Государственно- церковные отношения во время Великой Отечественной войны

В политике нормализации государ-ственно-церковных отношений в военные годы автор выделяет три периода:

Первый этап: 22 июня 1941 г. – начало ноября 1942 г. Этот период характеризуется тем, что государство постепенно формировало у населения, воинов новое восприятие церкви, которая однозначно заняла патриотическую позицию по отношению к Отечеству. Государство осуществляло свои отношения с церковью фактически, не придавая им юридического характера. Закончился первый период 2 ноября 1942 г. В этот день вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым создавалась Государственная комиссия по рас- следованию фашистских злодеяний. Чле- ном этой Государственной комиссии был назначен митрополит Николай. Следовательно, 2 ноября можно считать днем официального начала процесса нормализации государственно-церковных отношений. Таким образом, первый период в деле нормализации отношений между Советским государством и Русской православ- ной церковью можно назвать подготови- тельным.

Второй этап: 2 ноября 1942 г. – 1943 г. Этот период состоит из двух этапов. Пер- вый этап – с конца 1942 г. до сентября 1943 г. можно назвать этапом становления взаимоотношений между Советским государством и Русской православной церковью. Начинается процесс сотрудничества госу-дарства и церкви в деле борьбы с немецко- фашистскими захватчиками. Второй этап с 4 сентября 1943 г. до конца 1943 г. можно назвать этапом создания новой политико- правовой основы отношений между Советским государством и РПЦ. Сущность второго периода можно определить как коренное изменение отноше-ний между Советским государством и Русской православной церковью, т. е. государством были созданы такие политико-правовые основы взаимного сотрудничества, которые означали невозможность возвра- та к довоенным методам борьбы с церко- вью, необратимость укрепления взаимоот- ношений в деле общей борьбы против об- щего врага – германского фашизма.

Третий этап: Начало 1944 г. – 9 мая 1945 г. Этот период характеризуется дальнейшим расширением и углублением взаимного сотрудничества между государством и РПЦ, установлением конструктив-ных отношений государства со всеми основными религиозными организациями страны, а также проявлением некоторых негативных тенденций в государственно- церковных отношениях. Следовательно, третий период можно назвать периодом интенсификации всей политики нормали-зацииотношений между Советским государством и церковью, направленной на максимальное использование государством нравственно-патриотического потенциала церкви для достижения победы над немецко-фашистскими захватчиками. Тем не менее в отношениях государства и церкви имели место негативные тенденции. Они допускались как представителя- ми высшего эшелона государственной власти, так и на местах, а также в действую- щей армии и запасных воинских формированиях. Это позволяет оценивать данные тенденции не только как ошибки и просчеты, но и как преступления. Патриотизм церкви выражался не толь- ко в словах, но и конкретных делах. Это и сборы по церквам денежных средств в фонд обороны страны, это и теплые вещи, отправленные на фронт. На средства верующих и церкви были построены в 1943 г. танковая колонна имени Дмитрия Донского и эскадрилья Александра Невского. О поддержке справедливой освободи- тельной войны народов Союза ССР заяви- ли руководители практически всех религи- озных центров организаций, обращаясь к верующим с патриотическими послания- ми и обращениями, они призвали их достойно выполнить свой религиозный и гражданский долг, оказать всевозможную помощь нуждам фронта и тыла. В военные годы государством было сделано немало для создания условий реализации конституционного принципа свободы совести и вероисповедания на фоне все более активного включения церкви в решение общенародных задач. Деятельность церкви как в годы войны, так и в настоящее время имеет важное значение для гражданского согласия, порядка в стране.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: