Задача принятия решений возникает тогда, когда текущая ситуация не удовлетворяет лицо, принимающее решения (ЛПР). Тогда говорят о возникновении проблемной ситуации, которую можно определить так:
C* = ϼ(C(t), ) ≥ ε
C(t) – ситуация в данный момент времени
- желаемая ситуация
ϼ - метрика, позволяет оценить расстояние между желаемым значением ситуации и текущим значением
ε – пороговое значение, заданное в метрике ϼ
В задаче принятия решения учавствуют:
· Система S
· Окружающая среда E
· Лицо, принимающее решение
Окружающая среда Е и система S образуют метасистему М.
Система, как отображение входных воздействий а выходные:
S: X x Ws -> Ʃs
E: Y x WE -> ƩE
M: Z x WM -> ƩM
Лицо, принимающее решения, должно выбрать цель. Для простых систем цель можно выразить критерием, для более сложных – вектором критериев. Такая задача называется целеполаганием. Формализация цели с помощью критериев.
Не для всякой задачи принятия решений, ЛПР может указать вектор критериев, адекватный его цели. В этом случае говорят о системе предпочтений ЛПР.
|
|
Если имеется только один путь достижения цели, то нет проблемы выбора решения.
Задачу принятия решений можно рассматривать как задачу изменения ситуации:
Аксиомы теорем принятия решений:
1) Задача принятия решений возникает тогда, когда одновременно имеются:
1.Проблемная ситуация
2. Четкая цель, сформулированная и выбранная ЛПР
3. Множество альтернативных решений, способов достижения целей
4. Известен метод оценивания последствий принятия решения
Пример: какой вид спорта лучше, брать кредит или копить наличные
Задачи – логические ловушки (брадобрей, судовой парикмахер)
Вариант№5
Экспертные системы -
Интеллектуальные решающие системы, которые способны в диалоге с пользователем на основе накопления и переработки знаний и данных, проводить экспертизу, вырабатывать советы по выбору действий, распознавать ситуации, ставить диагноз, обосновывать выбор рационального решения поставленной задачи.
БЗ создает набор знаний конкретной предметной области и механизм управления ими.
Знания вводятся в систему через МПЗ, который позволяет извлекать информацию из окружающей среды и накапливать ее в памяти. Он поддерживает БЗ.
Знания:
· Декларативные – на профессиональном естественном языке, отображают общее устройство предметной области.
· Процедурные - сведения о совокупности конкретных процедур, этапов или шагов поиска целесообразных решений, представленных на профессиональном естественном языке или условном языке.
Интерфейс обеспечивает получение информации.
|
|
Примеры задач:
· Решение задач по контролю;
· Разработка новых веществ с заданными свойствами;
· Планирование экспериментов;
· Оптимизация;
· Медицинская диагностика;
Вариант№6
Системы ситуационного управления –
Интеллектуальные решающие системы, вырабатывающие в режиме диалога с пользователем управляющие решения на основе накопления и переработки информации о структуре, свойствах и характеристических функциях сложных объектов для которых в настоящее время частично или полностью не существует математических моделей.
Вариант№7
Аксиомы теорем принятия решений:
1) Задача принятия решений возникает тогда, когда одновременно имеются:
1.Проблемная ситуация
2. Четкая цель, сформулированная и выбранная ЛПР
3. Множество альтернативных решений, способов достижения целей
4. Известен метод оценивания последствий принятия решения
Пример: какой вид спорта лучше, брать кредит или копить наличные
Задачи – логические ловушки (брадобрей, судовой парикмахер)
Когда решение готово, нужно воплотить его в жизнь и измерить достигнутый результат.
Для конкретного момента времени можно получить рациональное решение, оно приближает систему к цели, не отдаляет от нее, не оставляет на месте.
Для получения рационального решения нужно:
1. Достоверная оценка текущей ситуации;
2.Сформировано множество допустимых решений;
3.Для каждого решения из этого множества нужно оценить последствия их принятия
2) Процесс принятия решений имеет итерационный многошаговый характер.
Рациональное решение, принимаемое на каждой итерации, переводит систему на один шаг в сторону цели, затем оценивается ситуация и так далее.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
Ситуация – это совокупность состояний системы, среды, имеющихся ресурсов и оценок неопределенностей на момент принятия решения.
Цель – это состояние системы, которое должно быть достигнуто при функционировании системы, за определенный промежуток времени.
Состояние системы – это множество существенных свойств, которыми она обладает в определенный момент времени.
Свойства системы – совокупность параметров, которые определяют поведение системы, могут быть внешние и внутренние.
Поведение системы во времени - это процесс изменения состояний системы. Оценивается по степени достижения цели, ее функционирования.
Действие - происходящее с системой событие, вызванное другим событием.
Событие – изменение по крайней мере одного свойства системы.
Законом функционирования, описывающим процесс функционирования системы во времени, называется зависимость y(t) = F(x,n,k,t). Оператор F преобразует независимые переменные в зависимые и отражает поведение системы во времени.
Стратегия – траектория достижения целей, определенная в пространстве допустимых действий.
Процесс выработки решений
Основные виды задачи принятия решений:
1. Формализуемые: Особенности – хорошо структурированные, хорошо формализуемые, т.е. описание процессов в количественной среде достаточное для получения адекватных моделей.
2. Неформализуемые: Особенности – неструктурированные, отсутствует возможность построения математической из-за невозможности получения оценок входных и выходных переменных. По доступным изменениям невозможно получить закономерности поведения системы.
3. Трудноформализуемые: Особенности – слабо структурированные. Информативные переменные можно измерить или оценить, но в разнотипных шкалах (качественных и количественных). Множество возможных решений конечно и имеет сравнительно невысокую мощность.
4. Задачи теории игр: Особенности – различают неантогонестические и антогонистические игры. Совокупность целенаправленных действий называется операцией.
|
|
Вариант№8