Научно-исследовательскаяработа является одной из форм профессионально-практической подготовки магистров в высшей школе.
Научно-исследовательская работа - это наиболее сложный и многоаспектный вид учебной работы магистров.
В ходе научно-исследовательской работы студенты магистратуры, специализирующиеся по магистерской программе «Живопись», знакомятся с общими принципами научно-исследовательской работы, исследовательскими методами в образовании. Студенты-практиканты приобретают опыт исследовательской деятельности, в процессе которой апробируют и реализуют свои научные идеи и замыслы, собирают научно-исследовательский материал, анализируют и обобщают результаты проведенного исследования, представляемые затем в виде отчета о научно-исследовательской практике.
На период практики магистры:
- принимают участие в работе, сотрудничают с педагогическим коллективом образовательного учреждения;
- включаются в научно-исследовательскую деятельность базовой кафедры с целью овладения культурой опытно - экспериментальной работы на практике.
Основными видами работ, выполняемых студентами в период практики, являются:
-теоретическая работа, направленная на обоснование, выбор теоретико-методологической основы планируемого исследования;
-практическая работа, связанная с организацией и проведением собственного исследования, сбора эмпирических данных;
-обобщение полученных результатов в виде научного отчета.
В ходе данной практики совершенствуются умения магистрантов разрабатывать систему экспериментальных занятий по живописи; приобретаются необходимые знания для методически грамотной разработки и проведению занятий.
Значительная часть времени отводится для самостоятельной работы, связанной с проектированием и моделированием структуры и содержания учебного процесса в конкретном учебном учреждении, анализом образовательных программ, с проведением исследования и обобщения его результатов по теме магистерской диссертации. Кроме того, уделяется время планированию занятий, работе с научной и учебно-методической литературой в целях подбора материалов к занятиям.
Вид практики – производственная.
Форма – дискретная.
Способ проведения практики – стационарная.
Научно-исследовательская работа проводится рассредоточено в сроки, определяемые учебным планом.
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ООП
3.1. Практика направлена на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль подготовки - Живопись:
а) общекультурных (ОК):ОК-1,ОК-3, ОК-4, ОК-5,
б) общепрофессиональных (ОПК): ОПК-2, ОПК-4
в) профессиональных(ПК): ПК-1, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-20
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по практике | ||
Код результата | Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам | ||
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | З(ОК-1) У(ОК-1) В(ОК-1) | Знать: суть процессов абстрактного мышления, анализа, синтеза в совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня; способы и методы саморазвития и самообразования. Уметь: творчески и критически мыслить, анализировать, синтезировать информацию при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере образования. Владеть: навыками самостоятельной, творческой работы, умением организовать свой труд; способностью к самоанализу и самоконтролю, к самообразованию и самосовершенствованию, к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности. |
ОК-3 | способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности | З(ОК-3) У(ОК-3) В(ОК-3) | Знать: методы генерирования новых идей при решении исследовательских и практических задач в сфере образования. Знать, как самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки Уметь использовать самостоятельное освоение новых методов исследования в области теории и методики преподавания живописи; Владеть: навыками решения исследовательских и практических задач в сфере образования и новых сферах профессиональной деятельности. |
ОК-4 | способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах | З(ОК-4) У(ОК-4) В(ОК-4) | Знать: суть процессов формирования ресурсно-информационных баз для осуществления практической деятельности в сфере образования. Уметь: самостоятельно использовать основные методы получения сведений об основных ресурсно-информационных базах, формирования ресурсно-информационных баз для осуществления практической деятельности в сфере образования. Уметь формировать фонды учебно-методической информации как ресурсно-информационные базы в области обучения живописи Владеть: способами получения сведений об основных ресурсно-информационных базах, формирования ресурсно-информационных баз для осуществления практической деятельности в сфере образования.и других профессиональных сферах. |
ОК-5 | способность самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности | З(ОК-5) У(ОК-5) В(ОК-5) | Знать: суть процессов самостоятельного приобретения и использования, в том числе с помощью информационных технологий, новых знаний и умений, непосредственно не связанных со сферой профессиональной деятельности Уметь самостоятельно находить, анализировать, систематизировать и обобщать различные виды информации в рамках магистерского исследования. Владеть: способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы); способами совершенствования профессиональных знаний и умений. |
ОПК-2 | готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач | З(ОПК-2) У(ОПК-2) В(ОПК-2) | Знать: - современные проблемы науки и образования; – тенденции развития российской и мировой педагогической науки и практики; – особенности российской системы образования. Знать современные проблемы в области теории и методики преподавания живописи, научные источники по разрабатываемой теме магистерской диссертации; Уметь: – использовать знания о современных достижениях науки и образования в профессиональной деятельности. Владеть: – навыками самостоятельной постановки задач научно-исследовательских работ; – навыками исследования для решения научно-исследовательских задач. |
ОПК-4 | способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру | З(ОПК-4) У(ОПК-4) В(ОПК-4) | Знать: – перспективы профессиональной карьеры, возможности дальнейшего образовательного маршрута; – основные тенденции и перспективы развития современного образования; Уметьсамостоятельно анализировать и систематизировать теоретический и практический материал в области методики преподавания живописи при решении задач научного исследования, в целях преобразования собственной педагогической деятельности Владеть: – навыками анализа, оценивания и прогнозирования педагогических явлений; – методиками выявления недостатка в знаниях; – навыками поиска информации; – навыками постановки цели и осуществления самообразования. |
ПК-1 | способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам | З(ПК-1) У(ПК-1) В(ПК-1) | Знать: – основные понятия, категории, современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных ступенях образования в образовательных учреждениях разного типа; – методы сбора, анализа и обработки исходной информации для организации и реализации образовательного процесса на различных ступенях образования в образовательных учреждениях разного типа; Уметь: – собрать исходные данные; – систематизировать информацию; – представить информацию в наглядном виде (в виде таблиц и графиков); – устанавливать достоверность информации; – оценивать качество образовательного процесса по различным образовательным программам; – разрабатывать образовательные программы. Владеть: – методами сбора, обработки и анализа данных; – навыками применения современных методик и технологий организации образовательной деятельности; – навыками диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам. |
ПК-5 | способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование | З(ПК-5) У(ПК-5) В(ПК-5) | Знать: – методы и приёмы научных исследований; – технологии обработки результатов научных исследований; Уметь самостоятельно подбирать оптимальные средства и методы для решения поставленных задач в научном исследовании. Владеть методами, организации и проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы в области обучения живописи - методикой самостоятельного проведения научных исследований; способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретации − методами анализа научных исследований |
ПК-6 | готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач | З(ПК-6) У(ПК-6) В(ПК-6) | Знать: – теорию творчества в педагогической деятельности; Уметь: – находить оригинальные способы решения в нестандартных педагогических ситуациях. Владеть: – современной методикой и современными образовательными технологиями; – методами и приёмами анализа педагогических явлений и процессов для решения исследовательских задач. Владеть высоким уровнем индивидуального креативного мышления, в процессе решения творческих и исследовательских задач в области теории и практики обучения живописи |
ПК-8 | готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов | З(ПК-8) У(ПК-8) В(ПК-8) | Знать: – основы и этапы педагогического проектирования; – принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса; – теорию и историю изобразительного искусства, живописи в объёме, необходимом для владения аппаратом методики преподавания ИЗО, живописи в образовательной деятельности; –структуру образовательной программы согласно ФГОС. Уметь: – осваивать ресурсы образовательных систем и проектировать их развитие; – проектировать образовательную среду, образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты; – применять знания педагогических дисциплин для организации воспитательно-образовательного процесса; – пользоваться учебно-методическим обеспечением; – адаптировать современные достижения в области изобразительного искусства к образовательному процессу. Уметь проектировать образовательную среду, и реализовывать образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты в области обучения живописиВладеть: – методикой педагогического проектирования; – навыками систематизации и отбора принципов применения учебного материала по изобразительному искусству, живописи в соответствии с образовательными программами применительно к специфике образовательной организации и индивидуальным потребностям обучающихся. |
ПК-9 | способность проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта | З(ПК-9) У(ПК-9) В(ПК-9) | Знать: основные методы, методики, технологии контроля качества образования, виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта; процедуру осуществления контроля. Знать возможности современных технологий оценивания качества образовательного процесса, разновидности контрольно-измерительных материалов Уметь: разрабатывать контрольно-измерительные материалы для выявления качества образования с учетом нормативно-правовых, ресурсных, методических требований; интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность, выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании. Уметь применять специфические формы и методы диагностики и оценивания качества обучения живописи Владеть: навыками проектирования форм и методов контроля качества образования, различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта. |
ПК-11 | готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность | З(ПК-11) У(ПК-11) В(ПК-11) | Знать: – основные методические модели, методики, технологии и приемы обучения, тенденции и направления развития образования в мире; – принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса. Уметь: – анализировать методические модели, методики, технологии и приёмы обучения, анализировать результаты их использования в образовательных учреждениях. Владеть: – различными методиками, технологиями и приёмами обучения изобразительному искусству, живописи; – способами использования различных методик, технологий обучения изобразительному искусству, живописи в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими особенностями обучаемых и уровнем их знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, живописи. Владеть способами реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения живописи на практике, а также анализа результатов их использования в различных типах учебных учреждений |
ПК-12 | готовность к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области | З(ПК-12) У(ПК-12) В(ПК-12) | Знать: - основные особенности ведущих школ и направлений педагогической и художественно-педагогической науки; - критерии обобщения и внедрения передового педагогического опыта; - результаты развития педагогической теории и опыта в трудах и деятельности известных отечественных и зарубежных художников-педагогов. Уметь: обобщать педагогический и творческий опыт; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи, творческих отчетов и других формах; систематизировать накопленный методический опыт и применять его в профессиональной деятельности. Уметь давать оценку научной и практической значимости результатов проводимых исследований в области обучения живописи Владеть: современными методами сбора, обработки и систематизации, обобщения педагогического и художественно-педагогического опыта; приемами внедрения и распространения передового педагогического и художественно-педагогического опыта; навыками обобщения и распространения передового методического и научно- педагогического опыта ведущих зарубежных и российских художников-педагогов. Владеть методикой исследования передового педагогического опыта в области методики преподавания живописи и внедрения наиболее эффективных находок в профессиональную практику |
ПК-20 | готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач | З(ПК-20) У(ПК-20) В(ПК-20) | Знать: - спектр культурно-просветительских задач в области изобразительного искусства, живописи, целью которых является социализация и индивидуализация личности, и пути их решения согласно государственной социальной политике Знать о возможностях и способах применения современных информационно-коммуникационных технологий и взаимодействия с СМИ для решения культурно-просветительских задач, связанных с процессом преподавания живописи Уметь: -использовать ИКТ и СМИ для взаимодействия с массовой аудиторией для решения культурно-просветительских задач в области искусства. Владеть: -навыками управления процессами изучения литературы и пропаганды духовно-нравственных и культурно-художественных ценностей посредством информационно-просветительской деятельности. |
3.2. В результате прохождения данной практики студент должен приобрести следующие практические навыки и умения:
- научиться ориентироваться в отборе научной информации;
-научиться ориентироваться в проблеме собственной исследовательской работе, ставить и решать принципиально новые вопросы, связанные с темой магистерской диссертации;
- овладеть методикой разработки теоретической и методической части выпускной квалификационной работы