Ход подготовки к практическому занятию

Целью этого практического занятия является знакомство с наиболее авторитетными справочно-научными изданиями по проблемам мифологии (ознакомление с которыми предполагает их дальнейшее самостоятельное использование); репродуктивно-творческое повторение некоторых основополагающих моментов, связанных с усвоением лекционной темы «Миф и мифологическое сознание»; расширение представлений о более или менее знакомой древнегреческой и древнеримской мифологии знанием о мифологиях других народов мира (на основе представлений о типологии фольклорно-мифологических явлений) и самостоятельное применение полученных сведений в ходе анализа цепочек имен мифологических героев по функциям.

1. Для того, чтобы ответить на первый вопрос, нужно ознакомиться со статьей Е.М.Мелетинского, расположенной в конце «Мифологического словаря», или со статьей Е.М.Мелетинского и С.А.Токарева, расположенной в начале 1 тома энциклопедии «Мифы народов мира», где изложены основные принципы мифа и мифологического мировоззрения.

2. Чтобы ответить на второй вопрос, надо проявить творческий подход: необходимо обратить внимание на словарные статьи из энциклопедии «Мифы народов мира»: «Китайская мифология», «Индийская мифология», «Славянская мифология», «Потоп», «Космогонические мифы», «Солярные мифы», «Древо мировое» и найти там мифологические сюжеты, мотивы, образы разных народов, которые были бы похожи друг на друга.

3. Для ответа на третий вопрос нужно сопоставить всех названных в цепочке мифологических персонажей и обозначить объединяющую их функцию, используя такие понятия, как «культурный герой», «трикстер», «демиург» и т.д. Кроме этого, надо попытаться определить, какой из героев относиться к более ранней стадии мифотворчества, какой к более поздней, указать признаки этого. Может быть, в некоторых случаях студенты смогут увидеть более глубокие, нежели функции персонажей, аналогии.

 

Практическое занятие № 2 (4 часа)

Ритуально-мифологический генезис волшебной сказки.

1. Как В.Я.Пропп понимал связь мифа, обряда и сказки?

2. Определите источники сказочной завязки:

а) назвать варианты сказочных завязок;

б) определить как они соотносятся со структурой сказочного сюжета.

3. Источником каких сказочных сюжетов является обряд инициации?

а) как образ Бабы Яги связан с обрядом инициации (внешний вид, атрибуты, родство с персонажами);

б) каков генезис образа Бабы Яги и как проходила его трансформация;

в) место Бабы Яги в структуре сказочного сюжета;

г) как в сюжете о «Мертвой царевне» отразился обряд инициации?

4. Какова роль «волшебных даров» в образной системе сказки:

а) волшебные помощники и их функции;

б) волшебные предметы и их функции.

5. Рассказать о функциях персонажей волшебной сказки и о распределении функций по действующим лицам.

6. Генезис и поэтика пространственных представлений волшебной сказки:

а) два мира сказки – свое царство и тридесятое царство;

б) граница миров и способы ее преодоление как архаическое представление о мире и как композиционный элемент.

7. Как волшебная сказка отражает историческую действительность и состояние мифологического мышления времени ее создания?

ЛИТЕРАТУРА

Сказки: В 3 кн. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г.Круглова. М: Советская Россия, 1988. 544 с. [Библиотека русского фольклора; т.2].

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986 (и любое другое издание).

Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928 (оригинальное или репринтное издание). С. 35-101.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: