Технологическая карта учебной дисциплины
«ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНОЙ СЕМЬЁЙ»
(название дисциплины)
Ф.И.О. преподавателя Алексеева Елена Евгеньевна
Образовательная программа | 050400 Психолого-педагогическое образование |
Магистерская программа | «Психологическое сопровождение детей в кризисных ситуациях» |
Курс | 2 |
Семестр | 3 |
Статус дисциплины | |
Количество зачетных единиц/ кредитов | 2 ед. |
Промежуточная аттестация: | зачет |
Количество часов: | |
Трудоемкость: аудиторные часы лекционные часы практические часы самостоятельная работа | в данном семестре: 4 ч. 14 ч. 54 ч. |
Количество баллов: | |
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации (баллы): |
Технологическая карта утверждена на заседании кафедры _________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель дисциплины: углубление знаний о проблемной семье; формирование профессиональной направленности на психолого-педагогическую работу с проблемной семьёй, готовности к диагностической, прогностической и коррекционной деятельности в области работы с проблемной семьёй; развитие умений по использованию технологий работы с проблемной семьёй.
Задачи дисциплины:
1. Сформировать представление о типах проблемных семей, их особенностях и технологии работы с различными проблемными семьями.
2. Овладеть навыками анализа и оценки специфики проблемной семьи для оказания ей психолого-педагогической помощи.
3. Приобрести умение применять технологии с учетом типа и специфики проблемной семьи.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ
Общее количество баллов по курсу – 100
Все задания должны быть представлены студентами в срок.
Студент, отсутствовавший на занятии по уважительной причине, должен выполнить задания, предложенные преподавателем, из имеющихся в технологической карте.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Студенты аттестуются по результатам текущей аттестации:
Оценка «отлично» - 85-100 баллов
Оценка «хорошо» - 70-84 баллов
Оценка «удовлетворительно» - 55-69 баллов
Оценка «неудовлетворительно» - менее 55 баллов
Студенты могут повысить оценку промежуточной аттестации (добрать баллы), выполнив задания из блока «Дополнительный блок».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН | ||||||||||||||
№ | Тема занятий | Содержание задания | Вид текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимум баллов | Максимум баллов* | Срок представления задания и срок проверки | |||||||
ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам /или степени освоенности смеж.дисциплин) | ||||||||||||||
Мини-исследование «Работа с проблемной семьёй: проблемы и способы решения» | Устный отчет | Внеаудиторная | ||||||||||||
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЛОК (проверка степени освоенности дисциплины) | ||||||||||||||
Система работы с проблемной семьёй. | Аннотированный каталог технологий работы с проблемной семьёй. | Письменный отчет | Внеаудиторная/аудиторная | 1 неделя | ||||||||||
Психолого-педагогическая работа с деструктивной семьей. | Анализ семейных ценностей в проблемной семье. | Письменный анализ результатов | Внеаудиторная/аудиторная | 1 неделя | ||||||||||
Технологии работы с распавшейся семьёй, с семьёй находящейся в разводе и с семьёй при повторном браке родителей. | Балинтовская группа как технология работы с проблемной семьёй. Аналитический обзор правил поведения родителей при разводе и при повторном браке. | Письменная работа | Внеаудиторная/аудиторная | 1 неделя | ||||||||||
Психолого-педагогическая работа с ригидной, псевдосолидарной семьёй. | Методика «Семейная скульптура». Методика мультигенерационная генограмма семьи. Аналитический отчёт «Закономерности в генограмме проблемной семьи». | Письменный анализ результатов опросника | Внеаудиторная/аудиторная | 1 неделя | ||||||||||
Технологии работы с семьёй ребёнка с зависимым поведением. | Методика «Эмоциональная карта семьи».Аналитический отчёт «Эмоциональная карта реальной проблемной семьи». | Письменный отчет | Внеаудиторная/аудиторная | 1 неделя | ||||||||||
Психолого-педагогическая работа с неполной семьёй. | Расстановки по Хеллингеру в работе с неполной семьёй. Аннотированный каталог литературы по психолого-педагогической работе с неполной семьёй. | Письменный отчет | Внеаудиторная/аудиторная | 1 неделя | ||||||||||
Особенности составления психокоррекцинных программ для работы с проблемной семьёй. | Составление психокоррекционных программ для работы с проблемной семьёй. | Письменный отчет | Внеаудиторная/аудиторная | 1 неделя | ||||||||||
Особенности составления психокоррекцинных программ для работы с проблемной семьёй. | Разработка проекта «Технологии работы с реальной проблемной семьёй» | Письменный отчёт | Внеаудиторная/аудиторная | 1 неделя | ||||||||||
Практика работы с проблемной семьёй. | Описать собственный опыт участия в работе с проблемной семьёй (см. http://kpps.mybb.ru*) | Письменный отчет | Внеаудиторная | |||||||||||
ИТОГО: | ||||||||||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК | ||||||||||||||
Разработка исследовательского проекта содержащего технологии работы с реальной проблемной семьёй. | Внеаудиторная | |||||||||||||
*Максимальное количество баллов можно получить только присутствуя на занятии (в тех случаях, когда работа носит аудиторный или смешанный характер).
*Если студент по каким-либо причинам не может посетить наше мероприятие, то это задание может быть заменено ТОЛЬКО на аналогичное, однако в этом случае он не может получить максимальное количество баллов.
Требования к оформлению письменных заданий:
1. Работа представляется в электронном виде (шрифт Times New Roman, 14, интервал – 1).
2. Наличие титульного листа в представленной работе.
3. В работе должны отсутствовать орфографические ошибки.
Рекомендуемая литература
а) основная литература:
1. Реан А.А Семья: психология, педагогика, социальная работа АСТ, 2010.
2. Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. – СПб.: Академический проект, 2005.
3. Шурыгин А.Н. Подростки и родители: проблемы решаем вместе. – М.: МГППУ – 2007.
4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – / Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006.
5. Эйдемиллер Ю. Г., Юстицкис В. «Психология и психотерапия семьи» – СПб.: Питер, 2008.
б) дополнительная литература
1. Алексеева Е.Е. Особенности проведения балинтовской группы с семьёй ребёнка дошкольного возраста// Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2006 года, Санкт-Петербург/Под общей редакцией И.А. Хоменко – СПб. – 2006 – С. 104-111
2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: Гардарики, 2007.
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Академия, 2005.
5. Реан А.А. Подросток и семейное воспитание http://www.warning.dp.ua/bezop120-3.htm
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
1. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс] // http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
2. Российский образовательный портал [Электронный ресурс] // http://www.school.edu.ru/default.asp
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] // http://fcior.edu.ru/catalog/meta/6/p/page.html
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС):
1. База данных диссертаций ProQuest Dissertaitions &Theses
2. Интегрум. Периодические издания на русском языке. Мониторинг прессы
3. Интернет-библиотека русскоязычных СМИ Public.ru
4. Мультидисциплинарные и тематические базы данных научных журналов EBSCO Publishing
5. Научная электронная библиотека E-Library.ru
6. Словари издательства Оксфордского университета Oxfird Referenc
7. Университетская библиотека онлайн: электронно-библиотечная система (ЭБС) учебных материалов для вузов Ebrary. Academic Complete