Задача принятия решений

Задача принятия решений возникает тогда, когда текущая ситуация не удовлетворяет лицо, принимающее решения (ЛПР). Тогда говорят о возникновении проблемной ситуации, которую можно определить так:

C* = ϼ(C(t), ) ≥ ε

C(t) – ситуация в данный момент времени

- желаемая ситуация

ϼ - метрика, позволяет оценить расстояние между желаемым значением ситуации и текущим значением

ε – пороговое значение, заданное в метрике ϼ

В задаче принятия решения учавствуют:

· Система S

· Окружающая среда E

· Лицо, принимающее решение

Окружающая среда Е и система S образуют метасистему М.

Система, как отображение входных воздействий а выходные:

S: X x Ws -> Ʃs

E: Y x WE -> ƩE

M: Z x WM -> ƩM

 

Лицо, принимающее решения, должно выбрать цель. Для простых систем цель можно выразить критерием, для более сложных – вектором критериев. Такая задача называется целеполаганием. Формализация цели с помощью критериев.

Не для всякой задачи принятия решений, ЛПР может указать вектор критериев, адекватный его цели. В этом случае говорят о системе предпочтений ЛПР.

Если имеется только один путь достижения цели, то нет проблемы выбора решения.

Задачу принятия решений можно рассматривать как задачу изменения ситуации:

Аксиомы теорем принятия решений:

1) Задача принятия решений возникает тогда, когда одновременно имеются:

1.Проблемная ситуация

2. Четкая цель, сформулированная и выбранная ЛПР

3. Множество альтернативных решений, способов достижения целей

4. Известен метод оценивания последствий принятия решения

Пример: какой вид спорта лучше, брать кредит или копить наличные

Задачи – логические ловушки (брадобрей, судовой парикмахер)


Вариант№5

Экспертные системы -

Интеллектуальные решающие системы, которые способны в диалоге с пользователем на основе накопления и переработки знаний и данных, проводить экспертизу, вырабатывать советы по выбору действий, распознавать ситуации, ставить диагноз, обосновывать выбор рационального решения поставленной задачи.

 

БЗ создает набор знаний конкретной предметной области и механизм управления ими.

Знания вводятся в систему через МПЗ, который позволяет извлекать информацию из окружающей среды и накапливать ее в памяти. Он поддерживает БЗ.

Знания:

· Декларативные – на профессиональном естественном языке, отображают общее устройство предметной области.

· Процедурные - сведения о совокупности конкретных процедур, этапов или шагов поиска целесообразных решений, представленных на профессиональном естественном языке или условном языке.

Интерфейс обеспечивает получение информации.

Примеры задач:

· Решение задач по контролю;

· Разработка новых веществ с заданными свойствами;

· Планирование экспериментов;

· Оптимизация;

· Медицинская диагностика;

 


Вариант№6

Системы ситуационного управления

Интеллектуальные решающие системы, вырабатывающие в режиме диалога с пользователем управляющие решения на основе накопления и переработки информации о структуре, свойствах и характеристических функциях сложных объектов для которых в настоящее время частично или полностью не существует математических моделей.


Вариант№7

Аксиомы теорем принятия решений:

1) Задача принятия решений возникает тогда, когда одновременно имеются:

1.Проблемная ситуация

2. Четкая цель, сформулированная и выбранная ЛПР

3. Множество альтернативных решений, способов достижения целей

4. Известен метод оценивания последствий принятия решения

Пример: какой вид спорта лучше, брать кредит или копить наличные

Задачи – логические ловушки (брадобрей, судовой парикмахер)

Когда решение готово, нужно воплотить его в жизнь и измерить достигнутый результат.

Для конкретного момента времени можно получить рациональное решение, оно приближает систему к цели, не отдаляет от нее, не оставляет на месте.

Для получения рационального решения нужно:

1. Достоверная оценка текущей ситуации;

2.Сформировано множество допустимых решений;

3.Для каждого решения из этого множества нужно оценить последствия их принятия

2) Процесс принятия решений имеет итерационный многошаговый характер.

Рациональное решение, принимаемое на каждой итерации, переводит систему на один шаг в сторону цели, затем оценивается ситуация и так далее.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Ситуация – это совокупность состояний системы, среды, имеющихся ресурсов и оценок неопределенностей на момент принятия решения.

Цель – это состояние системы, которое должно быть достигнуто при функционировании системы, за определенный промежуток времени.

Состояние системы – это множество существенных свойств, которыми она обладает в определенный момент времени.

Свойства системы – совокупность параметров, которые определяют поведение системы, могут быть внешние и внутренние.

Поведение системы во времени - это процесс изменения состояний системы. Оценивается по степени достижения цели, ее функционирования.

Действие - происходящее с системой событие, вызванное другим событием.

Событие – изменение по крайней мере одного свойства системы.

Законом функционирования, описывающим процесс функционирования системы во времени, называется зависимость y(t) = F(x,n,k,t). Оператор F преобразует независимые переменные в зависимые и отражает поведение системы во времени.

Стратегия – траектория достижения целей, определенная в пространстве допустимых действий.

 

Процесс выработки решений

 

 

Основные виды задачи принятия решений:

1. Формализуемые: Особенности – хорошо структурированные, хорошо формализуемые, т.е. описание процессов в количественной среде достаточное для получения адекватных моделей.

2. Неформализуемые: Особенности – неструктурированные, отсутствует возможность построения математической из-за невозможности получения оценок входных и выходных переменных. По доступным изменениям невозможно получить закономерности поведения системы.

3. Трудноформализуемые: Особенности – слабо структурированные. Информативные переменные можно измерить или оценить, но в разнотипных шкалах (качественных и количественных). Множество возможных решений конечно и имеет сравнительно невысокую мощность.

4. Задачи теории игр: Особенности – различают неантогонестические и антогонистические игры. Совокупность целенаправленных действий называется операцией.

 


Вариант№8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: