Образование и просвещение

Введение

 

Культура, как известно, — исторически определенный уровень развития общества, выраженный в конкретных типах и формах жизнедеятельности людей, включающий в себя национальное, классовое, религиозное, историческое и социальное содержание. В культуре как нигде наглядно отражаются все разнохарактерные процессы, происходящие в стране в тот или иной период. Особенно наглядно это наблюдается в ходе изучения середины и второй половины XVIII века — «Золотого века» дворянства.

 

Каковы же исторические условия становления культуры середины и второй половины XVIII века в России — века Екатерины II? Какие события и явления российской действительности нашли свое отражение в культуре эпохи Екатерины II? К первостепенным можно отнести: рост привилегий дворянства, пожалование им земель и крестьян, стремление к пышности и богатству, войны России. Весьма существенными обстоятельствами общего исторического фона является также начавшееся разложение феодализма и вызревание капиталистических отношений, сопровождающихся усилением эксплуатации крестьян и работных людей, что приводило к грозным народным выступлениям. Русское общество волновали такие проблемы, как организация власти, преодоление отсталости страны, крестьянский вопрос.

 

В период, называемый «Золотым веком», в стране наблюдаются процессы, отражающие в культуре страны официальную идеологию «просвещенного абсолютизма», пробуждение чувства гражданственности и нарастание протеста против самодержавия и крепостничества. За время своего более чем тридцатилетнего правления Екатерина II сделала для России очень много в самых различных областях науки, образования, русского хозяйства, архитектуры, литературы и других направлениях.

 

 

Образование и просвещение

 

Во второй половине XVIII в. в России существовало несколько типов учебных заведений, коренным образом отличавшихся друг от друга.

Первым типом являлись общеобразовательные школы (училища). Согласно Уставу 1786 г. в губернских городах открывались Главные четырехклассные училища, приближенные по типу к средней школе, в уездных — Малые двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.п. Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей. Это - начальная школа, которая обучала не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, артиллерии. К типу солдатских школ принадлежали также национальные военные школы, открытые на Северном Кавказе.

К общеобразовательным школам, хотя и с рядом оговорок, можно отнести и создававшиеся во второй половине XVIII в. так называемые миссионерские школы для детей татар, чуваш и других нерусских народов Поволжья.Положительное их значение состояло в том, что они давали минимум общеобразовательных знаний, в них изучали русский язык. Наибольшего распространения просвещение достигло у татар. Школы содержались за счет населения, поэтому были платными и доступными только для зажиточных людей.

Второй тип школ в России в XVIII в. — это дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т.д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, но одновременно давали широкое по тому времени общее образование. Сословными учебными заведениями были благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете. Екатерина II впервые в России создает закрытое светское учебное заведение как сугубо женское по западному образцу, но, в отличие от французского колледжа, для дворянок именитых семей, под названием Смольного института благородных девиц. Светская направленность института выразилась прежде всего в самой программе и содержании обучения, которое определялось, как циклом преимущественно светских гуманитарных дисциплин (за исключением закона Божьего), включающих грамматику, иностранные языки, географию и литературу, так и предметами, которые развивали навыки светского поведения и общения. К ним относились музицирование и танцы, с изначальными основами хореографии, и, наконец, даже риторика. Смольный монастырь, в котором находился институт благородных девиц, несмотря на светский характер, накладывал особый дух аскетизма на существующие в нем правила. Воспитанницы должны были скрупулезно соблюдать дисциплинарный кодекс поведения института, что было весьма нелегко, поскольку запрещались хотя бы какие-нибудь небольшие отклонения от существующих в нем норм поведения. Например, необходимо было вовремя, без малейших опозданий, соблюдать строгий распорядок дня, предусмотренный правилами. Поскольку заведение было закрытым и вход посетителям, даже родственникам в течение всего срока обучения в него строго запрещался, царившая, в заведении подобного типа, атмосфера уединения накладывала особый отпечаток на девушек, воспитывая в них строгость и целомудренность.

Широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей и гувернеров.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии 1-й школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось более 20 тыс. человек. Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка священников.

Четвертый тип учебных заведений составляло сравнительно небольшое количество (около десятка) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств. Важным этапом в процессе развития русской светской высшей школы было основание в 1755 г. Московского университета. В отличие от всех европейских университетов обучение в нем было бесплатным. С момента открытия университет имел три факультета: философский, медицинский и юридический.


 

Наука

 

В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В.Ломоносов, а среди иностранных ученых — Л.Эйлер, вырастивший целую плеяду талантливых учеников. Среди них С.К.Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я.Румовский — основоположник отечественной астрономии.

 

Вторая половина XVIII в. также примечательна небывалым взлетом технической мысли. В 60-е годы развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И.Ползунова, прославившегося изобретением первой в мире универсальной паровой машины, которой можно было приводить в действие любые заводские механизмы. Другим крупным изобретателем того, периода был И.П.Кулибин, он родился в Нижнем Новгороде. Отец хотел, чтобы сын продолжил торговлю мукой, но Иван любил изобретать. Смастерил диковинные часы в форме гусиного яйца. В корпусе часов были маленькие дверцы. Они раскрывались, и на крошечной сцене разыгрывалось небольшое представление. Эти часы подарили Екатерине II. Она назначила Кулибина заведовать механическими мастерскими в Академии наук. Там он изобрёл прожектор, который хотел поставить на маяки, на корабли, осветить ими городские улицы. Но его изобретение превратили в забаву на балах императрицы. Кулибин построил «самоходное» судно, которое могло самостоятельно двигаться против течения с грузом на борту. Это был прообраз парохода. Но и это изобретение не нашло применения. Мастер создал проект моста через широкую Неву в виде дуги. Такой мост очень удобен: под ним могли бы свободно проходить парусные суда, его не требовалось разводить, к сожалению, и этот проект не удалось воплотить в жизнь.

Продолжаются исследования огромной территории России. Географ и ботаник Пётр Симон Паллас (1741-1811) совершил несколько экспедиций по разным губерниям. В результате путешествий была составлена подробная характеристика растительного мира нашей страны. Результаты своей работы учёный представил в трёхтомном труде «Путешествие по разным провинциям Российской империи» и двухтомном «Флора России». Путешественник Григорий Иванович Шелихов (1747-1795) достиг Аляски, где в 1784 г. основал первое постоянное поселение.

В медицине разрабатывались научные основы лечения лекарственными травами. Многие достижения медицины активно внедрялись в жизнь.

В России периодически возникали эпидемии оспы. В Европе изобрели прививку от этой болезни. Но, несмотря на все рекомендации врачей, россияне боялись прививаться. И Екатерина II решила подать пример. В императорский дворец привезли больного мальчика. Из язвочек на теле ребёнка был взят соскоб и перенесён на руку императрицы. Несколько дней Екатерина тяжело болела, а по выздоровлении все приближенные потянулись делать прививки. Когда же эпидемия отступила, императрица устроила грандиозный праздник в честь победы над оспой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: