В современной компаративистике проблема синтеза восточной и западной философской традиции рассматривается со следующей позиции. Восточная и Западная философия совершенно различны. Дуалистичность и натуралистичность одной традиции, недуалистичность и спиритуалистичность другой определяют и соответствующую трактовку статуса человека. На Западе, считают компаративисты, человек — «центр природы, вокруг которого должно вращаться все и перед которым должны склоняться прочие творения»; всемерно акцентируется ценность и уникальность индивида. В восточной философии отдельный человек «в конечном счете скорее иллюзия, чем реальность»; в индуизме и буддизме, в частности, личность отрицается, признается лишь безличная «самость».
3. Как в современной компаративистике критикуется стандартное противопоставление западной и восточной философии?
Компаративисты, сравнивающие фундаментальные основы западной и восточной культуры и философии ведут это сравнение не по эпохам развития философской мысли Востока и Запада. В большинстве таких компаративистских исследований сравниваются идейно-теоретические основания современной западной философии, к которым она пришла в результате особенностей развития Европы ХУ-Х1Х вв., с идейно-теоретическими основаниями древней восточной философии, возникшей, как и философия на Западе, в VII—V вв. до н.э.
Некорректность таких широких обобщений очевидна. Если взглянуть непредвзято на исторические корни двух философских традиций - восточной и западной, то можно обнаружить единство начала философского мышления на Западе и Востоке.