В чем заключаются отличия мифо-религиозного познавательного отношения к миру от теоретического?

Естественная жизнь характеризует­ся как наивная именно благодаря своей вжитости в мир - в мир, кото­рый всегда определенным образом осознан как наличествующий уни­версальный горизонт, но не тематизирован. Тематизировано то, к чему человек обращен, на что он направлен. С одной стороны, интересы новой установки могут служить естественным жизненным интересам практики; тогда новая установка сама оказывается практической. Наряду с практической установкой существует еще одна возмож­ность изменения естественной установки: теоретическая установка; в ней в ходе естественного развития вырастает философская теория, ста­новящаяся целью или полем интереса. Теоретическая установка цели­ком и полностью непрактична.

Мифо-религиозная установка заключается в том, что мир тематизи-руется как целостность, практически; под миром понимается здесь пред­ставляемый мир. К мифо-религиозной установке заранее относятся не только люди и животные и прочие дочеловеческие и доживотные суще­ства, но и сверхчеловеческие. <...> Однако, поскольку весь мир считает­ся управляемым мифическими силами, и от способа их действия зави­сит, прямо или опосредованно, судьба человека, универсально-мифи­ческое видение мира оказывается побужденным практикой, а затем и само практически заинтересованным. К этой установке понуждаются представители жречества, сохраняющего единство религиозно-мифичес­ких интересов и их традиции. <...> При этом не упускается из виду и остальной, управляемый мифическими силами мир, и все относящиеся к нему человеческие и дочеловеческие существа, как они управляют со­бытиями этого мира, как включают сами себя в единый порядок высшей власти, как сами, в единичных функциях, творчески, деятельно ловят предназначенную ими самим себе судьбу. Все это спекулятивное знание ставит себе целью служение человеку в его человеческих целях, чтобы возможно счастливее построил он свою мирскую жизнь, чтобы мог обо­рониться от болезни, судьбы, нужды и смерти. Понятно, что в этом по­знании мира могут выступать представления о фактическом мире, ка­ким он выглядит для опытного знания, и эти представления могут в Дальнейшем быть использованы наукой.

От универсальной, мифо-практической установки резко отличается в любом указанном смысле непрактическая «теоретическая» установ­ку из которой Платон и Аристотель выводили начало философии.

Конечно, рождение теоретической установки, как и все историчес­ки ставшее, имеет свою фактическую мотивировку в конкретной связи исторических событий. <...> Возникающий теоретический интерес — модификация любопытства, изначальное место которого в естествен­ной жизни и которое объяснимо как проявление изначально вырабо­танного интереса к жизни или как развлечение зрелищем, когда все пря­мые жизненные потребности удовлетворены.

Философия, распространяющаяся в форме исследования и об­разования, оказывает двоякого рода духовное воздействие. С одной сто­роны, самое важное в теоретической установке философского челове­ка - это подлинная универсальность критической позиции, решимость не принимать без вопросов ни одного готового мнения, ни одной тради­ции, чтобы одновременно вопрошать всю традиционно заданную все­ленную об истине самой по себе. Но это не только новая познавательная позиция. Благодаря требованию подчинить всю эмпирию идеальным нормам, нормам безусловной истины, происходят далеко идущие пере­мены в практике человеческого существования, следовательно, во всей культурной жизни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: