А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

и он рад был наполнить чрево свое рожкáми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

И, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

 

Помимо буквального понимания текста, имеются глубинные духовные смыслы, содержащиеся в каждом слове притчи (как и во всем тексте Писания), которые открываются при очень внимательном вдумчивом прочтении, по мере взросления, духовного возрастания (поэтому я буду во многом опираться на мысли умудренных духовным опытом людей).

 

«… у некоторого человека было два сына»

 

Несомненно, что некоторым человеком Бог называет Сам Себя. Помимо иносказательного смысла, Бог действительно стал человеком и является Отцом всех людей (вспомним «Отче Наш…»), он не властелин и деспот, а любящий и заботливый родитель, желающий своим детям счастья и благ. Из житейского опыта известно, что дети никогда сразу не понимают родительской любви, зачастую сопряженную с запретами, порой наказаниями, справедливо следующими за проступками для исправления, вразумления. Лишь достигнув преклонного возраста, дети начинают понимать суть родительской любви.

Напомню, чем отличается раб, наемник и сын: раб работает из-за страха наказания, наемник – за плату и в надежде получить награду, сын – служит только по любви. Писание прямо называет нас не рабами, но сынами Бога и его наследниками: «А если [мы] дети, то и наследники, наследники Божии» (Рим. 8:17)…Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии».

Вопрос в том, что тогда является наследством(имением)? Что можно наследовать у Бога? – Духовные дарования, творческие способности, добродетели и таланты: Любовь, счастье, доброту, искренность, разум, способность созидать. Служа доброте, любви и справедливости, дети сами получают те же качества, тем самым обретая подлинное счастье: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин.15:10-11).

 

Известно, что старшие дети всегда более покладистые, послушные, степенные. В данном случае старший сын – не покидавший дом Отца. Младшие же дети обычно вырастают более избалованными, независимыми, с живым характером, им присущ смелый бунтарский дух. Как правило они взрослеют позже, чем предыдущие дети, но и их жизнь обыкновенно бывает насыщеннее. Потому здесь под «юнейшим» нужно понимать незрелого духовным возрастом человека, еще не вполне сознающего счастье пребывать рядом с любящим Отцом, который хочет удалиться без нужды, чтобы жить по своей воле.

Каковы могут быть причины удаления? Чаще всего люди слабеют в вере и отпадают от Бога в следующих случаях:

 

1) Люди не всегда могут перенести испытания, жизненные стеснения и искушения, возлагая вину не на себя и свои поступки, но на Бога, который не защитил их. Они не вполне понимают, что обладают собственной свободой воли, которую Бог никогда не нарушит и именно наша свободная воля и является причиной невзгод, что мы редко осознаем, стараясь обвинить других, а не себя. Возникающие трудности, напротив, должны способствовать нашему духовному росту, умению сознавать и исправлять ошибки, и в дальнейшем исправлять себя. Процесс этот трудоемок и длится всю жизнь, духовная жизнь не может стоять на месте. В противном случае человек начинает деградировать в духовном, нравственном плане.

Всегда важно помнить: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:12-17).

 

2) Пока человек молод, не крепок родители помогают ему ходить, кормят его, одевают, заботятся. По мере взросления и возрастания человека, родители стараются воспитать в нем ответственность и самостоятельность, позволяя ему самому учиться расти, развиваться, справляться с трудностями, прилагать собственные усилия для роста. Так и Бог сначала покрывает и сохраняет человека, незримо поддерживает и ведет его, но, по мере взросления человека, потихоньку предоставляет ему самому понуждать себя на те или иные действия, требующие приложения силы воли, собственных усилий, отказываться от самолюбия для возрастания в любви. В детях изначально нет злобы, зависти, самолюбия, гордости, ребенку хочется, чтобы все вокруг радовались, чтобы всем было хорошо. Но мир навязывает свои ценности: циничность, лицемерие, похоть, лозунг «бери от жизни все», под всем предполагая культуру потребления. Если не воспитывать ребенка в любви, не закладывать в него вечные ценности, не учить взращивать их, то можно заметить, как со временем чистое, доброе, светлое, открытое детское лицо теряет первоначальную благодать, приобретает нечто хищническое, ироничное, самодовольное; в первую очередь это видно по глазам, по взгляду.

Люди привыкают, что Бог только «дает», причем обязан давать, что бы ни случилось и вырабатывают в себе потребительское отношение, ища от Отца только того, что им хочется, а не того, что им действительно на пользу. Не прилагая собственных усилий, не получая просимого, не понимая, что просимое пойдет им не на пользу, люди начинают сомневаться в благости, доброте и милосердии Бога, обижаться на Него. В такие моменты люди чувствуют себя «покинутыми», забывая, что Бог всегда рядом, смотрит на собственные усилия человека и не дает испытания выше наших сил. Вместо того, чтобы проявить решимость, терпение, мужество, переждать и обратиться к Богу за помощью, люди сдаются, поддавшись малодушию, обиде и ищут себе помощи во внешнем. Многие видят в Боге только вспомогательное средство в этой земной жизни, забывая о вечности, не задумываясь, что земная жизнь – подготавливающий этап к жизни вечной. Опять же, они не понимают, что духовная жизнь – это процесс, требующий действий от себя, а не подачки «свыше» по их требованию. Этот процесс и является определяющим в будущей жизни человека.

 

3) Человек пытается найти любовь и счастье «на стороне», не осознав и не почувствовав, не прикоснувшись в полной мере к подлинному их источнику. Причиной может быть малый жизненный и духовный опыт, попытки найти нечто лучшее и большее. Зачастую излишняя самонадеянность, самоуверенность, желание найти «свой особый путь» (гордость проще говоря) является причиной совершения целой череды ошибок, грехов, которые мало-помалу накапливаясь, выстраивают стену между Богом и человеком. Человек, полагаясь только на себя, сам устраняет место Бога в своей жизни, объясняя все или случайностями, или стечениями обстоятельств, тем самым не желая видеть Его присутствие в своей жизни. Каждый совершенный смертный грех, делает Бога «неудобным» для человека: если первое время совесть его обличает, старается обратить, то со временем замолкает, затихает и практически умирает. Человек укореняется в греховности, принимая ее за часть своей личности и, не имея сил и желания обратиться, постепенно разлагается, уже не видит и не помнит себя в первоначальном добродетельном состоянии, отвергает его как заблуждение.

 

4) Достаточно распространенным случаем является духовное невежество, искаженные и неправильные представления о Боге, перепутанные с различного рода суевериями, мистицизмом, НЛО, философскими учениями, язычеством. Человек просто не знает Кто такой Бог, зачем Он нужен, зачем Ему нужен человек. Каков смысл жизни, в какую сторону должен развиваться человек? Зачастую таковые отрекаются от Бога, даже не попытавшись хоть немного разобраться в духовной жизни, этому часто способствует греховная жизнь и нежелание ее менять, псевдонаучные «опровергающие» статьи и фильмы, пробелы в воспитании и образовании, сложившиеся стереотипы, отрицательные примеры поведения верующих людей, окружение и социальная среда, зависимость от мнения друзей и популярных течений.

 

5) Человек может чувствовать себя «не в своей тарелке» - не принимать среды, сложившейся в той или иной общине верующих (приходе, организации, клубе). Нужно понимать, что каждый человек уникален, не обязательно подгонять себя под чьи-то рамки. Нужно уметь оставаться собой: не подавлять природных свойств личности, удалять то, что эту личность портит. Понятно, что молодому человеку будет довольно неуютно в обществе старушек, более спокойному – среди активистов. Не всякому понятны и приятны излишние елейности в виде непрестанных «спаси Господи», безудержных чтений акафистов по всякому поводу, постоянных молебнов и служб. Важно понимать, что мера понимания веры у всех различна – некоторые не могут воспринимать ее без обязательной внешней атрибутики (многие наши бабушки, например), для кого-то вера более понятна в отношениях с другими людьми, в поступках, честном отношении ко всякому делу. Главное понять, что Бог не делает из человека шаблон, но напротив помогает обрести себя – в своей сфере деятельности, месте, на котором он поставлен. Во многом вина здесь лежит на тех, кто представляет Церковь, насильно старающихся сделать «правильного» штампованного верующего, без учета интересов и особенностей характера человека, его жизненного опыта, профессии, социального происхождения.

 

Впавшим в состояние далекого удаления от Бога оправиться, очнуться помогают различные жизненные потрясения и тяжелые скорби, т.к. человек уже не имеет душевных сил трезво оценить себя и самовольно по любви обратиться на сторону добра ему чрезвычайно трудно. Особенно тяжело вернуться к вере, если она была формальной без любви, навязывалась насилием. Если в семье было согласие, мир и любовь – родители собственным примером являли образец счастливой жизни, то ребенок, поблуждав, набив шишек, непременно это вспомнит, и обратится от ошибок. Но если в семье железной рукой пытались создать «счастье», то вряд ли заблудшая душа захочет возвращаться к такому «счастью», не имея никаких хороших воспоминаний, ребенку не нужен «тот Бог», который причиняет страдания и боль, возможно не имея веры в Бога, он намного ближе к Нему, чем те «кто верит». И он имеет такое право, потому что Бог не такой, которому его научили.

 

«и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: