Занятие № 11 (семинар) – 2 часа

Теория и технологии дошкольного образования.

 

 

Часть

 

ЗАНЯТИЕ № 10 (семинар) – 2 часа

ТЕМА: ПРЕДМЕТНОЕ И ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

В ДЕТСКОМ САДУ

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика предметного и декоративного рисования, их значение для последующего овладения детьми изобразительной деятельностью.

2. Основные задачи обучения детей предметному и декоративному рисованию (на основе анализа таблиц к семинару).

3. Своеобразие методики обучения предметному рисованию в разных возрастных группах (2 мл., средняя, старшая и подготовительная).

4. Особенности рисования с натуры в дошкольном возрасте.

Литература:

1. Байкова В.И. Обучение предметному рисованию // Дошкольное воспитание. – 1961. - № 5. – С. 28.

2. Казакова Р. Влияние рисования с натуры на рисунки по замыслу // Дошкольное воспитание. – 1968. - № 2. – С. 33.

3. Казакова Р.Г. Декоративное рисование // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 8. – С. 10-14. (Выделить систему работы).

4. Казакова Р.Г. Предметное рисование с натуры // Дошкольное воспитание. – 1974. - № 12. – С.23.

5. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1977. – С. 99-108, С. 114-117. (читать )

6. Лазарь Т. Взаимосвязь всех видов рисования как условие успешного овладения деятельностью // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 2. - С. 41.

7. Нерсесова О. Рисуем с натуры //Дошкольное воспитание.-1971.-№6.-С. 59.

8. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство – детям. – М.: Просвещение, 1976. – С.10-99. (сделать выписки).

9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – С. 84-85, 114-116, 149-150, 187-189.

Задание:

1. Дать определение понятий «рисование», «предметное рисование», «декоративное рисование».

2. Составить тезисы по предложенной литературе.

3. Проанализировать программу воспитания и обучения в детском саду, составить таблицы 1, 2.

Таблица 1

Усложнения программных задач обучения предметному рисованию

Группа Изобразительные задачи Технические задачи темы
рисунок цвет композиция материалы Формообразующие движения
2 мл.гр. ср. гр. Ст. гр. подгот.            

 

Таблица 2

Усложнения программных задач обучения декоративному рисованию

 

Группа   Изобразительные навыки Технические навыки
форма цвет композиция элементы Владение материалами
Ср. гр. Ст. гр. Подгот. гр.          

 

4. Из статьи В.И. Байковой выделитьприемы проведения наблюдения, предшествующего предметному рисованию.

5. Сделать конспект статей Р.Г Казаковой и Т.Лазарь по предметному рисованию (источники 2, 3, 4, 6).

6. Из источника 7 выделить методы обучения рисованию с натуры.

 

ЗАНЯТИЕ № 11 (семинар) – 2 часа

ТЕМА: СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности сюжетно-тематического рисования, его значение в развитии пространственного, образного восприятия и воображения.

2. Задачи и содержание сюжетно-тематического рисования в детском саду. Классификация тематики.

3. Особенности методики обучения сюжетно-тематическому рисованию в разных группах:

а) задачи и содержание предварительной работы;

б) объяснение задания;

в) специфика обсуждения и оценки детских тематических рисунков.

4. Методика проведения занятий на темы литературных произведений.

Литература:

1. Ковальская Е. Наша жизнь в рисунках детей // Дошкольное воспитание. – 1965. - № 7. – С. 13-15.

2. Королькова Л.И. Сюжетное рисование // Дошкольное воспитание. – 1961. - № 4. – С. 28-34.

3. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – С. 138-142.

4. Пожильцова Г.В. Развитие изобразительного творчества под влиянием волшебных сказок // Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – С. 89-94.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. (раздел рисование).

6. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965. – С.105-125. (Сделать выписки).

7. Синева Е.Н. Сказочные образы в рисунках детей // Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1974. – С. 95-98.

Задание:

1. Дать определение сюжетно-тематического и тематического рисования.

2. Составить тезисы статьи Е. Ковальской (источник 1).

3. Составить таблицу усложнения программных задач (источник 5).

Таблица 1

Задачи сюжетно-тематического рисования (по программе)

 

Группа Композиция Цвет Изобразительные материалы (фон, краски и т.д.) Тематика
Средняя        
Старшая        
Подготовит.        

4. Выписать методические приемы обучения детей сюжетно-тематическому рисованию (источник 2).

5. Из источников 4 и 7 выписать систему работы по обучению детей рисованию по мотивам литературных произведений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: