На какие философские дисциплины подразделяется система современного философского знания? Каковы основания такой классификации философского знания?

Во многих современных учебниках по философии структура фило­софского знания обычно подразделяется на четыре главных философских дисциплины:

1) онтологию - учение о бытии;

2) гносеологию - учение о познании;

3) антропологию - учение о человеке, его назначении, деятельности и т.д.;

4) социальную философию - учение об обществе, философия истории и др.

дополнительные философские дисциплины, к которым авторы учебников по философии относят иногда произвольно очерченный круг разнообразных учебных предметов: этику - философию морали, эстетику - философию искусства, философию языка, политики, права и т.д. Взаи­мосвязь между четырьмя основными и дополнительными философскими дисциплинами (если такая субординация проводится) рассматривается таким образом, что главные философские дисциплины формируют центр философского знания, который определяет основные векторы развития его периферии, включающей дополнительные философские дисциплины. В свою очередь главные философские дисциплины считаются достаточно автономными и независимыми друг от друга.

На наш взгляд, данная классификация философского знания, с одной стороны, фиксирует реальный исторический процесс развития и диффе­ренциации философского знания, но, с другой - является некритической попыткой соединения в одно целое принципов основных направлений философской мысли XX века: онтолого-натуралистического, феноменолого-экзистенциального, гносеолого-методологическогоя социально-критического. В результате такого соединения формируются достаточно эклектичные фило­софские концепции, принципиально не способные решить те грандиозные проблемы, которые стоят перед современным человечеством и философией как самосознанием современной эпохи.

Какую роль в формировании метафизики сыграл Аристотель? Почему вплоть до конца XVIII в. понятие метафизики и философии практически отождествлялись?

Аристотель, подводя итог развитию всей предшествующей ему философ­ской мысли, разделил знание о бытии на две части: одна должна заниматься изучением отдельных фрагментов бытия, а другая, которую он сам назвал первой философией, а его ученики - метафизикой - анализом первооснов бытия в целом.

Тем самым в истории науки Аристотель занял почетное место основопо­ложника до сих пор существующих и активно развивающихся наук: физики, психологии, политики и т.д., а в истории философии остался как создатель первой целостной и всеобъемлющей метафизической системы. Колоссаль­ный авторитет Аристотеля, с одной стороны, и особые условия развития науки и духовной жизни в целом традиционно-аграрного общества (о которых мы скажем ниже) — с другой, привели к тому, что вплоть до знаменитого «ко-перниканского переворота» в философии И. Канта понятия «метафизика» и «философия» практически отождествлялись. Главной задачей философии, в отличие от частных наук (физики, психологии, политики и т.д.), являлось создание концепции о вечных, абсолютных и неизменных основах бытия. В этом случае и концепция познания, и концепция человека, и концепция общества и государства были всего лишь следствиями общеметафизических учений о бытии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: