Компания по изъятию церковных ценностей

 

. Октябрь 1917г. положил начало радикальной перестройке российского общества. Большевики прекрасно понимали, что удержать власть без победы в головах невозможно. Установление советской власти положило начало богоборчества и гонений на православие. Компании по изъятию мощей и церковных ценностей перемежались с физической ликвидацией клира, агрессивной антирелигиозной пропагандой. Юридическим обоснованием репрессий стал декрет СНК о свободе совести в церковных и религиозных обществах от 23 января 1918г., по которому церковь лишалась права юридического лица со всеми вытекающими отсюда последствиями.

После гражданской войны стали разрабатываться планы кардинального наступления на церковь, повод к которому дал страшный голод, захвативший в свою орбиту до четверти хлебопроизводящих губерний. Церковь начала искать пути спасения голодающих с лета 1921г. Духовенство приступило к созданию епархиальных комитетов помощи голодающим. Верующие миряне, сами заоывшие, когда были сыты, делились, чем могли. Однако инициатива РПЦ сбора пожертвований для голодающих была отвергнута. Основание нашлось. Церковь, как институт, отделенный от государства, не мог заниматься благотворительностью. Ленин решил использовать голод в политических целях, давая установку: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десяткой лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». 16 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК принял Постановление «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». 23 февраля декрет был опубликован в «Известиях ВЦИК». В соответствии с документом изъятию подлежали церковные ценности из драгоценных металлов. Развернувшаяся по всей стране компания по изъятию церковных ценностей почти повсюду сопровождалась вспышками антиправительственных выступлений. Всего было зарегистрировано 1414 кровавых эксцессов. Причиной было не только изъятие святынь, но и кощунственное поведение членов комиссий, которые курили и сквернословили в храмах, издевались над священниками. В целом за период 1921-1922 г.г. большевики изъяли у Церкви священные предметы и драгоценности на сумму свыше 4,5 миллионов золотых рублей

На переднем крае антирелигиозной борьбы были партийные органы и общественные организации в лице РКСМ, Союза безбожников, бессменным руководителем которого стал Е.Ярославский. В 1929г. произошло не только переименование организации, но и изменение ее структуры. «Союз воинствующих безбожников» строился по военному признаку, разбиваясь на большое количество ячеек, отрядов и групп. Верховным органом организации являлся Центральный Совет СВБ, которому подчинялись областные советы. Изменение структуры и переименование Союза безбожников в Союз воинствующих безбожников соответствовали целям первой безбожной пятилетки - «полное обезбоживание страны» и «ликвидация всех остатков религиозного быта». В соответствии с поставленной партией целью формировались и главные задачи организации - подготовка митингов трудящихся, на которые выносились резолюции о закрытии и сносе церквей; сбор подписей под ходатайствами о закрытии и сносов храмов и колоколов; проведение антирелигиозных праздников и карнавалов с разведением костров из богослужебных книг, церковной утвари, икон. Первоначально основной упор делался на устную пропаганду. При СВБ было создано бюро лекторов, куда вошли естественники, археологи, обществоведы, этнографы. Антирелигиозный фронт усиливался многочисленными печатными изданиями. Так, за период с 1922 по 1932 г. было издано 1700 названий антирелигиозных произведений общим тиражом 40 миллионов экземпляров. Утверждению идеологического единомыслия в обществе способствовали государственные праздники. В формировании советской праздничной культуры четко прослеживались следующие тенденции: - политизация государственных праздников, имевших четко выраженное мировоззренческое значение; - замещение народных и религиозных праздников советскими с иным идеологическим зарядом; - акцент на молодежь, которая являлась питательной почвой для формирования «нового типа людей - с новыми отношениями, новыми навыками, новыми устремлениями, новой психологией и новым идеологическим строем». - установление новых дат государственных праздников, отражавших вехи становления советской власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: