли, что такая жесткость вредит стране. Укоренившийся иммигрант обязан выучить английский язык и, главное, заплатить все налоги. Страна получит не бездельника, а трудолюбивого гражданина. Только имея перспективу стать полноправным гражданином, данный приезжий готов будет «окунуться» в американский «плавильный тигель».

Итак, на фоне уменьшающейся доли Запада в мировом населении, Соединенные Штаты остаются единственной демографически растущей западной страной. Они, похоже, выбирают этот путь. Через сто лет население лидера Запада в этом случае составит 600 млн. человек – вдвое больше, чем сегодня. Так американцы стремятся избежать своего ослабления в свете демографических процессов, столь неблагоприятных для Запада в целом.

 

ВОПРОС 14. Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

Исходные новые индустриальные страны:

НИС «первой волны»: Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Тайвань; из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику.

Новейшие индустриальные страны:

НИС «второй волны»: Индия, Малайзия, Таиланд, Чили

НИС «третьей волны»: Индонезия, также Турция

НИС «четвертой волны»: Филиппины, также Иран

Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок;

 

Общая характеристика восточно-азиатской модели государственного регулирования экономики

Первая из четырех черт "восточно-азиатской модели" - это то, что экономика этих стран начинала свой путь развития при диктаторских или жестких политических режимах.

К остальным трем относятся: экспортная ориентация промышленного производства; развитие приводит к началу демократизации; экономическая свобода. Отсюда родилось выражение: "сначала экономика, затем демократия". Отец сингапурских реформ Ли Куаню, анализируя успехи КНР, сказал: "Китайцы вначале сделали перестройку, и только потом пришла гласность. Они сделали это именно в этой последовательности, а не наоборот, в чем была самая большая ошибка русских".

Политика государственного управления экономикой в восточноазиатских странах время от времени претерпевает весьма существенные изменения, корректировки основных, базовых направлений развития экономики. В частности, Южная Корея в 60-е годы перешла от стратегического курса на всемерное поощрение экспорта к развитию тяжелой и электронной промышленности в 70-е годы. В 80-е годы "центр тяжести" переместился в сторону развития технологий и перестройки более слабых областей.

Следует отметить, что почти все восточно-азиатские правительства всемерно поддерживали и широко распространяли льготное кредитование и налоговые преференции отдельным отраслям, при этом всячески поощрялся экспорт. Все страны Восточной Азии, за исключением Гонконга и Сингапура, на первоначальной стадии развития полагались на импортные барьеры для защиты своей промышленности, то есть протекционизм являлся стержнем внешнеэкономической политики. Даже к началу 80-х годов большинство отраслей промышленности Южной Кореи было защищено сочетанием тарифных и нетарифных барьеров. На Тайване еще 1980 году свыше 40% импорта облагалось протекционистскими тарифами, превышающими 31 %. Индонезия, Малайзия и Таиланд в первые годы развития придерживались линии на замещение импортных товаров собственными промышленными изделиями.

Правительства упомянутых стран зачастую использовали комплексные политические меры для увеличения инвестиций в человеческий и физический капитал. Государственные расходы на образование в странах Восточной Азии не превышали подобные ассигнования в других странах. Однако азиаты основную часть средств направляли на развитие начального и среднего образования с целью подготовки квалифицированной, "беловоротничковой" рабочей силы, а не на нужды университетов и институтов. Но и высшее образование не обделено вниманием. "Посмотрите на количество и качество инженеров, которых в настоящее время готовят китайцы", - указывает Ли Куаню. В последние 25 лет доля инвестиций частного сектора в валовый внутренний продукт стран Восточной Азии была почти в два раза выше, чем в других развивающихся странах. Заслуживают внимания некоторые виды вмешательства государства в форме налоговых льгот, субсидий и дешевых займов, что необходимо тщательнейшим образом изучить и таким же образом технично абсорбировать и использовать в Кыргызстане.

Наибольшего успеха вмешательство правительств государств Восточной Азии достигло в двух аспектах экономических реформ:

. содействие росту экспорта;

. в целевых кредитах.

Большинство стран проводило политику энергичного стимулирования экспорта путем предоставления субсидий, создания благоприятных условий для привлечения иностранных кредитов и инвестиций. Упор на внешние рынки способствовал подъему производительности промышленности, подъему частного предпринимательства.

В определенной степени важное значение придавалось манипуляциям правительств с процентными ставками. В частности, государство вмешивалось в финансово-кредитную систему и распределение средств, с тем, чтобы снизить стоимость капитала для отечественных компаний и фирм, предоставить льготные целевые кредиты для имевших приоритетность отраслей экономики. В целях сведения к минимуму издержек государственного вмешательства правительствами стран Восточной Азии были созданы соответствующие механизмы и структуры для контроля за преференциальными отраслями в рамках их производственной деятельности.

По мнению экспертов Всемирного банка, Восточная Азия преподала миру некоторые уроки. Самый важный из них состоит в том, что основы экономики:

1) стабильность управления макроэкономикой,

2) инвестиции в человеческий фактор,

3) открытые рынки

4) предоставление ценам возможность отражать недостатки экономики - являются важнейшими для успеха.

Анализируя весьма сложную "азиатскую" конструкцию государственного управления рыночной экономикой, нельзя не упомянуть и о роли идеологии, традиций, определенных морально-этических ценностей и характеристик, присущих народам стран Восточной Азии, что имеет немаловажное значение в позитивном и негативном развитии государства и общества. Наиболее сложные идеологические и политические "насадки", как, например, "конфуцианский капитализм", идеи Сухарто, Махатхира (руху негара), требуют, конечно, более тщательного, более глубокого изучения и осмысления

ВОПРОС 15. Нагорный Карабах
В конце 1980-х обострился армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) с преимущественно армянским населением, входившей в состав Азербайджанской ССР. 20 февраля 1988 года совет депутатов НКАО обратился к руководству СССР, Армянской и Азербайджанской республик с просьбой о передаче Нагорного Карабаха Армении. Политбюро ЦК КПСС ответило отказом, что привело к массовым акциям протеста в Ереване и Степанакерте, к нарастанию конфликта, а потом к погромам как среди армянского, так и азербайджанского населения. Силы МВД СССР и войск Закавказского военного округа проводили акции по разведению и разоружению участников.

После распада Советского Союза конфликт перерос в масштабные военные действия. Обе стороны использовали вооружения, полученные в результате раздела советского военного имущества, оставшегося на их территориях. В мае 1994 года стороны подписали Бишкекский протокол о прекращении огня, который действует до сих пор. В результате конфликта Азербайджан фактически потерял контроль над Нагорным Карабахом и считает регион оккупированной территорией.

В ходе трехлетней войны стороны потеряли убитыми от 15 тыс. до 25 тыс. человек, более 25 тыс. получили ранения, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания. По уточненным на 1 января 1999 года данным, потери частей Советской армии и внутренних войск МВД СССР и России, привлекавшихся для разъединения конфликтующих сторон,— 51 человек.
Территория: Нагорный Карабах
Период: 1988–1994 годы
Продолжительность: 6 лет
Участники: Армения / Азербайджан
Задействованные силы СССР/России: части СА и внутренних войск МВД СССР
Потери: 45 человек ВВ МВД, 6 человек СА
Верховный главнокомандующий: Михаил Горбачев
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Северная Осетия и Ингушетия
4 июня 1992 года ВС РФ принял закон об образовании Ингушской Республики без определения границ, что привело к обострению территориальных споров между Ингушетией и Северной Осетией по поводу Пригородного района (переданного в состав Северной Осетии после депортации чеченцев и ингушей в 1944 году). В ночь на 31 октября 1992 года на его территории начались межнациональные столкновения. В продолжавшихся до 5 ноября боях участвовали осетинские и ингушские вооруженные формирования. Для разведения противоборствующих сторон в зону конфликта была введена сводная группа войск Северо-Кавказского военного округа и внутренних войск МВД РФ.

По данным прокуратуры РФ, в период вооруженного конфликта с обеих сторон погибли 583 человека (включая 27 военнослужащих), ранены свыше 900 человек, пропал без вести 261 человек. Более 60 тыс. проживавших в Пригородном районе ингушей были вынуждены покинуть свои родные места.
Территория: Северная Осетия и Ингушетия
Период: 31 октября—4 ноября 1992 года
Продолжительность: 4 дня
Участники: Северная Осетия / Ингушетия
Задействованные силы СССР/России: войска СКВО и ВВ МВД РФ (12,5 тыс.)
Потери: 27 человек (22 Минобороны, 5 МВД)
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Приднестровье
В 1990 году Приднестровская Молдавская Республика провозгласила свою независимость от Молдавской СССР. Весной 1992 года противостояние Кишинева и Тирасполя переросло в вооруженный конфликт. Самые ожесточенные бои между молдавскими военными и приднестровскими вооруженными формированиями развернулись в июне за контроль над городом Бендеры, расположенным на правом берегу Днестра, но включенном в состав ПМР.

23 июня вместе с батальоном спецназа ВДВ в Тирасполь прибыл генерал-майор Александр Лебедь, которому было поручено взять ситуацию под контроль. Он возглавил базировавшуюся на территории Молдавии и Приднестровья с советских времен 14-ю гвардейскую общевойсковую армию и заявил, что отныне она будет сохранять вооруженный нейтралитет: «Мы достаточно сильны для того, чтобы дать отпор кому угодно... Пока нас трогать не будут, и мы никого трогать не будем».
21 июля 1992 года президенты России и Молдавии Борис Ельцин и Мирча Снегур подписали «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова». Оно предусматривало создание зоны безопасности и введение в регион трехсторонних миротворческих сил. В августе в регион прибыл российский миротворческий контингент, включавший шесть батальонов, вертолетную эскадрилью (шесть Ми-8 и четыре Ми-24), мобильную группу 138-го отдельного полка связи ВГК (всего 3,1 тыс. военнослужащих).

За время конфликта с обеих сторон погибли, по разным оценкам, 800–1000 человек. Потери российских военнослужащих, находившихся в зоне конфликта и принимавших участие в миротворческой деятельности,— 21 солдат и 3 офицера. Конфликт фактически заморожен до сих пор.
Территория: Приднестровье
Период: март—август 1992 года
Продолжительность: 5 месяцев
Участники: Молдавия / Приднестровье
Задействованные силы СССР/России: части 14-й армии, спецназ ВДВ
Потери: 24 человека
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Таджикистан
После распада СССР в Таджикистане обострились политические и клановые противоречия. К лету 1992 года началась полномасштабная гражданская война между сторонниками власти и вооруженной оппозицией. Дислоцированная в республике российская 201-я мотострелковая дивизия подвергалась нападениям противоборствующих группировок, пытавшихся завладеть ее оружием и военной техникой. Участились нападения на погранотряды со стороны Афганистана. В ночь на 13 июля 1993 года одна из российских застав была практически полностью уничтожена отрядом исламской оппозиции, были убиты 24 пограничника.

После этого инцидента решением Минобороны РФ 201-я МСД была доукомплектована, в ее состав включили 41-ю вертолетную эскадрилью, 2-й отдельный реактивный дивизион. Также была создана авиационная группировка ВВС России в Таджикистане. В сентябре 1993 года в Москве было подписано соглашение о формировании коллективных миротворческих сил СНГ в Таджикистане, в состав которых вошла 201-я МСД и подразделения от республик Казахстан, Киргизия и Узбекистан.

Война продолжалась до 1997 года, одновременно с 1994 года прошло несколько раундов межтаджикских переговоров. 27 июня 1997 года в Москве президент Эмомали Рахмонов и лидер Объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури подписали соглашение об установлении мира и национального согласия.

По разным оценкам, в ходе гражданской войны в Таджикистане погибли от 60 тыс. до 150 тыс. человек. В ходе столкновений на границе, нападения на воинские части и выполнения миротворческой деятельности Россия потеряла убитыми, умершими и пропавшими без вести 302 военнослужащих. В 1999 году Россия и Таджикистан договорились о создании на базе 201-й мотострелковой дивизии российской военной базы (действует с 2004 года).
Территория: Таджикистан
Период: 1992–1997
Продолжительность: 5 лет
Участники: таджикские власти / оппозиционные группировки
Задействованные силы СССР/России: 201-я мотострелковая дивизия (6 тыс.), группа погранвойск в Таджикистане (20–25 тыс.)
Потери: 302 человека, из них 104 пограничника
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Южная Осетия
В конце 1980-х в Грузии и Южной Осетии активизировались национальные движения. Осенью 1990 года, после прихода к власти в Грузии Звиада Гамсахурдии, руководство Южной Осетии взяло курс на создание независимой республики. В ночь на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу автономии Цхинвали подразделения милиции и национальной гвардии, начались вооруженные столкновения и блокада региона. Боевые действия продолжались до середины 1992 года.

24 июня 1992 года президент РФ Борис Ельцин и председатель Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе подписали Дагомысское соглашение о принципах урегулирования конфликта. На его основе в июле в республику были введены совместные смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы (по одному мотострелковому батальону численностью 500 военнослужащих). От России миротворческие функции выполняли соединения и воинские части 58-й армии Северо-Кавказского военного округа.

С ноября 1990-го по июль 1992 года в результате конфликта погибли свыше 3 тыс. мирных жителей. В ходе выполнения мероприятий по стабилизации обстановки в регионе российские военнослужащие потеряли 46 человек, в том числе Минобороны — 34, МВД — 6, ФСБ — 6 человек.

С 1992 года Южная Осетия оставалась фактически независимым государственным образованием. Грузинские власти продолжали рассматривать ее как административную единицу Цхинвальский регион, но активных шагов по установлению контроля над ним не предпринимали. Все это время в регионе оставались российские миротворцы (см. главу «Понуждение Грузии к миру»).
Территория: Южная Осетия
Период: январь 1991-го—июль 1992-го
Продолжительность: 1,5 года
Участники: Южная Осетия / Грузия
Задействованные силы СССР/России: военнослужащие в составе смешанных миротворческих сил (500 человек)
Потери: 46 человек
Верховный главнокомандующий: Михаил Горбачев, Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

Абхазия
В конце 1980-х на сходах абхазского населения стали выдвигаться требования о выходе Абхазии из состава Грузии, начались первые столкновения грузин и абхазов. В 1992 году после ввода войск Грузии на территорию республики противостояние переросло в вооруженный конфликт. С обеих сторон были убиты несколько тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома.

В августе 1992 года в Гудауту был переброшен 345-й парашютно-десантный полк, который занимался эвакуацией российских курортников и семей военнослужащих (вывезли 4,3 тыс. человек), охраной военных объектов. 14 мая 1994 года грузинская и абхазская стороны подписали Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. В июне в зону конфликта были введены Коллективные силы по поддержанию мира, укомплектованные только российскими военнослужащими. Их основой стал 345-й полк (позже преобразован в 10-й отдельный парашютно-десантный полк миротворческих сил). Миротворческий контингент прекратил деятельность в Абхазии с 1 сентября 2008 года, в Гудауте осталась 7-я российская военная база.

Территория: Абхазия
Период: 1992–1994
Продолжительность: 2 года
Участники: Абхазия / Грузия
Задействованные силы СССР/России: ВДВ, миротворческий контингент (1 800 человек)
Потери: 73 человека
Верховный главнокомандующий: Борис Ельцин
Вывод: советские и российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР

 

ВОПРОС 16. Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Структура ООН:

Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).

Совет Безопасности ООН действует постоянно. Согласно Уставу, несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) - учрежден Уставом ООН в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций.

Международный суд - главный судебный орган ООН, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.

Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации.

Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Нынешним, восьмым по счету, генеральным секретарем является Пан Ги Мун, который приступил к исполнению своих обязанностей 1 января 2007 года.

 

ВОПРОС 17. Основные направления и итоги деятельности оон.

ООН занимается вопросами повышения уровня жизни людей, развития у них необходимых для этого навыков и развития человеческого потенциала в мире, направляя на эти цели имеющиеся ресурсы. Начиная с 2000 года, она руководствуется в своей деятельности Целями развития тысячелетия (Декларация тысячелетия). Практически все средства, направляемые ООН в рамках оказания помощи в целях развития, формируются за счет взносов стран-доноров. Так,Программа развития ООН (ПРООН), сотрудники которой работают в 145 странах, оказывает поддержку в осуществлении проектов, направленных на сокращение масштабов нищеты, содействие благому управлению, урегулирование кризисов и сохранение окружающей среды. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) осуществляет свою деятельность в более чем 150 странах, занимаясь главным образом вопросами защиты детей, иммунизации, образования для девочек и борьбы с ВИЧ/СПИДом. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) содействует тому, чтобы развивающиеся страны в максимальной степени использовали имеющиеся у них возможности в сфере торговли. Всемирный банк предоставляет развивающимся странам кредиты и субсидии, при этом с 1947 года он оказал поддержку в осуществлении более 11 000 проектов в области развития более чем в 100 странах.

Международный фонд сельскохозяйственного развития(МФСР) предоставляет под небольшой процент ссуды и субсидии для наиболее бедных слоев населения, проживающих в сельских районах. За период с 1978 года МФСР инвестировал более 14 млрд. долл. США для оказания помощи более 410 миллионам женщин и мужчин в выращивании и продаже продуктов питания и в увеличении их доходов и обеспечения средствами к существованию их семей. В настоящее время МФСР оказывает поддержку в реализации более 250 программ и проектов в 97 странах.

Оказание помощи Африке по-прежнему является одним из приоритетных направлений деятельности ООН. В 2001 году главы африканских государств приняли свой собственный план — Новое партнерство в интересах развития Африки, который в 2002 году получил одобрение Генеральной Ассамблеи как основной механизм оказания международной поддержки Африке. Африканский континент получает 45 процентов всего объема средств, расходуемых системой ООН на цели развития, больше чем какие-либо другие регионы мира. Все учреждения ООН разработали специальные программы в интересах Африки.

В рамках энергичных усилий, предпринимаемых мировым сообществом для установления прочного мира между израильтянами и палестинцами,Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) — учреждение, которое занимается оказанием чрезвычайной помощи и содействует развитию человеческого потенциала, — предоставляет помощь уже четвертому поколению палестинских беженцев в сфере образования, здравоохранения, социальных услуг, микрофинансирования, а также оказывает чрезвычайную помощь. На сегодняшний день в списках БАПОР насчитывается 4,7 миллиона беженцев на Ближнем Востоке, получающих от Агентства помощь, защиту и пропагандистско-консультационные услуги.

ООН оказывает содействие в обеспечении равенства и благополучия женщин. Разворачивает свою деятельность в области обеспечения равенства, расширения возможностей и борьбы с дискриминацией новая структура «ООН-женщины». Одно из ее подразделений — Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ) оказывает поддержку в осуществлении программ в более чем 100 странах, для того чтобы положить конец насилию в отношении женщин, обратить вспять распространение ВИЧ/СПИДа, оказать поддержку участию женщин в политической жизни и содействовать их экономической безопасности, например путем расширения их доступа на рынок труда и их прав на землевладение и наследование имущества. Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщин(МУНИУЖ), также являющийся составной частью структуры «ООН-женщины», осуществляет для этого исследования, ориентированные на практические действия, и содействует созданию потенциала, необходимого для решения проблем безопасности, развития, участия в политических вопросах и миграции. Все учреждения ООН обязаны учитывать в своей деятельности нужды женщин.

Деятельность ООН благоприятствует деловой активности. Благодаря принятию путем переговоров общеприемлемых технических норм в таких разнообразных областях, как статистика, торговое право, таможенные процедуры, интеллектуальная собственность, авиация, транспортные перевозки и электросвязь, Организация обеспечивает «мягкую» инфраструктуру для глобальной экономики, содействуя тем самым экономической деятельности и сокращая накладные расходы. Она обеспечила основу для инвестиций в экономику развивающихся стран, содействуя стабильности и поощряя благое управление, ведя борьбу с коррупцией и добиваясь проведения разумной экономической политики и принятия законодательства, способствующего развитию предпринимательской деятельности.

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) выполняет посредническую роль в вопросах, касающихся сотрудничества в промышленном секторе, поощрения предпринимательства, инвестиций, передачи технологии и рентабельного и устойчивого промышленного развития по линии Север-Юг и Юг-Юг. Организация помогает странам адаптироваться к процессу глобализации и бороться с нищетой.

Глобальные усилия по борьбе с голодом возглавляет Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Главной целью деятельности ФАО является обеспечение всеобщей продовольственной безопасности, при которой людям всех стран был бы обеспечен регулярный доступ к достаточному количеству высококачественных продуктов питания, для того чтобы они могли вести активный и здоровый образ жизни. Предоставляя услуги как развитым, так и развивающимся странам, ФАО выполняет роль нейтрального форума, в рамках которого все государства участвуют как равные партнеры в переговорах с целью достижения соглашений и обсуждают вопросы политики. ФАО также помогает развивающимся странам модернизировать и совершенствовать методы ведения сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства таким образом, чтобы обеспечить сохранение природных ресурсов и улучшить питание.

Восемьдесят процентов основных мировых коммерческих рыбных запасов используется на уровне или сверх допустимых пределов. ФАО осуществляет мониторинг за глобальным морским промыслом и следит за состоянием рыбных запасов в морях и совместно со странами добивается улучшения методов рыболовства, искоренения незаконного вылова рыбы, выступает за ответственную международную рыбную торговлю и обеспечивает защиту уязвимых биологических видов и окружающей среды.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) оказывает развивающимся странам помощь в проведении переговоров с целью заключения торговых соглашений и установлении преференциального режима для их экспорта. Благодаря организованным ЮНКТАД переговорам были заключены международные соглашения о сырьевых товарах, которые обеспечивают развивающимся странам справедливые цены на их товары; ЮНКТАД также содействует повышению эффективности их торговой инфраструктуры и помогает им диверсифицировать свое производство и интегрироваться в глобальную экономику.

Всемирный банк и Международный валютный фонд оказали многим странам помощь в совершенствовании структуры управления их экономикой, предоставили странам временную финансовую помощь для преодоления трудностей, обусловленных их торговым балансом, и предложили помощь в профессиональной подготовке сотрудников государственных учреждений, ведающих финансовыми вопросами.

Учреждения ООН несут ответственность за установление норм безопасности для воздушных и морских перевозок. Международная организация гражданской авиации (ИКАО) помогла сделать авиацию наиболее надежным видом транспорта. В 1947 году услугами авиации воспользовался 21 миллион человек, а в авиакатастрофах погибло 590 человек; в 2012 году погибло 372 человека, при том что число авиапассажиров в указанном году составило 2,9 миллиардов человек. Аналогичным образом Международная морская организация (ИМО) содействует тому, чтобы моря были чище, а судоходство более надежным и более безопасным. Как показывает статистика, судоходство становится более безопасным и наносит меньше вреда окружающей среде. Число случаев гибели судов и людей сокращается, реже стали случаи загрязнения окружающей среды, загрязнения морской среды нефтепродуктами, ведется борьба с загрязнением воздуха и загрязнением канализационными стоками, причем все это происходит на фоне дальнейшего увеличения объема морских грузоперевозок.

От Афганистана до Ливана и от Судана до бывшей Югославии — повсюду ЮНИСЕФ выступил с новаторской инициативой проведения «дней спокойствия» и открытия «коридоров мира» для доставки вакцин и другой жизненно необходимой помощи, в которой так нуждаются дети, оказавшиеся заложниками вооруженных конфликтов. В 193 странах Конвенция о правах ребенка приобрела силу закона. После проведения в 2002 году специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной детям, правительства 190 стран взяли на себя обязательства выполнить в конкретно определенные сроки задачи в области здравоохранения, образования, защиты от жестокого обращения, эксплуатации и насилия и борьбы против ВИЧ/ СПИДа.

 

 

ВОПРОС 18. Причины создания НАТО.

НАТО – была создана в опасном мире. В то время как тень СССР сгустилась над Европой, 12 стран по обе стороны Атлантики объединились для защиты своей безопасности и главных ценностей: свободы, демократии, прав человека и главенства закона.

В марте 1948 г. был заключен Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, которые позднее лег в основу «Западноевропейского союза». Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры Европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти переговоры завершились подписанием 4 апреля 1949 г. представителями 12 стран (Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция) Североатлантического договора. Договор создавал систему коллективной безопасности. Все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 г. после его ратификации.

Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР и, позднее, также странам-участницам возглавлявшегося СССР Варшавского договора, заключенного в 1955 г.

Устройство НАТО.

НАТО – межправительственная организация без наднациональных функций. Она не может сделать что-либо, если одна из входящих в блок стран будет возражать.

Основные свои решения готовят и принимают в комитетах, в составе которых члены национальных делегаций. Работу межнациональных комитетов поддерживает гражданский персонал (чиновники), подчиняющийся Ген. Секретарю и, интегрированной командной структуре, управляемой Военным Комитетом НАТО.

У НАТО нет политики, существуют только правила членства. У Североатлантического совета есть реальная политическая власть и право принятия решений. В совет входят постоянные представители (послы) всех, входящих в НАТО государств, заседания проводятся минимум раз в неделю. Такие заседания часто называют постоянной сессией. Дважды в год, а порой и чаще, проходят заседания совета на уровне министров, где присутствуют министры иностранных дел каждой страны-участницы. Саммиты – встречи высшего уровня, проводятся, если надо решить особо важные вопросы.

Состав НАТО.

Албания – вступила в 2009 г.

Бельгия – вступила в 1949 г.

Болгария – вступила в 2004 г.

Великобритания – вступила в 1949 г.

Венгрия – вступила в 1999 г.

Германия – вступила в 1955 г.

Греция – вступила в 1952 г., вышла в 1974 г. В 1980 г. вошла вновь.

Дания – вступила в 1949 г.

Исландия – вступила в 1949 г.

Италия – вступила в 1949 г.

Испания – вступила в 1982 г.

Канада – вступила в 1949 г.

Латвия – вступила в 2004 г.

Литва – вступила в 2004 г.

Люксембург – вступил в 1949 г.

Нидерланды – вступили в 1949 г.

Норвегия – вступила в 1949 г.

Польша – вступила в 1999 г.

Португалия – вступила в 1949 г.

Румыния – вступила в 2004 г.

Словакия – вступила в 2004 г.

Словения – вступила в 2004 г.

США – вступили в 1949 г.

Турция – вступила в 19532 г.

Франция – вступила в 1949 г., но вышла из военной организации НАТО в 1966 г. В 2009 г. президент Николя Саркози вернул страну к полноценному участию в НАТО.

Чехия – вступила в 1999 г.

Хорватия – вступила в 2009 г.

Эстония – вступила в 2004 г.

 

ВОПРОС 19. Организация Североатлантического договора (НАТО). Она основана на подписанном 4 апреля 1949 г. межгосударственном Североатлантичес-ком договоре, вступившем в силу 24 августа того же года. Ее членами являются 16 государств: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада. Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция.

Цель НАТО заключается в коллективной обороне своих государств-членов, что образует основу для сохранения мира и обеспечения безопасности в будущем, однако, после важнейших перемен, произошедших в Европе в девяностые годы, НАТО является катализатором процесса расширения безопасности и стабильности в Европе в целом. Преобразование НАТО, происходящее после окончания “холодной войны” и преодоления раскола Европы, направлено на усиление сотрудничества и взаимного доверия, что будет служить интересам Европы в целом.

Ядром союза являются его государства-члены. Совместные заседания руководителей правительств этих стран являются высшими политическими руководящими органами Североатлантического союза.

Кризис в Косово был в центре внимания участников вашингтонской встречи на высшем уровне в апреле 1999 г. Руководители НАТО провели оценку сложившегося положения с целью укрепления решимости международного сообщества достичь прочного политического урегулирования и создать условия для восстановления мира и гарантии безопасности региона в будущем.

На встрече на высшем уровне была также отмечена 50-я годовщина существования Североатлантического союза. Руководители НАТО вновь подтвердили непреходящую ценность трансатлантических связей и определенные фундаментальные цели союза – гарантии свободы и безопасности членов союза, приверженность принципам УставаООН,поддержание демократии и постоянная борьба за мирное урегулирование споров.

Вашингтонская встреча стала также событием, закрепившим перемены, происшедшие в НАТО в девяностых годах, в процессе адаптации к требованиям современного мира. К ним относятся процесс расширения членства в организации; придание новой формы военным структурам НАТО для выполнения новых функций в области управления кризисными ситуациями, миротворчества и поддержания мира в европейско-атлантическом регионе; а также более активное участие европейских стран в деле обеспечения безопасности.

Как часть такого преобразования НАТО создает практическое партнерство со многими странами, не входящими в НАТО, с целью создания более открытой Европы, где сведены к минимуму недоверие и отсутствие взаимопонимания.

Главным в этом деле является программа “Партнерство ради мира” (ПрМ), способствующая развитию сотрудничества между союзниками по НАТО и 26-ю государствами-партнерами, в рамках которой проводится широкий круг мероприятий, связанных с обеспечением безопасности.

Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, включая государства – члены НАТО, образует политическую основу ПрМ и является форумом для обсуждения вопросов, связанных с безопасностью. Главы государств и правительств 46 стран провели сессию СЕАП на высшем уровне в Вашингтоне, на следующий день после встречи на высшем уровне НАТО.

За последние несколько лет у России и Украины сложились особые самостоятельные отношения с Североатлантическим союзом, позволяющие им по своему усмотрению осуществлять программы сотрудничества по широкому кругу практических вопросов, связанных с безопасностью и служащих интересам этих стран и Европы в целом. Обе страны являются членами Совета европейско-атлантического партнерства.

Россия приостановила свое участие в ряде этих программ после решения Североатлантического союза о военном вмешательстве с целью окончания конфликта в Косово. Однако, несмотря на разногласия по вопросу применения военной силы, страны НАТО тесно сотрудничали с представителями российского правительства в связи с дипломатическими усилиями по окончанию конфликта в Косово и достижению прочного политического решения. В НАТО существует уверенность, что сотрудничество между НАТО и Россией в более широкой сфере получит дальнейшее позитивное развитие. Успешные усилия по сотрудничеству, сначала в ходе участия в Силах по выполнению соглашения (ИФОР) и затем в Силах по стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине, а также во многих других сферах, являются весьма обнадеживающими.

В рамках Средиземноморского диалога НАТО также осуществляется программа особого сотрудничества с семью странами Средиземноморья, не входящими в НАТО (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко и Тунис). Целью Средиземноморского диалога является упрочение безопасности и стабильности в Средиземноморском регионе. Безопасность и стабильность на Средиземноморье связаны с безопасностью в Европе.

В рамках НАТО имеются комитеты, отвечающие за перспективное планирование по таким направлениям как проведение политических консультаций, военные планирование и операции, сотрудничество в сфере вооружений и в других областях. Эти комитеты дают рекомендации по ведению дел Североатлантическому совету – высшему руководящему органу НАТО – или Комитету военного планирования НАТО, который занимается преимущественно вопросами, связанными с объединенной военной структурой НАТО.

Консультации также проводятся по экономическим вопросам, относящимся к безопасности, включая такие вопросы, как расходы на оборону и конверсия оборонных отраслей промышленности в гражданских целях.

В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество между государствами-членами и их партнерами в таких областях как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы. Хотя планирование действий при чрезвычайных ситуациях является, прежде всего, обязанностью самих государств, деятельность НАТО способствует, при необходимости, обеспечению наиболее эффективного использования гражданских ресурсов Североатлантического союза.

НАТО часто выполняет координирующую роль. В ноябре 1998 г. Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы (ЕАКЦРСБК), открытый в июне 1998 г., координировал действия по оказанию помощи в районах западной Украины, пострадавших от наводнения. После ухудшения положения в Косово и вокруг него ЕАКЦРСБК также играл ключевую роль в координации гуманитарной помощи НАТО и государств-партнеров по облегчению положения косовских беженцев и содействию соседним странам.

НАТО также проводит ряд программ международных обменов по научным и экологическим проблемам, вызывающим озабоченность в Североатлантическом союзе и государствах-партнерах. Эти программы обеспечивают поддержку передовых научных исследований, способствуют развитию национальных научно-технических ресурсов и экономии средств, достигаемой за счет международного сотрудничества. Ряд таких видов деятельности направлен на решение экологических проблем оборонного характера, воздействующих на соседние государства, решение которых возможно только путем совместных действий.

 

ВОПРОС 20. Расширение НАТО на Восток эксперты называют одним из самых вероломных поступков в новейшей истории. В феврале 1990 года, в ходе переговоров о воссоединении Германии, Запад дал обещание СССР, что альянс "ни на дюйм не сдвинется в восточном направлении". Однако все обязательства были нарушены. Что и не удивительно, ведь они были даны лишь на словах.

Агрессивная политика продвижения НАТО на Восток – не что иное, как нарушение прямых договоренностей, которые были достигнуты в 1990 году. Тогда в ходе долгих переговоров о выводе советских войск из государств Восточной Европы, в частности, из Германии, руководство СССР настаивало на том, что главное условие — четкие обязательства о нерасширении НАТО. И обещание это было получено, причем от первых лиц. Госсекретарь США Джеймс Бейкер пообещал советскому лидеру Михаилу Горбачеву, что "НАТО не продвинется на Восток". Бывший американский министр обороны Роберт Макнамара тоже утверждал, что "Соединенные Штаты обязались никогда не расширять НАТО на Восток, если Москва согласится на объединение Германии".

Но с тех пор в НАТО вступили 10 восточноевропейских стран. Представители альянса утверждают, что никакие обещания не нарушались, потому что их никто не давал. Официальные документы действительно не были подписаны. Все обещания были даны лишь на словах. Российские эксперты считают, что это была главная ошибка Горбачева. Он вовремя не потребовал от НАТО письменных гарантий.

Сам Михаил Горбачев, вспоминая события тех лет, в многочисленных интервью отмечал, что на американских политиков нельзя полагаться. Они просто обманули. В большой политике это обычное дело, отмечает советник Российской академии наук Вилен Иванов:

"Иначе они не могли добиться своих целей, укрепить свои позиции и привлечь к сотрудничеству новые страны. Если бы они следовали своим обещаниям, то, естественно, сделать им это было бы труднее. А так они просто воспользовались ситуацией, воспользовались известной политической наивностью наших вождей в то время и добились того, что сегодня НАТО приблизилось к нашим границам".

Михаил Горбачев уверен, что именно США начали разрушать достигнутые договоренности. Интересы Вашингтона, прежде всего, заключались в том, чтобы установить свое доминирование в мире.

Единственная страна в то время, которая могла этому воспрепятствовать, это был Советский Союз. Но он исчез. Говорит заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев:

"Мысль о расширении НАТО возникла не у стран НАТО, а возникла у Соединенных Штатов и была разработана корпорацией RAND Corporation. Далеко не все американские политики поддерживали эту мысль. Тем не менее, она была взята руководством страны на вооружение и реализована с помощью коллег по Североатлантическому альянсу. Суть заключалась в том, что Соединенные Штаты фактически сделали короткую паузу после развала Советского Союза в политике сдерживания, которую они проводили по отношению к СССР

А основная составляющая политики сдерживания – это борьба за сферы влияния. Возникла возможность эту сферу влияния расширить, когда рассыпались страны Варшавского договора, социалистический лагерь и Советский Союз. Во имя этой цели и начался процесс расширения НАТО, сначала под маркой программы "Партнерство ради мира", как подготовительный этап для вступления в НАТО. А потом и сам процесс приема стран в состав НАТО.

Но история повторяется. Развертывание системы ПРО в Восточной Европе сопровождается заверениями в том, что она не направлена против России. Все призывы российских властей предоставить письменные гарантии, так и остались без ответа. Стоит ли доверять этим обещаниям? На этот вопрос есть один ответ. Кредит доверия к НАТО исчерпан".

 

ВОПРОС 21. в истории российской государственности после распада Советского Союза (конец 1993-2000 годов) связан с корректировкой курса реформ и попытками экономической стабилизации. В 1998-м экономику потряс новый финансовый кризис (дефолт), оказавший временное благотворное влияние на экономические процессы. Однако параллельно нарастал кризис центральной власти, который усугублялся правительственной чехардой, коррупционными скандалами, военно-политическим кризисом в восстановлением конституционного порядка в Чеченской Республике. Росло общественное недовольство, возникла новая угроза распада страны. В таких условиях президент Борис Ельцин подал в отставку, в соответствии с Конституцией, руководителем государства стал премьер-министр Владимир Путин, избранный вскоре новым президентом России.

В ходе периода (2000-2012 год) Владимир Путин в рамках своего первого и второго президентских сроков сумел стабилизировать ситуацию в стране, провести меры по укреплению властной вертикали. Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008-го. При президенте Дмитрии Медведеве и премьер-министре Путине (май 2008-го - май 2012 года) стране в целом успешнее, чем большинству других стран мира, удалось преодолеть основную волну экономического кризиса. Преемственность власти была подтверждена возращением на пост президента России Владимира Путина в 2012-м.

В 2000 году произошел резкий скачек цен на энергоносители, давший возможность пополнить бюджет дополнительными доходами, были решены насущные социальные проблемы. В 2000 году ВВП вырос на 7%, промышленность – на 10%, а валютные резервы выросли до 30 миллиардов долларов. Такая тенденция сохранялась в 2001 – 2002 годах. Было введено новое налоговое законодательство с единой для всех ставкой подоходного налога в 13% и единым социальным налогом.Критическая ситуация продолжает существовать в естественных монополиях: РАО ЕЭС, ГазПром, АО РЖД, заключающаяся в износе оборудования. Сохраняется неопределенность экономического положения РФ, что связано с конъюнктурой мировых цен и внутренним экономическим положением.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: