РАСЧЕТ СТРУКТУРНОЙ НАДЕЖНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА
Контрольная работа
по дисциплине «Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава»
Проверил: профессор, д.т.н. Лапшин В.Ф. | Разработал: студент гр. ПСв-622 Решетников И. Л. |
Екатеринбург
2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………....………..…3
1.Исходные данные………………………………………………………………....5
2.Цель работы ………………………………………..……………………………..6
3.Основные термины и определения………………………………………...…….6
4.Методика расчета…………………………………………………………………8
5.Расчет и результаты расчета показателей…………….………………………...9
6.Вывод……………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы……………………………………………..12
Введение
Термины надежность, безопасность, опасность и риск часто смешивают, при этом их значения перекрываются. Часто термины анализ безопасности или анализ опасности используются как равнозначные понятия. Наряду с термином анализ надежности они относятся к исследованию как работоспособности, отказов оборудования, потери работоспособности, так и процесса их возникновения.
Обеспечение надежности систем охватывает самые различные аспекты человеческой деятельности. Надежность является одной из важнейших характеристик, учитываемых на этапах разработки, проектирования и эксплуатации самых различных технических систем.
С развитием и усложнением техники углубилась и развивалась проблема ее надежности. Изучение причин, вызывающих отказы объектов, определение закономерностей, которым они подчиняются, разработка метода проверки надежности изделий и способов контроля надежности, методов расчетов и испытаний, изыскание путей и средств повышения надежности – являются предметом исследований надежности.
Если в результате анализа требуется определить параметры, характеризующие безопасность, необходимо в дополнение к отказам оборудования и нарушениям работоспособности системы рассмотреть возможность повреждений самого оборудования или вызываемых ими других повреждений. Если на этой стадии анализа безопасности предполагается возможность отказов в системе, то проводится анализ риска для того, чтобы определить последствия отказов в смысле ущерба, наносимого оборудованию, и последствий для людей, находящихся вблизи него.
Быстрое развитие науки о надежности в настоящее время связано:
- с автоматизацией, многократным усложнением машин и их соединением в крупные комплексы;
- с задачами безлюдной технологии;
- с непрерывным форсированием машин, уменьшением их металлоемкости, повышением их силовой, тепловой, электрической напряженности.
Наука о надежности является комплексной наукой и развивается в тесном взаимодействии с другими науками, такими как физика, химия, математика и др., что особенно наглядно проявляется при определении надежности систем большого масштаба и сложности.
При изучении вопросов надежности рассматривают самые разнообразные объекты — изделия, сооружения, системы с их подсистемами. Надежность изделия зависит от надежности его элементов, и чем выше их надежность, тем выше надежность всего изделия.
1.Исходные данные
№ зачетной книжки: 13-НКу-47.
В данной схеме все элементы равнозначны и равны 0.85
Структурная схема технической системы, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структурная схема технической системы (17 варианта).
Цель работы
Изучить основные термины и определения надежности, освоить методику расчета структурной надежности механической системы комбинированного типа и получить практические навыки по определению безотказной работы технической системы.
Основные термины и определения
Надежность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Надежность объекта является комплексным свойством, ее оценивают по четырем показателям — безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости или по сочетанию этих свойств.
Безотказность — свойство объекта сохранять работоспособность непрерывно в течение некоторого времени или некоторой наработки. Это свойство особенно важно для машин, отказ в работе которых связан с опасностью для жизни людей. Безотказность свойственна объекту в любом из возможных режимов его существования, в том числе, при хранении и транспортировке.
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
В отличие от безотказности долговечность характеризуется продолжительностью работы объекта по суммарной наработке, прерываемой периодами для восстановления его работоспособности в плановых и неплановых ремонтах и при техническом обслуживании.
Предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Ремонтопригодность — свойство объекта, заключающееся в его приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонта. Важность ремонтопригодности технических систем определяется огромными затратами на ремонт машин.
Сохраняемость — свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способность объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования. Практическая роль этого свойства велика для деталей, узлов и механизмов, находящихся на хранении в комплекте запасных принадлежностей.
Объекты подразделяют на невосстанавливаемые, которые не могут быть восстановлены потребителем и подлежат замене (например, электрические лампочки, подшипники, резисторы и т.д.), и восстанавливаемые, которые могут быть восстановлены потребителем (например, телевизор, автомобиль, трактор, станок и т.д.).
Надежность объекта характеризуется следующими состояниями: исправное, неисправное, работоспособное, неработоспособное.
Исправное состояние — такое состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Исправное изделие обязательно работоспособно.
Неисправное состояние — такое состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Различают неисправности, не приводящие к отказам, и неисправности, приводящие к отказам. Например, повреждение окраски автомобиля означает его неисправное состояние, но такой автомобиль работоспособен.
Работоспособным состоянием называют такое состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, соответствующие требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
Неработоспособное изделие является одновременно неисправным.
Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Отказы по характеру возникновения подразделяют на случайные и неслучайные (систематические).
Случайные отказы вызваны непредусмотренными нагрузками, скрытыми дефектами материалов, погрешностями изготовления, ошибками обслуживающего персонала.
Неслучайные отказы — это закономерные явления, вызывающие постепенное накопление повреждений, связанные с влиянием среды, времени, температуры, облучения и т. п.
4.Методика расчета технической системы
Методика расчета по определению безотказной работы технической системы приведена на рисунке 2.
Определим вид структурной надежности системы |
Произведем декомпозицию системы, разобьем на простые подсистемы |
Определяем вероятность безотказной работы квазиэлементовQ, W, R. |
Определяем вероятность безотказной работы всей технической системы (P(t)) |
Рисунок 2 – Методика расчета безотказной работы технической системы.