Проект «Театра массового музыкального действа» в Харькове. 1930

Братья Веснины. Основные работы

Студентка группы 2-АД-42 Кудашева Л.Р.

 

Руководитель:

профессор каф. ИДПС, к. а. Фешина Л. К.

Санкт – Петербург - 2015

 

 

Содержание

 

Биография................................................................................................................………......... 3

Универмаг Мосторга на Красной Пресне......................................................………………...... 5

Дворец культуры Пролетарского района Москвы.................................…….............……...... 6

Конкурсные проекты ………….............................….…………………………………………………..………......... 9

Проект «Театра массового музыкального действа» в Харькове........................................ 9

Конкурсный проект здания Дворца Труда в Москве................………...........................…........ 11

Источники.............................................................................................................................. 13

 

Братья Веснины

 

 

Творческий коллектив братьев ВесниныхЛеонид Александрович (1880—1933), Виктор Александрович (1882—1950) и Александр Александрович (1883—1959) — сыграл большую роль в становлении советской архитектуры.

Родиной братьев Весниных был небольшой городок Юрьевец, расположенный на реке Волге. В небольшой усадьбе, принадлежавшей матери будущих архитекторов, на берегу Волги на окраине Юрьевца прошли первые годы их жизни. С раннего возраста родители прививали интерес сыновей к изобразительному искусству, который, по воспоминаниям В. А. Веснина, перерос позднее в увлечение архитектурой:

 

"Любовь к рисованию и живописи проснулась в нас уже в раннем детстве. Приблизительно с десятилетнего возраста мы стали писать этюды с натуры и, будучи очень дружны между собой, проводили прекрасные часы совместной работы на Волге. Уже с первых художественных опытов мы почувствовали большое влечение к архитектуре"

В первые годы Советской власти братья чаще выступали раздельно. Причем их творческая судьба в этот период сложилась так, что они работали в тех областях архитектуры, на стыке которых и зарождались в 20-е годы новые творческие принципы советской архитектуры: массовое жилье (Л. Веснин), промышленные сооружения (В. Веснин), художественные поиски (А. Веснин).

Творческий коллектив Весниных окончательно сложился к 1923 году, и в течение десяти лет братья были признанными лидерами нового направления в советской архитектуре.

Произведения Весниных 1923—1932 годов характерны для конструктивизма, сторонники которого в вопросах формообразования отдавали предпочтение выявлению функционально-конструктивной основы здания. При этом для работ 1923—1925 годов было характерно подчеркивание конструктивной целесообразности новой архитектурной формы.

Во второй половине 20-х годов конструктивисты больше внимания начинают уделять обоснованию функциональной целесообразности новой архитектурной формы (характерны в этом отношении мысли, высказанные А. Весниным на заседании в РАХН в 1929 г.). Был разработан и получил распространение так называемый функциональный метод — учет требований функционального процесса (взаиморасположение отдельных помещений, график движения и т. д.), разработка рациональной планировки и оборудования здания. Функциональный метод представлял собой развернутую творческую программу конструктивизма. Он требовал от архитектора участвовать в выработке новых типов зданий, бороться с эклектикой, внедрять в архитектуру новейшие научно-технические достижения, выявлять эстетические возможности новой архитектуры, бороться за индустриализацию строительства, типизацию, заводское изготовление элементов и превращение строительства в монтаж строительных деталей и т. д.

Причем важно отметить, что в функциональном подходе к проблемам формообразования конструктивисты подчеркивали значение социальной функции сооружения. Широко использовалась павильонная композиция — деление сооружения на отдельные, различные по назначению корпуса, соединенные между собой в соответствии с требованиями общего функционального процесса переходами и коридорами. Характерны в этом отношении произведения Весниных: конкурсный проект Библиотеки им. В. И. Ленина (1928—1929), Дом Общества политкаторжан (1930), проекты домов-коммун для Сталинграда и Кузнецка (1929 — 1930), рабочие клубы в Баку (1928—1932), Дворец культуры Пролетарского района в Москве (1931 —1937). В этот же период созданы: универмаг на Красной Пресне (1927), Днепровская гидроэлектростанция (1929—1930), конкурс-тис проекты—театр в Харькове (1930), Дворец Советов (1931 — 1932) и др.

В 1920-х годах по проектам братьев Весниных было построено несколько малоэтажных жилых домов в московском посёлке «Сокол».

В 1930 году был объявлен конкурс на строительство Театра массового музыкального действа в Харькове (в то время столице Украины). Всего участвовало 144 работы. Согласно условиям конкурса, театр должен был вмещать не меньше четырех тысяч человек; наряду со спектаклями там предполагалось проводить массовые мероприятия. Первый приз конкурса получил проект братьев Весниных, который решал все поставленные задачи. Центральной частью композиции они сделали большой овальный зал вместимостью от 4 до 6 тыс. зрителей. Зрительные места располагались амфитеатром. Однако вскоре столица Украины была перенесена в Киев и проект Весниных не был реализован.

В начале 30-х годов в советской архитектуре происходил процесс творческой перестройки с ориентацией на использование традиций прошлого. В изменившихся творческих условиях Веснины не могли работать с полной отдачей своего таланта. Но и среди проектов, созданных братьями Весниными после 1932 года, есть весьма значительные работы; среди них — конкурсные проекты для Москвы: театр им. Вл. И. Немировича-Данченко (1933), Наркомтяжпром (1934), второй дом Совнаркома в Зарядье (1940).

В 1933 году умер Л. А. Веснин, и в последующем продолжали совместно работать А. А. и В. А. Веснины.

Творческие дискуссии 1933—1934 годов проходили под знаком поисков новых путей развития советской архитектуры, причем в центре внимания оказалась проблема наследия. Обсуждение творческих проблем продолжалось и в последующие годы. В вопросе об отношении к наследию происходили наиболее острые столкновения между сторонниками различных творческих концепций. Лидеры конструктивизма (Л. Веснин, М. Гинзбург, В. Веснин) активно выступали на совещаниях и дискуссиях и на страницах печати, резко критикуя явно обозначившуюся тогда тенденцию использования форм прошлого. Они не отрицали необходимости изучения архитектурного наследия, но считали, что это надо делать не для того, чтобы использовать формы прошлого в современных сооружениях, а чтобы понять закономерности создания художественного образа.

В 1934 году лидеры конструктивизма выступили с совместной программной статьей «Проблемы современной архитектуры», в которой в развернутой форме изложили свои теоретические взгляды и отношение к происходившей тогда в советской архитектуре творческой перестройке.

"План—это база, основа каждого архитектурного проекта. Но мы привыкли не членить искусственно работу по проектированию, и совмещать одновременно процессы анализа и синтеза. Параллельно идет обдумывание и планового решения, и фасадного, аксонометрии и перспективы, т. е. происходит единый процесс создания архитектурного образа. Такой метод работы практиковался, однако, не всегда. Архитекторы старой школы (многие это делают и сейчас) механически членили свою работу. Сначала возникал план, затем разрезы, фасады, макет, аксонометрия и, наконец, перспектива, которая часто выявляла все недочеты архитектурного замысла. Меня наша практика убедила в том, что органически целостный синтетический метод проектирования — от первоначальных плановых наметок до ансамблевой перспективы — наиболее рационален, экономичен и художественно плодотворен."

* Статья в журнале «Архитектура СССР», 1934, № 7, стр. 3—4.

С 1933 года А. А. и В. А. Веснины возглавляли одну из созданных тогда проектных мастерских Моссовета.

Среди работ Весниных 1930-х — начала 1940-х годов заслуживает внимания также эскиз застройки Котельнической набережной в Москве (1934), проекты здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1935, 1936) и принятый, но не реализованный из-за войны проект Второго дома Совнаркома в Зарядье (1941).

Также братьями был спроектирован молодой город нефтяников в Башкирии — Октябрьский.

 

 

Универмаг Мосторга на Красной Пресне (1927 -1928)

Строительство крупных универмагов стало заметным явлением в архитектуре Москвы второй половины 1920-х гг. Универмаги рассматривались как одна из форм централизации коммунально-бытового обслуживания. Здания универмагов становятся предметом архитектурных конкурсов, их строительство нередко поручается выдающимся архитекторам. Краснопресненский универмаг стал первой конструктивистской московской постройкой братьев Весниных. Здание трапециевидной, кристаллической формы вписано в угловой участок, выходящий на площадь Краснопресненской заставы. Обращенный к площади, главный фасад представляет собой гигантский экран-витрину со сплошным остеклением, подчеркивающий боковыми гранями угловую форму участка. Огромная витрина, выходившая на площадь и рынок, должна была демонстрировать преимущества новой, советской торговли. Чтобы витринные стекла не запотевали, не покрывались льдом, братьями Весниными было применено оригинальное конструктивное решение - на крыше универмага было построено 5 вентиляционных шахт, через которые входил и постоянно циркулировал холодный воздух. Витрину обрамляет гладко оштукатуренная плоскость стены, весь верхний, четвертый этаж здания, предназначенный для служебных помещений, становится полем для гигантской двухстрочной надписи «Мосторг. Универсальный магазин».

 

 

 

 

Дворец культуры Пролетарского района Москвы (ныне автозавода им. Лихачева). (1931—1937)

Дворец начали строить в 1931 году, достроили в 1937 году. Осуществлена лишь часть проекта: Т-образная клубная часть с малым зрительным залом на 1200 мест. Не было реализовано отдельно стоящее здание большого зрительного зала. Отвечая принципам конструктивизма, сооружение отличается строго логичной объёмно-пространственной композицией: найдено удачное соотношение и обеспечена удобная взаимосвязь зрелищных и клубных помещений. Зрительный зал, выходящий на улицу боковых фасадом, соединён с анфиладой помещений для занятий в кружках. Анфилада упирается в зимний сад, в конце от неё, вдоль зимнего сада, отходят ещё две крыла; в конце правого разместился буфет (ныне на его месте библиотека), в конце левого — репетиционный зал. Непосредственно над зимним садом был размещён конференц-зал, а ещё выше — обсерватория, купол которой возвышается над плоской кровлей здания. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов. Стилистика конструктивизма сказалась ну только в функциональной целесообразности плана, но и в композиции фасадов: с внешней стороны зал охвачен полукольцом двухяруного фойе, криволинейные очертания которого доминируют во внешнем облике здания.

 

 

 

 

Конкурсные проекты

 

 

Проект «Театра массового музыкального действа» в Харькове. 1930.

К концу 20-х годов была уже в основном разработана программа нового типа зрелищного сооружения - театра массового действа. Сложные процессы в формировании общей сети культурно-массового обслуживания городского населения привели к тому, что в начале 30-х годов театр массового действа стал восприниматься как главное здание в системе культурно-массовых сооружений. Если в первые годы советской власти роль главного здания культурно-массового назначения "по совместительству" взяли на себя такие комплексные по функциональному назначению сооружения, как Дворцы труда, а в середине и второй половине 20-х годов специализированные рабочие клубы, то уже в конце 20-х годов все отчетливее стала осознаваться потребность в более универсальном типе культурно-массового сооружения. Это сказалось в интенсивной разработке такого здания, как районный Дворец культуры, в состав которого включали зал универсального назначения со структурой, формировавшейся под большим влиянием театра массового действа.

Объявленный после ростовского международный конкурс (1930-1931) на проект театра "массового музыкального действа" в Харькове привлек рекордное число участников и стал крупным событием в развитии новой архитектуры XX в. На конкурс было подано 145 проектов, в том числе около 100 проектов из двенадцати зарубежных стран (США, Франции, Германии, Италии, Швеции, Японии и др.). Программа предоставляла широкую инициативу проектировщикам: разрешалось отходить от существующих норм и т. д.; в то же время были четко определены требования к организации пространства зрительного зала на 4 тысячи человек и к трансформации сцены. Конкурс дал большое количество оригинальных идей и объемно-пространственных решений, став значительным этапом в разработке типа современного театрального здания и определив на много лет вперед пути поисков в этой области не только в нашей стране, но и за рубежом. Программа конкурса ставила цель "найти наилучшие архитектурные формы для проектируемого театра, отвечающего современным задачам массового музыкально-зрелищного действа и всем новейшим достижениям сценического искусства". Сцена и зрительный зал должны были пространственно составлять единое целое и кроме театральных представлений предназначались для организации народных празднеств, митингов, спортивных выступлений и соревнований, цирковых представлений, театрализованных выступлений агитбригад, пропуска демонстраций и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: