Занятие № 12 (семинар) – 2 часа

ТЕМА: ЛЕПКА В ДЕТСКОМ САДУ

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика лепки и ее значение для развития ребенка.

2. Усложнение изобразительных задач и технических приемов от группы к группе.

3. Особенности методики проведения занятий по лепке в разных возрастных группах.

4. Лепка по мотивам дымковских игрушек.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1997. – С. 206-233.

2. Казакова Р. Обучение детей лепке // Дошкольное воспитание. - 1975. - № 4.

3. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – С.165-189.

4. Максимова З. Дымковские барельефы // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 11.

5. Минина В. Обучение детей лепке // Дошкольное воспитание. - 1978. - № 4.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. (раздел лепка).

7. Халезова Н. Дымковская игрушка в изобразительной деятельности детей // Дошкольное воспитание. – 1975. - № 12.

8. Халезова Н.Б, Курочкина Н.А. и др. Лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1986.

Задание:

1. Составить тезисы предложенной литературы.

2. Составить таблицу усложнения программных задач обучения лепке в детском саду (источник 6).

Таблица 1

Усложнения программных задач обучения лепке

 

Группа Изобразительные задачи Технические задачи темы
рисунок цвет композиция материалы формообразующие движения
2 мл.гр. ср. гр. ст. гр. подгот.            

 

3. Подобрать и принести для занятия по лепке натуральный предмет, игрушку или скульптуру малых форм, отвечающую задачам обучения и возрасту детей.

4. Продумать методику использования на занятии выбранного предмета (цель, задачи, методы и приемы обучения лепки, критерии анализа работ).

ЗАНЯТИЕ № 13 (семинар) – 2 часа

ТЕМА: АППЛИКАЦИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности аппликации и конструирования как видов изобразительной деятельности, их значение в развитии личности.

2. Виды конструирования, материалы и оборудование.

3. Задачи обучения аппликации и конструированию разных возрастных группах.

4. Организация занятий по аппликации и оборудование.

5. Методы обучения детей аппликации в разных возрастных группах.

6. Методика проведения занятий по конструированию.

Литература:

1. Богатеева З.А. Занятия по аппликации в детском саду. – М.: Просвещение, 1988.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 1997. – С. 233-261.

3. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1983.

4. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. – С.189-228.

5. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.: Просвещение, 1990.

6. Лоотсар Е. Аппликация // Дошкольное воспитание. – 1965. - № 7.

7. Нерсесова О. Аппликация во второй младшей группе // Дошкольное воспитание. – 1978. - № 4.

8. Нерсесова О. Аппликация в средней группе //Дошкольное воспитание. - 1978. - №2.

9. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд дом «Карапуз»,1999.

10. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой и др. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. (разделы аппликация и конструирование).

Задание:

1. Составить тезисы предложенной литературы.

2. Составить таблицу усложнения программных задач по обучению аппликации и конструированию в детском саду (источник 10).

3. Составить примеры схем построек, создаваемых детьми в разных возрастных группах.

4. Представить поэтапное изображение 1 создаваемой постройки для подготовительной группы.

5. Принести на занятие несколько листов бумаги и 1 готовую поделку из бумаги. Подготовиться к объяснению этапов создания поделки.

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Цель: Сформировать у студентов целостное представление об организации занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

Материал: видеозапись занятий по изобразительной деятельности в детском саду.

Ход занятия:

А). Теоретическая часть.

1. Традиционные и нетрадиционные формы работы по изобразительной деятельности в детском саду.

2. Структурные части занятия по изобразительной деятельности, методы, используемые в каждой части занятия.

Б). Практическая часть.

1. Определить основные части занятия по изобразительной деятельности, просмотренного на видеопленке, их продолжительность.

2. Определить и записать основные методические приемы, использованные воспитателем на занятии.

3. Зафиксировать особенности поведения детей в каждой части занятия.

4. Определить приемы анализа продуктов детской изобразительной деятельности.

Задание:

1. По ходу просмотра киноматериалов вести фотозапись в виде таблицы 1.

 

ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: СЕНСОРНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ С НАТУРЫ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Цель: Формирование у студентов умений грамотно применять методы обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Материал: предметы для последующего сенсорного обследования (игрушки, комнатные растения, листья деревьев, вазы и пр.).

Ход занятия:

А). Теоретическая часть.

1. Специфика методов обучения на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

2. Роль сенсорного обследования в развитии детского изобразительного творчества.

3. Структура сенсорного обследования.

Б). Практическая часть.

1. Дать характеристику принесенных предметов, определить возрастную группу, в которой возможно организовывать занятия по изображению этих видов предметов.

2. Провести сенсорное обследование принесенного предмета.

3. Проанализировать грамотность проведения другими студентами сенсорного обследования предмета как метода обучения изобразительной деятельности дошкольников.

Задание:

1. Повторить тему лекции «Методы обучения изобразительной деятельности».

2. Подобрать предмет для обследования, обосновать его выбор.

3. Подготовить текстовый материал (письменно) сенсорного обследования.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1997. – 272 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.

3. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддъякова. – М.: Просвещение, 1969.

 

ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗЦА И ТЕСТОВЫХ РИСУНКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: Продолжать формировать у студентов умения грамотно применять методы обучения дошкольников изобразительной деятельности.

Материал: подготовленные образцы м серии тестовых рисунков по предметному рисованию (возрастная группа и вид предмета – на выбор)

Ход занятия:

А). Теоретическая часть.

1. Специфика наглядных методов обучения на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду.

2. Виды образцов: для прямого копирования, варианты образцов, динамический образец, неполный образец. Требования к образцам.

3. Особенности применения образцов на занятиях в детском саду в зависимости: - от возраста детей, - от вида изобразительной деятельности, - от вида образца.

4. Значение тестовых рисунков в развитии детского изобразительного творчества и для развития личности дошкольников.

5. Методика организации занятий по изобразительной деятельности с использованием тестовых рисунков.

Б). Практическая часть.

1. Проанализировать виды, качество и целесообразность использования тестовых рисунков и образцов, созданных студентами при подготовке к занятию, определить возрастную группу, в которой возможно использовать конкретный образец и тестовые рисунки.

2. Провести 1 часть занятия с использованием подготовленного образца или серии тестовых рисунков.

3. Проанализировать грамотность проведения другими студентами 1 части занятия с использованием образца (или тестовых рисунков). Обратить внимание на соответствие образца возрасту детей, этапу усвоения знаний; на расположение образца; на формулировки вопросов к «детям». Проанализировать расположение тестовых рисунков, этапы внесения, методику работы с ними.

Задание:

1. Повторить тему лекции «Методы обучения изобразительной деятельности».

2. Подготовить 3 вида образцов для рисования одного предмета – для прямого копирования, динамический, варианты образцов.

3. Выписать из источника 4 методику работы с тестовыми рисунками, зарисовать серии тестовых рисунков.

4. Подготовить несколько серий тестовых рисунков для занятия по рисованию на конкретную тему.

5. Продумать предварительную работу к выбранному занятию.

6. Подготовить текстовый материал (письменно) 1 части занятия с использованием образца и тестовых рисунков.

Литература:

1. Вершинина Н.А. Предметное рисование в детском саду. – Северодвинск, 1994.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1997. – 272 с.

3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 1999. – 344 с.

4. Занков О. Тестовые рисунки // Дошкольное воспитание. - 1981. - №4. - С.66.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: