Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. Высшего профессионального образования

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

Кафедра литературы

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля):

История русской литературы (ХХ век)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УРиИ___________________

"____"______________200_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине (модулю)

История русской литературы (Русская литература ХХ века)

 

Специальность

050301.65 «Русский язык и литература»

код наименование

 

Факультет/институт

филологический

 

Курс обучения ____4___/_______/________

Семестр ____8___/_______/________

Всего часов по учебному плану: __106_____

В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная

- лекции ___36___/___________/_______

- практикум ___20___/___________/_______

- самостоятельная работа ___50___/___________/_______

Формы итогового контроля знаний:

- зачет ____сем./ ____сем./ ____сем.

- экзамен __8_сем./____сем./ ___сем.

 

 

Барнаул


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Цель данной учебной дисциплины – дать целостное представление о русской литературе ХХ века в историческом, методологическом, методическом аспектах.

Задачи:

– сформировать у студентов систему знаний об основных тенденциях и специфике литературного процесса ХХ века, а также о знаковых для литературы этого периода явлениях (отдельных произведениях, творческих судьбах, направлениях);

– сформировать навыки анализа текстов литературы ХХ века в рамках сравнительно-исторической, формальной, структурно-семиотической, деконструктивистской методологий.

Все вышеперечисленное ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы:

– осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

– планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы и в соответствии с учеб­ным планом;

– использование современных научно обоснованных прие­мов, методов и средств обучения; организацию и проведение внеклассных мероприятий;

– дает основания для самостоятельной научной и научно-ме­тодической работы;

– позволяет компетентно ориентироваться в художественной и материальной отечественной и культуре, осознавая роль литературы в ней как искусства слова.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Студенты, завершившие изучение дисциплины, должны

знать:

– основные феномены в истории русской литературы ХХ века (тексты, группы, школы, направления);

– терминологический минимум для работы с литературой ХХ века;

уметь:

– характеризовать особенности определенного этапа литературного развития;

– устанавливать соответствие литературного произведения поэтике автора, течения, направления;

владеть навыком:

анализа литературного произведения с учетом возможных контекстов: биографического, литературного, общекультурного.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы Объем дисциплины в часах Семестры
Общая трудоемкость 106 8
Аудиторные занятия 56 8
Лекции 36 8
Практические занятия (семинары) 20 8
Лабораторные работы -  
Самостоятельная работа 50 8
Курсовые работы/рефераты -  
Вид итогового контроля: экзамен/зачет экзамен 8

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Разделы дисциплины Лекции (в час) Практические занятия, Семинары (в час) Лабораторные работы (в час)
         
  Литература ХХ века. Смена кода в русской литературе ХХ века.   -  
  Литература 20-30-х гг.      
  Творчество М. Горького.      
  Творчество В. Маяковского.      
  Творчество А. Платонова.   -  
  Творчество Б. Пастернака.      
  Творчество М. Булгакова.      
  Литература соцреализма.   -  
  Литература «оттепели».   -  
  «Семидесятые годы».      
  Литература 80-90-х гг.      

 

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Литература ХХ века. Смена кода в русской литературе ХХ века.

Философские основания ментальной ситуации в России начала ХХ века. Понятия, онтологически определяющие контекст русской культуры ХХ века. Русский авангард. Философия Ницше.

Новаторская проза модернизма и философия. Возрождение мифа в литературе ХХ века. Мифологическое сознание и мифологический стиль. Принципы прозы ХХ века. Система стиха ХХ века. Приоритетные направления развития теории стихосложения в ХХ веке. Формальная школа и русские формалисты. Экспериментальные опыты над русским стихом.

Типология литературного процесса ХХ века.

2. Литература 20-30-х гг.

Литературная ситуация 20-х гг.Искусство и политика. Понятие «литературной борьбы». Основные группы, их эстетические программы (Пролеткульт, РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ, ЛЦК). Авангардистская филология: МЛК и ОПОЯЗ. Эстетика и поэтика ОБЭРИУ.

Поэзия 20-30-х гг. Поэты-«пролеткультовцы». Натурфилософия Н. Заболоцкого и поэзия обэриутов. Смена жанровых форм и кризис лирики на рубеже 20-30-х гг.

Типологические разновидности прозы 20-30-х гг.: орнаментальная, сказовая, антиутопическая, историческая, эпическая проза.

Драматургия 20-30-х гг. Пролеткультовский агитационно-массовый театр. Полемика М. Булгакова и В. Маяковского. Революционно - демократическая драма 20-х годов. Театр абсурда.

3. Творчество М. Горького.

Проблемы и противоречия творческой эстетики и поэтики М.Горького. Идеологический контекст раннего творчества. От рассказов к повести («Фома Гордеев», «Трое»). «Выломившийся» герой. Поэтика горьковской драмы («Мещане», «На дне»). Художественная концепция пьесы «На дне». Проблема человека. Богоискательсто и богостроительство Горького. Концепция истории в романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина».

4. Творчество В. Маяковского.

Мифологическая модель мира и человека в дооктябрьском творчестве Маяковского. «Словотворчество В.В.Маяковского в рамках футуризма. Эстетические принципы раннего Маяковского. Специфика художественного образа. Понятие акцентного стиха. Формы выражения авторского сознания в лирике и поэмах В.Маяковского.

5. Творчество А. Платонова.

Художественная философия Платонова в романе «Чевенгур». Странствия в романе, образы-поня­тия, типы героев. Образы-символы (Вавилонская башня, овраг, гробы и др.) в повести «Котлован». Платонов и философия Н.Федорова. Повесть «Ювенильное море»: тема технического прогресса и человека. Философия любви («Фро», «Возвращение», «Афродита»), «вещество сущест­вования» в прозе Платонова, отдельное и общее существование человека.

6. Творчество Б. Пастернака.

Поэтическая эстетика Б.Пастернака. Философия чуда в пастернаковском образе мира. Искусство как «философия в состоянии экстаза». Закон гармонии в философии в эстетике Б. Пастернака. «Интенциональность» пастернаковской поэтики как основа его многослойной метафоры. «Совокупность спонтанностей» иигровое начало в поэтике Пастернака. Принцип субъективности в поэзии Б. Пастернака. Категориальное поле: Любовь-Природа-Творчество.

7. Творчество М. Булгакова.

Ранний Булгаков. «Белая гвардия» как начало Булгакова-романиста. Архаичность стилевой манеры. Примеры орнаментальности. Основные мотивы романа. «Записки покойника»: два плана повествования. «Театральность» и «театрализация» в романах М.Булгакова. «Мастер иМаргарита» как пример «метаромана».

8. Литература соцреализма.

Социалистический реализм как метод и миф. Культурологический контекст мифа: связь с опытом исторического авангарда, сущностное отличие «культуры 1» и «культуры 2» (В. Паперный). Соцреализм как «стиль Сталин». Роман воспитания как жанровый архетип советского романа. Концепция «нового человека». Неомифологизм.

9. Литература «оттепели».

«Оттепель»: смысл метафоры. Понятие «поэтического бума». «Эстрадная» поэзия (Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский). «Неоакмеизм» в поэзии (А. Тарковский, Д. Самойлов, Б. Ахмадулина). «Неофициальная» поэзия («лианозовцы», О. Григорьев): от обэриутства к концептуализму.

Проза 60-х гг. Метафора «государство-лагерь» в постсоветской литературе (А. Солженицын, В. Шаламов). Явление «лейтенантской прозы» (Ю. Бондарев, Г.Бакланов, К.Воробьев, В. Быков) в литературе об Отечественной войне.

10. «Семидесятые годы».

«Тихая лирика» и «деревенская проза» в контексте литературы «застоя». Основные концепты. Мифопоэтика. Проблема творческой эволюции В.М. Шукшина.

Трансформация «положительного героя» в прозе Д. Гранина, Ч. Айтматова. «Городские повести» Ю.Трифонова. Драма человеческого сознания в драматургии А.Вампилова («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты»).

Возникновение русского постмодернизма.

11. Литература 80-90-х гг.

Поэзия 80-90-х гг. Концептуализм (Д, Пригов, Л. Рубинштейн) и метареализм (И. Жданов, О. Седакова) как «крайние» течения в поэзии 80-х гг. Поэтический мир И. Бродского.

Проза 80-90-х гг. «Чернуха» и «женская проза». Параметры постмодернистской ситуации. Писатели-постмодернисты (В. Сорокин, Т. Толстая, В. Пелевин, В. Ерофеев, Саша Соколов). Гипотеза о постреализме. Творчество Л. Петрушевской.

 

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Кол-во экз. Место хране-ния
Основная литература
Русская литература XX века (1950-1990-е годы): в 2 т. Т. 1. 1953-1968 Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. учебное пособие для студентов вузов, рек. УМО М.: Академия, 2010. – 413 с.   Б-ка АлтГПА
Русская литература XX века (1950-1990-е годы): в 2 т. Т. 2. 1968-1990 Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. учебное пособие для студентов вузов, рек. УМО М.: Академия, 2010. - 686 с.   Б-ка АлтГПА
Современная русская литература (1990-е гг. - начало XXI в.) под ред. С. И. Тиминой учебное пособие для студентов вузов, рек. УМО М.; СПб.: Академия: Филологический факультет СПбГУ, 2010. — 350 с.   Б-ка АлтГПА
Литература с основами литературоведения. Русская литература XX века Диарова А. А., Иванова Е. В., Серафимова В. Д.; под ред. В. Д. Серафимовой учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования М.: Академия, 2011. — 301 с.   Б-ка АлтГПА
История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 4: 1970-2000 годы [Л. Ф. Алексеева и др.]   учебное пособие для студентов вузов М.: Высшая школа, 2008. - 487 с.   Б-ка АлтГПА
Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина   под ред. Н. Н. Белякова, М. М. Глушкова   учебное пособие М.: Флинта, 2012. - 222 с.       ЭБС http://www.biblioclub.ru/103338_Russkie_pisateli_KhKh_veka_ot_Bunina_do_Shukshina_Uchebnoe_posobie.html
Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты   Кременцов Л. П.   учебное пособие   М.: Флинта, 2011. - 224 с.     ЭБС http://www.biblioclub.ru/103800_Russkaya_literatura_v_KhKh_veke_Obreteniya_i_utraty_Uchebnoe_posobie.html
Дополнительная литература
История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 1: 1910-1930 годы [Л. Ф. Алексеева и др.]   учебное пособие для студентов вузов М.: Высшая школа, 2005. - 366 с.   Б-ка АлтГПА
История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 2: 1910-1930 годы. Русское зарубежье [Л. Ф. Алексеева и др.]   учебное пособие для студентов вузов М.: Высшая школа, 2005. - 316 с.   Б-ка АлтГПА
История русской литературы XX века: в 4 кн. Кн. 3: 1940-1960 годы [Л. Ф. Алексеева и др.]   учебное пособие для студентов вузов М.: Высшая школа, 2006. - 407 с.   Б-ка АлтГПА
Современная русская литература, 1950 - 1990-е годы: в 2 т. Т. 1: 1953-1968 Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. учебное пособие для студентов вузов М.: Академия, 2006. – 413 с.   Б-ка АлтГПА
Современная русская литература, 1950 - 1990-е годы: в 2 т. Т. 2: 1968-1990 Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. учебное пособие для студентов вузов М.: Академия, 2006. - 686 с.   Б-ка АлтГПА
Русская литература XX - начала XXI века. Избранные имена и страницы   Горбачев А. Ю.   учебно-методическое пособие   Минск: ТетраСистемс, 2011. - 224 с.     ЭБС http://www.biblioclub.ru/114950_Literatura_russkogo_zarubezhya_1920_1990_Uchebnoe_posobie.html
Русская литература XX - начала XXI века: в 2 т. Т. 1: 1917-1940-е годы под ред. Л. П. Кременцова учебное пособие М.: Академия, 2009. — 523 с.   Б-ка АлтГПА
Русская литература XX - начала XXI века: в 2 т. Т. 2: 1950-2000-е годы под ред. Л. П. Кременцова учебное пособие М.: Академия, 2009. — 493 с.   Б-ка АлтГПА
Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой учебное пособие для студентов вузов, аспирантов, преподавателей-филологов М.: Флинта, 2006 - 439 с.   Б-ка АлтГПА
История русской литературы второй половины XX века Зайцев В. А., Герасименко А. П. учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Русский язык и литература" М.: Высшая школа, 2004 - 455 с   Б-ка АлтГПА
Русская драматургия конца XX-начала XXI века Громова М. И. учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов, культурологов М.: Флинта: Наука, 2006. — 363 с.   Б-ка АлтГПА
Русская литература XX - начала XXI века. Избранные имена и страницы   Горбачев А. Ю.   учебно-методическое пособие   Минск: ТетраСистемс, 2011. - 224 с.     ЭБС http://www.biblioclub.ru/114950_Literatura_russkogo_zarubezhya_1920_1990_Uchebnoe_posobie.html
Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция: (Е. Замятин, И. Шмелев, М. Пришвин, А. Платонов, М. Булгаков и др.) Давыдова Т. Т. учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов М.: Флинта: Наука, 2005. — 330 с.   Б-ка АлтГПА
Избранные имена. Русские поэты XX века под ред. Н. М. Малыгиной учебное пособие для студентов вузов М.: Флинта: Наука, 2006. — 289 с   Б-ка АлтГПА
Постмодерн в русской литературе Эпштейн М. Н. учебное пособие для студентов вузов М.: Высшая школа, 2005 - 495 с.   Б-ка АлтГПА
             

 

5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

тексты художественных произведений

 

ЭК НПБ АлтГПА http://library.uni-altai.ru/

 

Научная Электронная Библиотека eLIBRARY http://www.elibrary.ru (свободный доступ)

Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru/ (доступ в НПБ АлтГПА)

 

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/ (доступ свободный при регистрации в НПБ АлтГПА)

 

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно") http://window.edu.ru/window/library (свободный доступ)

Справочная правовая система КонсультантПлюс (доступ в НПБ АлтГПА)

 

Справочная правовая систем Гарант (доступ в АлтГПА)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: