Теория и технологии дошкольного образования.
Часть
ЗАНЯТИЕ № 10 (семинар) – 2 часа
ТЕМА: ПРЕДМЕТНОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
В ДЕТСКОМ САДУ
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика предметного и декоративного рисования, их значение для последующего овладения детьми изобразительной деятельностью.
2. Основные задачи обучения детей предметному и декоративному рисованию (на основе анализа таблиц к семинару).
3. Своеобразие методики обучения предметному рисованию в разных возрастных группах (2 мл., средняя, старшая и подготовительная).
4. Особенности рисования с натуры в дошкольном возрасте.
Литература:
1. Байкова В.И. Обучение предметному рисованию // Дошкольное воспитание. – 1961. - № 5. – С. 28.
2. Казакова Р. Влияние рисования с натуры на рисунки по замыслу // Дошкольное воспитание. – 1968. - № 2. – С. 33.
3. Казакова Р.Г. Декоративное рисование // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 8. – С. 10-14. (Выделить систему работы).
4. Казакова Р.Г. Предметное рисование с натуры // Дошкольное воспитание. – 1974. - № 12. – С.23.
|
|
5. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1977. – С. 99-108, С. 114-117. (читать )
6. Лазарь Т. Взаимосвязь всех видов рисования как условие успешного овладения деятельностью // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 2. - С. 41.
7. Нерсесова О. Рисуем с натуры //Дошкольное воспитание.-1971.-№6.-С. 59.
8. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство – детям. – М.: Просвещение, 1976. – С.10-99. (сделать выписки).
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – С. 84-85, 114-116, 149-150, 187-189.
Задание:
1. Дать определение понятий «рисование», «предметное рисование», «декоративное рисование».
2. Составить тезисы по предложенной литературе.
3. Проанализировать программу воспитания и обучения в детском саду, составить таблицы 1, 2.
Таблица 1
Усложнения программных задач обучения предметному рисованию
Группа | Изобразительные задачи | Технические задачи | темы | |||
рисунок | цвет | композиция | материалы | Формообразующие движения | ||
2 мл.гр. ср. гр. Ст. гр. подгот. |
Таблица 2
Усложнения программных задач обучения декоративному рисованию
Группа | Изобразительные навыки | Технические навыки | |||
форма | цвет | композиция | элементы | Владение материалами | |
Ср. гр. Ст. гр. Подгот. гр. |
4. Из статьи В.И. Байковой выделитьприемы проведения наблюдения, предшествующего предметному рисованию.
5. Сделать конспект статей Р.Г Казаковой и Т.Лазарь по предметному рисованию (источники 2, 3, 4, 6).
|
|
6. Из источника 7 выделить методы обучения рисованию с натуры.
ЗАНЯТИЕ № 11 (семинар) – 2 часа
ТЕМА: СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности сюжетно-тематического рисования, его значение в развитии пространственного, образного восприятия и воображения.
2. Задачи и содержание сюжетно-тематического рисования в детском саду. Классификация тематики.
3. Особенности методики обучения сюжетно-тематическому рисованию в разных группах:
а) задачи и содержание предварительной работы;
б) объяснение задания;
в) специфика обсуждения и оценки детских тематических рисунков.
4. Методика проведения занятий на темы литературных произведений.
Литература:
1. Ковальская Е. Наша жизнь в рисунках детей // Дошкольное воспитание. – 1965. - № 7. – С. 13-15.
2. Королькова Л.И. Сюжетное рисование // Дошкольное воспитание. – 1961. - № 4. – С. 28-34.
3. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – С. 138-142.
4. Пожильцова Г.В. Развитие изобразительного творчества под влиянием волшебных сказок // Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – С. 89-94.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. (раздел рисование).
6. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. – С.105-125. (Сделать выписки).
7. Синева Е.Н. Сказочные образы в рисунках детей // Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – С. 95-98.
Задание:
1. Дать определение сюжетно-тематического и тематического рисования.
2. Составить тезисы статьи Е. Ковальской (источник 1).
3. Составить таблицу усложнения программных задач (источник 5).
Таблица 1
Задачи сюжетно-тематического рисования (по программе)
Группа | Композиция | Цвет | Изобразительные материалы (фон, краски и т.д.) | Тематика |
Средняя | ||||
Старшая | ||||
Подготовит. |
4. Выписать методические приемы обучения детей сюжетно-тематическому рисованию (источник 2).
5. Из источников 4 и 7 выписать систему работы по обучению детей рисованию по мотивам литературных произведений.