МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ТАРАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТА ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КАТАЛОГ ЭЛЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
Для студентов специальности 5В010500-ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Приема 2015 года
Тараз, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
Эллективные дисциплины 1 курса.............................................................................................
Эллективные дисциплины 2 курса.............................................................................................
Эллективные дисциплины 3 курса.............................................................................................
Эллективные дисциплины 4 курса.............................................................................................
Каталог эллективных дисциплин
(для студентов приема 2015 г.)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 5В010500 - ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Академическая степень – бакалавр образования
по специальности 5В010500 - ДЕФЕКТОЛОГИЯ
КУРС
1-семестр 21-кредит | ||||||||
Цикл | Код | Название дисциплины | Кр | Цикл | Код | Название дисциплины | Кр | |
Обязательный компонент - 15 кредитов | Компонент по выбору - 6 кредитов | |||||||
Общеобразовательные дисциплины | IYa 1103 | Иностранный язык | Базовые дисциплины | AFPOSZR ON 1210 | Анатомия, физиология, патология органов слуха, зрения, речи Основы невропатологии | |||
K(R)Yа1104 | Казахский /рус/ язык | |||||||
Inf 1105 | Информатика | |||||||
OBZh1111 | Основы безопасности жизнедеятельности | |||||||
KORDOV 1211 Psipat 1211 | Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями Психопатология | |||||||
Базовые дисциплины | VPP 1201 | Введение в педагогическую профессию | ||||||
PRCh 1204 | Психология и развитие человека | |||||||
2-семестр - 18 кредит | ||||||||
Обязательный компонент -13 кр. | Компонент по выбору 5-кр. | |||||||
Общеобразовательные дисциплины | IK1101 | История Казахстана | Базовые дисциплины | OGP 1212 KL 1212 Rv 1212 | Основы гендерной политики Культурология Религиоведение | |||
IYa 1103 | Иностранный язык | |||||||
K(R)Yа1104 | Казахский /рус/ язык | |||||||
Soc 1107 | Социология | NPOSO 1221 PNI 1221 | Нормативно-правовое обеспечение системы специального образования Планирование научных исследований | |||||
EUR 1106 | Экология и устойчивое развитие |
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения. Есту, сөйлеу және көру мүшелерінің анатомиясы, физиологиясы және патологиясы. Anatomy, physiology and pathology organ rumour, speech and visions.
Пререквизиты: школьная программа курса «Биология».
Постреквизиты: «Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями», «Невропатология», «Психопатология», «Основы логопедии».
Компетенции: Владеет теоретическими основами и технологиями выявления и определения отклонений в развитии, контроля и оценки особенностей физического и нервно-психического развития детей с ограниченными возможностями.
Краткое содержание курса: Строение и функция органов слуха, зрения, речи. Изучение различных патологий органов слуха, зрения, речи. Основные методы исследования органов зрения, слуха и речи и их функций. Современные методы реабилитации лиц с нарушениями функций этих органов и их профилактика.
Целью курса является подготовка квалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики, использующих в своей профессиональной деятельности и научной работе знания по анатомии, физиологии и патологии функций анализаторов, а также владеющих практическими приемами при обучении и воспитании детей с патологией органов слуха, речи и зрения.
Задачами курса являются: познакомить студентов с анатомией и физиологией органов слуха, речи и зрения;
познакомить студентов с причинами, приводящими к нарушению функций анализаторов, клиническими проявлениями патологии и их исходами; познакомить студентов с методами диагностики, профилактики заболеваний и реабилитации таких больных; познакомить студентов с основными практическими приемами при обучении и воспитании детей с патологией органов слуха, речи и зрения.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
1. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология, патология органов слуха и речи. М.Владос. – 2001.
2. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. 3 изд. - М., 2007г.
Дополнительная литература.
1. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 2011г.
2. Ковалевский Е.И. Глазные болезни. - М., 2006г.
3. Исхаки Ю. Б. Кальштейн Л.И. Детская оториноларингология. - Душанбе. 2005г.
4. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. - М., 2010г.
5. Овчинников Ю.М. Болезни уха, горла, носа. - М., 2008г.
6. Шеврыгин Б.В. Справочник по детской оториноларингологии. - Алма-Ата. 1989г.
7. Дмитриев Л.Б., Телеляева Л.М., Таптапова С.Л. Фониатрия и фонопедия. -М., Медицина. 1990г.
8. Козлов М.Я., Левин А.Л. Детская сурдоаудиология. - Ленинград. Медицина. – 1989г.
9. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М.Медицина. – 2010г.
10. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей (перевод с английского). - М. Медицина. – 1990г.
Язык обучения: казахский, русский
Ответственный за курс: Пак А.И., Аликулова С.А.
Основы невропатологии. Невропатология негіздері. Bases nevropatologi.
Пререквизиты: школьная программа курса «Биология».
Постреквизиты: «Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями», «Психопатология», «Основы логопедии».
Компетенции: Владеет теоретическими основами и технологиями выявления и определения отклонений в развитии, контроля и оценки особенностей физического и нервно-психического развития детей с ограниченными возможностями; способен использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов; владеет теоретическими основами и технологиями моделирования и прогнозирования медико-психолого-социально-педагогической работы на основе понимания принципов формирования государственной социальной политики.
Краткое содержание курса: Краткая история физиологии ЦНС. Общий план строения нервной системы и ее физиологическое значение. Понятия о возбудимых тканях. Торможение в ЦНС. Физиология спинного мозга, головного мозга. Кора больших полушарий. Вегетативная нервная система. общие вопросы физиологии сенсорных систем. Патологические процессы в центральной и перифирической нервной системе, механизм возникновения дефектов с анатомических и функциональных позиций, принципы их компенсации. Болезни неврной системы. основные неврологические синдромы. синдромы двигательных нарушений. синдромы чувствительных нарушений. физиология нервной системы. организация лечебно-профилактической помощи детям с отклонениями в нервной системе.
Целью курса является формирование у студента правильного представления о структуре дефекта с анатомических и функциональных позиций.
Задачи: Научить будущих специалистов дефектологов разбираться в структуре дефекта, учитывая не только локализацию поражения тех или иных мозговых структур, но и многообразие и степень выраженности патологических проявлений.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература.
1. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., 2000г.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. – М., 2001г.
3. Морозов Г.В., Ромасенко В.А. Нервные и психические болезни. – М., 1996г.
Дополнительная литература.
1. Ляпидевский С.С. Невропатология. – М., 2000г.
2. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. – М., 1991.
3. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. – М., 1992г.
4. Трошин В.Д. и др. Основы неврологии. – 3т., Н.Новгород, 1998г.
5. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. – М., 1995г.
6. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. – Л., Наука, 1998г.
7. Боголепов Н.К. Клинические лекции по невропатологии. – М., Медицина, 1971г.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., АПН РСФСР, 1960г.
Язык обучения: казахский, русский
Ответственный за курс: Пак А.И., Жунисова Ж.К.
Клинические особенности развития детей с ограниченными возможностями. Мүмкіндігі шектеулі балалардың дамуындағы клиникалық ерекшеліктері. Clinical features of development of children with limit possibilities.
Пререквизиты: школьная программа курса «Биология».
Постреквизиты: «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Основы логопедии».
Компетенции: знаком с теоретическими вопросами клиники интеллектуальных нарушений, с основными закономерностями психофизического развития ребенка, с вопросами коррекционной поддержки детей с нарушениями интеллекта; клинические проявления различных форм интеллектуальной недостаточности у детей; заболевания олигофрения, ДЦП, болезнь Дауна, ЗПР. Умеет отграничивать сходные по проявлениям различные формы интеллектуальной недостаточности при диагностике и обследовании детей с нарушениями интеллекта.
Краткое содержание курса: Изучение современной трактовки учения об умственной отсталости, этиопатогенетических закономерностей и классификации интеллектуальных нарушений; клинико-психологической структуры интеллектуального дефекта при различных формах интеллектуальной недостаточности; клиники, динамики и дифференциальной диагностики различных форм интеллектуальной недостаточности, в том числе пограничных форм интеллектуальной недостаточности; особенностей речевых нарушений, соматических и психоневрологических расстройств поведения и эмоционально-волевой сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью позволит получить полную картину об особенностях развития детей с нарушениями интеллекта.
Цель: формирование теоретических знаний о закономерностях и особенностях психического и физического развития детей с различными формами интеллектуальной недостаточностью, в том числе с пограничной интеллектуальной недостаточностью.
Задачи: Изучение современной трактовки учения об умственной отсталости, этиопатогенетических закономерностей и классификации интеллектуальных нарушений; клинико-психологической структуры интеллектуального дефекта при различных формах интеллектуальной недостаточности; клиники, динамики и дифференциальной диагностики различных форм интеллектуальной недостаточности.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература.
1. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 2005г.
2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Детская психиатрия. – М., 2005г.
3. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003г.
4. Под ред. Морозова Г.В. Руководство по психиатрии. В 2-х томах. – М., 2008г.
Дополнительная литература.
5. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М., 1988г.
6. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – С.Петербург, 2001г.
7. Исаева И.И. О наследственности. Хромосомы и хромосомные болезни человека. – М., 1969 г.
8. Каган В.Е. Аутизм у детей. – Л., 1981г.
9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М., 1982г. 10. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР. – М., 2000г.
Язык обучения: казахский, русский
Ответственные за курс: Аликулова С.А., Боранбаева С.Т.