При вращении якоря электродвигателя вмагнитном поле полюсов в обмотке якоря индуктируется э. д. е. Едв.. Согласно правилу правой руки, эта э. д. с. направлена против тока, притекающего в обмотку якоря из сети, и ее поэтому называют противо-э. д. с. (рис. 40).
Кроме противо-э. д. с, на сопротивлении цепи обмотки якоря при протеканиипо ней тока создаетсяпадение напряжения IяRя. Тогда уравнение э. д. с. Двигателя
Из этой формулы можно определить величину тока в якоре при работе электродвигателя:
А.
Рис. 40. Направление тока и противо-э.д.с.
В обмотке якоря двигателя
Сопротивление якоря мало. При пуске двигателя в ход, когда якорь неподвижен, противо-э.д.с. в якоре равна нулю. Поэтому ток в якоре в момент пуска достигает очень большой величины:
.
Для уменьшения пускового тока в цепь обмотки якоря включают специальный (пусковой) реостат (рис.41).
Сопротивление пускового реостата можно определить из выражения:
,
откуда
Ом.
Рис. 41. Включение пускового реостата