Индивидуальный образовательный маршрут ребенка-дошкольника является одним из вариантов, способствующих реализации индивидуально–дифференцированного обучения детей с особенностями развития.
По отношению к детям с особенностями развития широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, специфика которых обусловлена характером развития, социально- психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка. Он содержит совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка.
|
|
Индивидуальные образовательные программы могут иметь различный вид и форму и относиться к отдельным направлениям или комплексному обучению и воспитанию ребенка. Структура индивидуальной образовательной программы зависит от возраста ребенка, для которого она разрабатывается, а также от целевой установки программы и решаемых задач.
При проектировании как структуры, так и содержания индивидуальных программ для детей различных возрастных групп, учитываются особенности каждого возрастного периода и выделяются соответствующие задачи и основные направления педагогической работы в рамках индивидуальной программы.
При проектировании структуры индивидуальной программы для ребенка раннего и дошкольного возраста и в ее содержательном наполнении основной упор делается на формировании ведущего вида деятельности и достижении задач развития ребенка на каждом возрастном этапе. Структура и содержание индивидуальной программы для ребенка дошкольного возраста преимущественно строятся исходя из основных разделов программ дошкольного обучения и воспитания.
В основе проектирования индивидуальной образовательной программы стоит организация оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения с целью развития его потенциальных возможностей и формирования навыков жизненной компетентности, так как индивидуальная программа отражает не столько индивидуальное содержание образования, сколько особые средства овладения необходимым программным содержанием, обеспечивающим продвижение ребенка в развитии.
|
|
Образовательные учреждения города Перми обладают различным опытом реализации моделей индивидуального образовательного маршрута. Например, МДОУ «Детский сад №20» реализует модель индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка. МДОУ «Детский сад №233» предлагает клиентоориентированную среду как базовое условие индивидуализации образовательной услуги для детей дошкольного возраста. МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 137» реализует индивидуальный образовательный маршрут как условие реализации интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.