Разговор человека с собакой. Впервые -- "осколки", 1885, n 10, 9 марта (ценз

 

Впервые -- "Осколки", 1885, N 10, 9 марта (ценз. разр. 8 марта), стр. 5, с подзаголовком: Сценка. Подпись: Человек без селезенки.

Включено, без подзаголовка, в первое издание "Пестрых рассказов".

Печатается по тексту сборника "Пестрые рассказы", СПб., 1886, стр. 114-116.

Сохранилась писарская копия рассказа (ЦГАЛИ) без авторской правки, с пометкой: "...NB. В полное собрание не войдет. А. Чехов".

При жизни Чехова рассказ был переведен на сербскохорватский язык (1888). В апреле 1889 г. в сербской газете "Бич" был опубликован рассказ Б. Нушича "Лунная ночь" со сходным содержанием, что дало повод к обвинению автора в плагиате (Зоран Божович. Алкивиад Нуша и Антоша Чехонте. -- В кн.: Прилози и граба. Београд, 1975, стр. 90 и др.; Н. Б. Шик. А был ли плагиат? -- "Байкал", 1977, Nў 3, стр. 135-137).

 

 

<О марте. Об апреле. О мае. Об июне и июле. Об августе.>

(Филологические заметки)

О МАРТЕ

 

Впервые -- "Осколки", 1885, N 11, 16 марта (ценз. разр. 15 марта), стр. 6. Подпись: Человек без селезенки.

Печатается по журнальному тексту.

 

С марта 1885 г. Чехов, по заказу Лейкина, начал регулярно писать "Филологические заметки", материал для которых он брал из книги И. Снегирева "Русские простонародные праздники и суеверные обряды". М., 1838. Чехов просил также и брата выписывать нужные ему сведения из "Русского энциклопедического словаря" И. Н. Березина (см. письмо М. П. Чехову от 10 мая 1885 г.). Написав заметки о марте, апреле и мае, Чехов задержал заметку об июне. 11 июля 1885 г. Лейкин спрашивал Чехова: "Что Вы, батенька, оставили писать Ваши толкования о происхождении названий месяцев?! Ждал я "июня", ждал "июля" и ни того, ни другого. Вы обещали, между тем, доставлять на все месяцы. Ну, июнь, бог с ним! А июль пришлите. Ведь это не бог весть как трудно. Я знаю и источник Ваш. Вы берете из книги Снегирева "Простонародные русские праздники". Если Вы не будете делать, то я сам начну. Когда Вы обещались мне доставлять на каждый месяц статейку, то я из-за Вас отказал Пальмину, который тоже воспевал месяцы. <...> Пожалуйста, дайте мне знать, будете Вы продолжать писать или не будете?" (ГБЛ). 17 июля Чехов отвечал Лейкину: "...о месяцах, конечно, писать я буду. Пропустил я июнь и по лености, и сам не знаю почему. Вероятно, виновато тут отчасти такое обстоятельство: приехал как-то раз из Питера Алоэ и, выругав меня за мои филологические измышления, сказал, что "там" (т. е. в Питере, у вас) удивляются, что я занялся такой скучищей и сушью, как месяцы и народные праздники... Врал Алоэ или нет, не знаю, но его слова сильно подшибли мой кураж".

Филологические заметки Чехов писал с трудом. Последняя заметка была "Об августе". На многочисленные запросы Лейкина он отвечал 14 сентября: "О сентябре вышло к следующей неделе, если же у меня ничего не выйдет, то пришлю Сентябрь и Октябрь вместе, ибо они мало отличаются друг от друга -- septem, octo..." В письме от 30 сентября Чехов снова обещает написать общую заметку о двух месяцах; 12 октября сообщает: "Завтра засяду и напишу "Сент<ябрь> и Октябрь и Ноябрь", -- конечно, если не помешает что-нибудь вроде практики и проч.".

По-видимому, Чехов написал и послал заметку, однако Лейкин ее не получил. Отвечая на несохранившееся письмо Чехова от 26-27 октября 1885 г. (см. Письма, т. 1, стр. 515-516), Лейкин писал 31 октября: "Ни статьи об Октябре, ни "Домашние средства" я не получал, стало быть, письмо пропало на почте или не было опущено Вашим посланным в почтовый ящик, если Вы не сами письмо опускали <...> Что же касается "Октября", то эту статью не посылайте. Теперь уже слишком поздно говорить об октябре, да и нельзя говорить об октябре, не сказав ни слова о сентябре. Вообще в той форме, как вы писали о месяцах, прекратите писать. Подобные статьи хороши только тогда, когда они являются аккуратно в начале каждого месяца, а не тогда, когда вздумается их автору" (ГБЛ).

 

Стр. 189....учебнику Иловайского... - Дм. И. Иловайский (1832-1921), автор известных, выдержавших десятки изданий, учебников: "Древний мир и средние века", "Руководство ко всеобщей истории", "Новая история" и др.

Римляне в этом месяце праздновали так называемые Гилярии? богини Цибеллы... -- Чехов обыгрывает одинаково звучащие фамилию публициста и издателя Гилярова-Платонова и так называемые Гилярии (Hilario -- праздник радости) -- мартовские торжества в честь богини Цибеллы в древнем Риме. Цибелла, называемая "великой матерью" (Mater magna), -- олицетворение матери-природы. В "Русском энциклопедическом словаре" Березина, откуда Чехов взял фактические сведения о марте, сказано: "В календаре март был первым месяцем в году и посвящен богу Марсу. Римляне праздновали в этом месяце Гилярии; в этом же месяце происходил большой праздник Венере..." (т. II, отд. III, стр. 39).

Стр. 190....Березозолом? от слова "береза" и "зла"... -- "Березозол" составилось из слова "береза" и корня "зол" (зел) и обозначает зелень березы или месяц, в который зеленеет береза.

 

ОБ АПРЕЛЕ

 

Впервые -- "Осколки", 1885, N 14, 6 апреля (ценз. разр. 5 апреля), стр. 6. Подпись: Человек без селезенки.

Печатается по журнальному тексту.

 

Стр. 190....30 дней по числу иудиных сребреников... -- По евангельской легенде, Иуда Искариот продал своего учителя Иисуса Христа за 30 сребреников.

Стр. 191....на берегу Маклая... -- Берег острова Новая Гвинея между бухтой Астролябия и заливом Гюон, названный но имени русского путешественника Миклухи-Маклая (1846-1888).

...в один из первых апрелей? Петр не рассердился на эту шутку... -- Этот эпизод рассказан в книге И. Снегирева: "Апрельский обман в России становится исторически известным со времен Петра I и, по всему вероятию, введен немцами, жившими в России... В 1700 г. содержатель труппы немецких комедиантов в Москве объявил, что в день самого представления влезет в обыкновенную столовую бутылку. На сцене явилась бутылка с надписью: "Первое апреля"" (И. Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. III. M., 1838, глава "Первое апреля", стр. 60).

 

О МАЕ

 

Впервые -- "Осколки", 1885, N 18, 4 мая (ценз. разр. 3 мая), стр. 6. Подпись: Человек без селезенки.

Печатается по журнальному тексту.

 

Стр. 191. Получил он свое название по приказанию Ромула от majores -- старшин, или сенаторов... -- В "Русском энциклопедическом словаре" И. Н. Березина указывается, что май "5-й месяц года, имеет 31 день, по-славянски травень; получил название в честь старейшины (majores) сената пли же в честь богини Майи; месяц цветов и любви" (т. II, отд. III, стр. 610). Ромул -- основатель Рима.

...в честь плеяды Майи? родила биржевого зайца и гешефтмахера Меркурия. -- "Майя -- в классической мифологии старшая дочь Атласа и Плейоны, которая от Юпитера родила Меркурия" ("Русский энциклопедический словарь" И. Н. Березина, т. II, отд. III, стр. 617).

Стр. 192....в этом месяце строжайше запрещалось вступать в брак. -- И. Снегирев указывает: "...май, признаваемый бедственным для супружеств, дал повод к пословице: Mense majo malae nubunt, т. е. в месяце мае выходят замуж злонравные, распутные" (И. Снегирев. Русские простонародные праздники и суеверные обряды, вып. III, 1838, стр. 83). Здесь же напоминается и русская пословица: "Кто в мае женится, тот будет век маяться".

 

ОБ ИЮНЕ II ИЮЛЕ

 

Впервые -- "Осколки", 1885, "N" 30, 27 июля (ценз. разр. 26 июля), стр. 5-6. Подпись: Человек без селезенки.

Печатается по журнальному тексту.

 

Сведения для заметки были присланы Чехову братом Михаилом Павловичем в письме без даты (ГБЛ). Взяты они были частично из "Крестного календаря" А. А. Гатцука. М. П. Чехов выписал (по своему выбору) важнейшие общественные и исторические события, происшедшие в этих месяцах. По-видимому, Чехов сам не видел календаря, так как художественно обработал и поместил в заметке лить те сведения, которые содержались в письме брата.

 

Стр. 192....в вихре Цукк и Монбазонш... -- Цукки и Монбазон -- итальянская балерина и французская опереточная актриса, гастролировавшие в 1885 г. в Москве.

Стр. 193....события: издан указ, воспрещавший продавать на базарах живых людей, и основано училище правоведения... -- В письме М. П. Чехова указано: "10) Осн<ование> училища правоведения. 1835. 14) Запрещение продавать на базаре людей. 1808" (ГБЛ).

В этом же месяце, по свидетельству Иловайского, в Париже происходили кровавые события (вероятно, дизентерия). -- В письме М. П. Чехова: "Июньские дни, кровавые события в Париже 23-26 июня (н. ст.) 1848 г. Причиною их было существовавшее преимущественно в низшем классе народа недовольство временным правительством, перешедшее в открытое волнение..." Иловайский -- см. выше примечание к стр. 189.

Июль же, по протекции Марка Антония, получил свое название от Юлия Цезаря... -- В письме М. П. Чехова: "Настоящее название получил от Марка Антония в честь Юлия Цезаря" (ГБЛ). "Июль -- у древних римлян назывался Mensis Quintilis (5-й месяц, потому что год считался с марта) и был посвящен Юпитеру, при Марке Антонии в честь Юлия Цезаря назван июлем (Julius); у русских встарь -- липец" (И. Н. Березин. Русский энциклопедический словарь, т. II, отд. II, стр. 566). Марк Антоний (83-31 до н. э.) -- народный трибун в Риме.

...от Юлия Цезаря, милого малого, перешедшего Рубикон и написавшего "De hello gallico" -- Гай Юлий Цезарь (100-44 до н. э.) -- римский государственный деятель и писатель, завоеватель Галлии, написавший сочинение о своем походе -- "De bello gallico" ("Галльская война"), в 7 книгах. Рубикон -- река, впадающая в Адриатическое море; отделяла в древности Галлию от собственно Италии.

...Юпитер? ухаживания за коровой Ио. -- Зевс (Юпитер; миф.) -- верховный бог Греции, громовержец. Ио -- по греческой мифологии дочь речного бога Инаха; была жрицей жены Зевса Геры. Зев полюбил Ио. Желая избавить ее от преследований суровой Геры, Зевс обратил Ио в корову. Гера выпросила у Зевса белоснежную корову себе в дар и заставила стоглазого Аргоса стеречь ее ("Мифы классической древности" Г. В. Штоля. М., 1865, стр. 20-21).

Смерть своим неумолимым красным карандашом зачеркнула в июле шестерых русских поэтов и одного Памву Берынду. -- В письме М. П. Чехова указывалось: "Умершие писатели: 7) Батюшков, 8) Державин, 17) Татищев, 18) Лермонтов, 26) Мерзляков, 31) Новиков" (ГБЛ). Памва Берында (ум. в 1632 г.) -- украинский лексикограф.

...князь Мещерский пишет записки, читаемые на провинциальных сценах Андреевым-Бурлаком. -- Мещерский В. П. (1839-1914) -- князь, публицист, беллетрист, издатель реакционной газеты "Гражданин". Андреев-Бурлак В. II. (1843-1888) -- русский актер, читавший со сцены произведения классиков русской литературы (Достоевского, Гоголя). Возможно, это был намек на чтение Андреевым-Бурлаком "Записок сумасшедшего" Гоголя, о котором Чехов упоминал и в "Осколках московской жизни" в марте 1884 г. ("Осколки", N 13),

 

ОБ АВГУСТЕ

 

Впервые -- "Осколки", 1885, N 34, 24 августа (ценз. разр. 23 августа), стр. 4-5. Подпись: Человек без селезенки.

Печатается но журнальному тексту.

 

Стр. 193. Тот ненастный вечер? был именно в августе. -- Перефразировка начальных строк стихотворения Пушкина "Романс".

Стр. 193-194. У римлян август был шестым в году? в честь римского императора Августа... -- Сведения выписаны из "Русского энциклопедического словаря" И. Н. Березина, т. I, отд. I, стр. 50.

Стр. 194....романс "Ax, мейн либер Августин". -- "О, du lieber Augustin" -- первая строка немецкой народной песни "Alles ist hin".

Цукки -- см. выше примечание к стр. 192.

 

НЕ ТЛЕТВОРНЫЕ МЫСЛИ

 

Впервые -- "Осколки", 1885, N 11, 16 марта (ценз. разр. 15 марта), стр. 6. Подпись: Человек без селезенки.

Печатается по журнальному тексту.

 

ОБА ЛУЧШЕ

 

Впервые -- "Осколки", 1885, N 13, 30 марта (ценз. разр. 29 марта), стр. 4, с подзаголовком: Рассказ. Подпись: А. Чехонто.

Включено без подзаголовка в первое издание "Пестрых рассказов".

Печатается по тексту сборника "Пестрые рассказы", СПб., 1886, стр. 77-82.

 

Рассказ был написан Чеховым в первой половине марта 1885 г. 15/16 марта этого года Лейкин писал: "Рассказ Ваш "Оба лучше" набран, пропущен цензурой и будет помещен после Пасхи. Ни перед Пасхой, ни на Пасхе его, по своему содержанию, помещать неловко, выйдет некстати, а там, после "Красной горки", когда люди взапуски жениться начнут, он у нас и будет рассказом a propos" (ГБЛ).

Сразу же после выхода в свет "Пестрых рассказов" критика выделила рассказ как один из лучших в сборнике (см. примечания к рассказу "У предводительши" в наст, томе, стр. 574).

 

Стр. 197....старец Серафим в Саровской пустыни медведя кормит... -- Серафим (1760-1833), монах Саровской пустыни. На широко распространенных в то время народных картинках Серафим обычно изображался с медведем.

 

ТОСТ ПРОЗАИКОВ

 

Впервые -- "Будильник", 1885, N 12 (ценз. разр. 20 марта), стр. 143.

Печатается по журнальному тексту.

 

Двенадцатый номер "Будильника" был посвящен празднованию двадцатилетия журнала (1865-1885), и помещенный в нем разнообразный материал оформлен в виде описания юбилейного вечера. Написано все было, по-видимому, сотрудниками журнала совместно и, возможно, с участием Чехова. В описании юбилея много раз упоминается его имя.

После стихотворения "В день юбилея" (подпись -- "Будильник") и "Curriculum vitae, или Краткое жизнеописание "Будильника"" (подпись -- "Нике" и "Моск. фланер" -- псевдонимы Н. П. Кичеева и А. Д. Курепина) следует "Восторженное приглашение (разосланное по России и даже в "заграницу" в нескольких миллионах экземпляров)", которое начинается словами:

"М. м. г. г.

Во все двадцать лет своего существования "Будильник", не переставая, приглашал заблудшего человека стать на стезю истины, сегодня же он приглашает... обедать". На обед приглашаются все сотрудники журнала, подписчики журнала "в течение 20 лет", "жены, доставившие от мужей свидетельства в том, что они, будучи добродетельны, увлекались платонически только сотрудниками журнала и тем выказали любовь свою к сатирической литературе", все типографы, цинкографы, граверы и "вообще лица, принесшие какую-либо услугу "Будильнику", а стало быть, и отечеству".

Далее следует " Объяснение (почему, что и как)": "В общем редакционном собрании "Будильника" было решено большинством 660 против 6 голосов избрать для празднования двадцатилетнего юбилея нашего многоуважаемого журнала помещение клуба Непредусмотрительных людей, где, как известно, числятся членами все российские граждане, писавшие когда-либо и что-либо, кроме векселей, латинских переводов, журналов входящих и исходящих, лавочных счетов и т. д. Программа празднества вызвала бурю споров. Все единодушно стояли на одном: прежде всего -- обед; но за этим пунктом начиналось самое пагубное разногласие. Антоша Чехонте нашел блистательный выход из затруднительного положения редакции, формулировав программу следующими краткими, но выразительными словами: "Обед, а там -- что кому бог на душу положит"".

"Меню" обеда было составлено "по всестороннем обсуждении всех обстоятельств внутренней (карманной) и внешней (вообще) политики". Оно состояло, например, из "Супа Виндзор из телячьих ножек а la восточная политика Гладстона", "Майонеза из газетной дичи". Там же было "Шато ла Роз а la мечты редакции", "Понте-Кане а la собачья жизнь газетчика" и т. д.

Далее шло " Юбилейное предобедие ", где подробно описывались парадная лестница, зал, украшенный флагами и щитами с девизами "Будильника", например: "Полезнее медною кастрюлей, нежели медным лбом обладать" или "Веселость духа -- прежде всего". "Вдоль стен были расставлены бюсты из бисквит-фарфора всех знаменитых участников "Будильника"...", а у входа красовались две огромные статуи: "Сатиры" -- "исходной точки всех стремлений" журнала -- л Мефистофеля, его гения-покровителя. "У подножия статуи редакция, в лице г-жи издательницы, встречала своих званых и незваных гостей. Последние, начиная с шести часов, являлись толпами..."; "...один за другим, как звезды в вечерние сумерки, стали показываться и прочие сеятели: А. Чехонте, Созонт, Агафопод Единицын, Нике, Фланер, Эмиль Пуп, Лев Медведев и художники Чичагов, Лилин, Чехов, Федоров... За каждым из них ломила в залу толпа почитателей и поклонниц..."

Все следующие листы "Будильника" посвящены описанию "Обеда".

"С общего согласия садившихся за стол решено было краткий период между блаженным настроением, полученным у столика с закуской, и зелеными чертями посвятить тостам. Тосты мог произносить каждый желающий: мужчины, дамы и даже бумажные фабриканты, но с условием, чтобы каждый тост удовлетворял следующим требованиям: экспромтность, скоропалительность, цветистость и убедительность. Профессора, читающие в последнее время лекции, в видах сохранения времени и бодрого духа, от тостов были освобождены".

Когда официанты разнесли шампанское, тост за подписчиков и читателей произнес Евгений Роган. Тост прерывался репликами слушателей. "Гром рукоплескании... Потом Антоша Чехонте встает, чтобы произнести "Тост прозаиков"". После тоста "снова гром рукоплесканий..."

Дальнейшее описание обеда см. в примечаниях к "Женскому тосту".

 

ЖЕНСКИЙ ТОСТ

 

Впервые -- "Будильник", 1885, N 12 (ценз. разр. 20 марта), стр. 143.

Печатается по журнальному тексту.

 

После чеховского "Тоста прозаиков" (описание начала юбилейного обеда см. в примечаниях к "Тосту прозаиков") следуют речи Московского фланера, Гиляя. художника Лобзика, предложившего выпить за здоровье всех художников, начиная от Рафаэля до художников "Будильника". "Волнам красноречия Лобзика явилась плотина в лице официантов, поднесших на громадном подносе целый Монблан телеграфных конвертов. Началось чтение и составление ответов на некоторые из телеграмм".

Приводятся телеграммы из Петербурга, Москвы и провинции, а также от сотрудников журнала.

Зачитываются "Невероятные телеграммы" от Собакевича, графа Нулина, Ноздрева и др., после чего Маркиз де Эль произносит тост за провинцию и ее обитателей. "И все полученные телеграммы и тост маркиза вызвали в душах присутствующих массу самых разнородных чувств -- восторга, умиления, гордости, сладкого блаженства и неудержимой веселости. Лилин плакал, и из его слез немедленно вырастали розги для провинциальных безобразников; Московский фланер, вообще склонный к политике, сделал себе папиросу из телеграммы Гладстона и бормотал что-то о наслаждении купаться в священных волнах Гангеса; Антоша Чехонте, известный западник, отвечал на это по-французски: "Вуй, вуй", а Евгений Роган хохотал так стремительно, что лакей прибежал осведомиться об участи стеклянной посуды..."

"...Встал всемирный "вездесущий" корреспондент "Будильника". -- Господа! -- сказал он,- мой титул обязывает меня позаботиться о Европе... Я объездил все десять частей света (Голоса: ого! уже двоится в глазах!)... Мне ли молчать о Западе, о всей заграничной вселенной?..

-- Вуй! -- крикнул западник Чехонте с таким чистым парижским акцентом, что с двумя сотрудницами сделалось дурно. Их привели в чувство, показавши им юбилейную премию "Будильника" в роскошном малиновом переплете с золотом.

-- Итак, господа, -- кротко продолжал вездесущий корреспондент, -- я поднимаю бокал за Европу и весь заграничный земной шар! Чужие примеры всегда поучительны, и в этом смысле заграница для нас неистощимый кладезь поучения. Констатируя сучки в чужом глазу, стоит только не забывать о бревне в своем, и результаты будут самые превосходные..."

Когда тост был окончен, "воцарилось некоторое молчание; слышно было только, как ветер дует в карманах сотрудников. Наконец встал Антоша Чехонте и заговорил..." Далее следует "Женский тост", после чего снова тосты, рассказы, речи, анекдоты. Юбилейный номер "Будильника" завершался "Правилами для начинающих авторов" Чехова (см. примечания к ним).

 

Стр. 203...."Вальпургиеву ночь" или "Последний день Помпеи". -- Классические сюжеты академической живописи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: