Скульптура Древней Греции периода высокой классики (V век до н.э.)

Весенний семестр, 2012 год

Искусство Древней Греции периода архаики (VI век до н.э.)

В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Классическим типом греческого храма стал периптер ("оперенный") - храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическомДорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силу и строгости. Ионический ордер был легок, строен и наряден. Как дорические, так и ионические храмы в период архаики строившиеся часто из известняка, раскрашивались в основном красной и синей красками.

Высшие достижения архаической скульптуры относятся к разработке образа человека в статуях героев, а позже воинов - куросов. Совершенство человека раскрывалось через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний
Стремление к передаче человеческого тела в движении проявляется в статуе богини победы Ники с острова Делос (Афины, Национальный музей), выполненной мастером Арнхермом. Со второй половины 6 века до н.э. в скульптуре начали более последовательно выступать реалистические представления об образе человека.. Одним из достижений архаического искусства были найденные на Акрополе статуи девушек (кор) в нарядных одеждах.

Период архаики был временем развития художественных ремесел, особенно керамики. По сравнению с гомеровским периодом формы ваз стали строже и красивее. Размещение росписей на вазах и их композиционный строй тесно связаны с пластической формой. Наибольше распространение в период архаики получила так называемая чернофигурная вазопись. Рисунок орнамента или фигуры заливался черным лаком и хорошо выделялся на фоне обожженной глины.

 

Картина итальянского художника XV века (по выбору студента)

Мазаччо, «Троица»

Мазаччо был одним из крупнейших представителей флорентийской школы. основоположником живописи кватроченто. Изображение свода в знаменитой фреске Мазаччо «Троица» показывает зрителю идеальный пример линейной перспективы, излюбленного приема флорентийских художников той эпохи. Мазаччо строит композицию таким образом, что все зрительные траектории соединяются в единой точке, как будто мы видим изображенные на плоской дороге линии, уменьшающиеся по мере их удаления. Колонны и напоминающие их полуколонны-пилястры отображают интерес художника к классической архитектуре; о нем же говорит и тщательно выписанный кассетированный – разделенный балками на глубокие ячеи – свод. Рельефно смоделированные, тяжелые силуэты воссоздают впечатление реальности, почти физического присутствия в пространстве фрески. До Мазаччо живопись не знала ничего подобного. Мазаччо передает драматизм и динамичность действия, посредством изображения мимики и жестов своих персонажей достигает огромной силы воздействия своих произведений на зрителя и с помощью простых приемов создает осязаемое ощущение пластики форм в пространстве. На фреске изображена Голгофа — распятый Христос, поддерживаемый Богом-Отцом. В ногах у Распятия — саркофаг со скелетом Адама.По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Иоанн, чуть ниже донатор и его супруга

Скульптура Древней Греции периода высокой классики (V век до н.э.)

На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур - куросу и коре - приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела. Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении. Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи - передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача - передать движения души. Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики. В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красотыВ скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета. Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека. В самом прославленном из его созданий -Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность. Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия - крупнейшего из греческих скульпторов. Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя. Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение. Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением. по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. Идеальный гражданин полиса - основная тема творчества другого скульптора этого времени - Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета - воплощение физически и духовно совершенного человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: