Проблема периодизации мировой культуры

Периодизация – это нанесенный на кальку чертеж истории, устанавливающий ее основные вехи, срезы. В истории культуры необходимо учитывать хронологическую приблизительность периодов, вынужденную условность выделяемых «веков».

Существуют разные подходы культурно-исторической периодизации:

Культурно-исторические периодизации по уровню развития материальной культуры (дикость, варварство, цивилизация)

Формационный подход (5 типов социально-экономических формаций: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический)

По способу кодирования информации и типу знаковой деятельности: (дописьменная эпоха: 40 тыс. лет до н.э. – конец 4 тыс. до н.э.; письменная эпоха: пиктография, идеография, слоговое и алфавитное письмо; экранная эпоха, формируемая сейчас, в основе которой подвижный видеоряд, легко трансформируемый текст-изображение)

 

Представим общую схему возникновения и развития культуры:

[4,6 млрд лет назад – формирование Земли как планеты]

40 тыс. лет назад – Поздний палеолит: появление Homo Sapiens и становление ранних форм культуры. Расообразование.

5 тыс. лет до н.э. – начало возникновения первых цивилизаций (Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Грекоримская Античность)

VIII-II века до н.э. – «Осевое время культуры»: оформление 2-х основных типов мировых цивилизаций: восточной, на основе культур Месопотамии, Египта, Индии, Китая и западной, на основе Греко-римской культуры. Духовный переворот: выработка основ рационального мышления. Формирование универсальных мировых религий. Установка на человеческую индивидуальность взамен прежнего родового сознания. «Открытие мира и глубин своего «Я». Появление человека современного типа.

Дальнейшее развитие западной культуры и цивилизации:

XI в. до н.э. - IVв. н.э. Античность

IVв. – XIVв. Средневековье

XIV-XVI вв. Возрождение или Ренессанс

XVII-нач.XX вв. Новое время XVIII век – Просвещение XIX век- “Золотой век культуры и искусства” Посл. треть XIX века- Европейский Декаданс

XX –нач. XXI в. Новейшее время культуры Модерн и авангард перв. Трети ХХ в. Постмодерн вт.пол. ХХ в.

В основе смены культурной стадии (фазы) – социокультурное преобразование: новое культурное состояние возникает в результате изменения прежнего. Существует 3 типа преобразований: реформа – прогрессивное изменение, не уничтожающее основ существующего культурного миропорядка; трансформация – ненасильственное, поэтапное изменение, порождающее новую социокультурную систему и революция – радикальное, насильственное ниспровержение традиционных культурных основ (ценностей и норм).

Вариантом фазовой, линеарной модели динамики культуры некоторые исследователи называют т.н. реверсивную модель развития (просветительская концепция Ж.Ж.Руссо), представляющая собой стрелу времени, обращенную в прошлое (инволюция, деградация культуры). Утопическое счастье здесь - в утраченном единстве с Природой и отказе от цивилизации.

В рамках фазово-линеарной модели оформляется и т.н. девиантная модель, в основе которой – образ сильно ветвящегося дерева, где ствол – генеральная линия развития, а ветви – отклонения от нее. Данный вариант пытается преодолеть одиозность линеарной модели, обосновывая качественное многообразие культур (отсюда – идея мультилинейности, т.е. специфичности каждой культуры, приспосабливающейся к характерным условиям своей природно-географической среды).

 

ЦИКЛИЧЕСКИЙ ТИП

Циклический тип означает изменение в рамках единого цикла. Цикличность означает внутреннюю логическую замкнутость и повторяемость: периодическое возвращение к исходной точке («Все возвращается на круги своя…»). Смысл истории – в постоянном повторении, воспроизведении общих законов. Это восприятие развития культуры, как правило – регрессивное, от хорошего к плохому, было свойственно древним народам и отражено в мифологии, ранней историографии (древнегреческая поэма «Дела и дни» Гесиода с ее движением от Золотого века к Железному; индийский эпос с идеей повторяющихся циклов – «юг»; мифология доколумбовой Америки ацтеков и майя). Развитие цикла завершается апокалипсисом (например, идея всемирных потопов) и новым рождением. Т.о., чем дальше от Золотого века – тем сильнее отклонение от исходной модели-архетипа. Конечный момент – полнейший упадок, деградация культуры, бунт самой природы против человека и возврат к исходной точке. Образуются бесконечные циклы развития.

В основе циклического мировосприятия в современной культурологии (теории «локальных цивилизаций» О.Шпенглера, А.Тойнби) часто лежит идея уподобления развития культуры - живому организму. Теории локальных цивилизаций – поздний вариант циклической модели развития. Отдельные цивилизации развиваются и последовательно, и параллельно, переживая стадии возникновения, расцвета и упадка, подобно многолетнему однократно цветущему растению. Мировой разум выражает себя через всю эту совокупность локальных культур.

Идея цикличности предполагает наличие этапов: весна, лето, осень, зима. Согласно Шпенглеру, европейский мир уже погрузился в глубокую «зиму», Россия и Китай переживают свою «весну». Согласно мнению ряда ученых, полный активный цикл для каждой цивилизации примерно 2000 лет (с 4 этапами по 500 лет). Первые 1000 лет – подготовительная фаза. Создание единой культурной среды; вторые 1000 лет – утверждение новой картины мира, новых технологий и пр. Самый яркий период в середине цикла: переход от первой фазы ко второй. Таковым был период европейского Возрождения. Сейчас такой переломный период наступил для России, где завершилась 1000 – летняя подготовительная работа. Это предваряет эпоху культурного (духовного) мирового лидерства, несмотря на сложный внешний и внутренний социально-экономический фон (но разве не в подобных драматических условиях начиналась эпоха европейского Возрождения?).

3. ИНВЕРСИОННЫЙ ТИП

Инверсионный тип предполагает идею некоторого «возврата» к уже пройденному, хотя и на новом историческом фундаменте. Подлинного возврата, конечно, быть не может (как сказал древнегреческий философ Гераклит: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»). Немецкий философ 19 века Г.Гегель определил этот мнимый возврат как закон «отрицания отрицания» в истории, образующий сложную спираль развития. Происходят своего рода исторические маятниковые качания от одного полюса культурных значений и смыслов к другому, особенно в нестабильных обществах, где еще не сложилось устойчивое внутреннее культурное ядро. Культура как бы «допереживает» невыработанный ранее до конца духовный потенциал из опыта прошлого для дальнейшего рывка в будущее. Так, эпоха Возрождения в европейской культуре – это определенный возврат к идеалам Античности; общественно-религиозное движение Реформации нач. 16 века – отчасти откат к идеалам Средневековья. В отечественной культуре это сопровождалось перепадами от бессловесной покорности к беспощадному бунту.

Инверсионная волна может охватывать разные периоды от нескольких лет до нескольких веков, разные времена и разные общества. Сильная инверсия рано или поздно вызывает возрождение или реставрацию прошлого: Реформация сменяется Контрреформацией, Средневековье – Возрождением (возрождением античных культурных традиций, синтезируемых с христианскими ценностями).

В искусстве инверсионные возвраты хорошо заметны в появлении разного рода ретро-стилей (с приставками нео-, псевдо-). Таковы, например: неоромантизм, псевдоготика.

В истории получили популярность волновые теории динамики (теории «длинных волн» Н.Кондратьева, Н.Яковлева и др.

В целом, развитие культуры не происходит по прямой, линейно, это сложный, противоречивый процесс, где свой живой пульс со скачками, замедлениями, откатами. Они выражаются в следующих понятиях:

культурный подъем – творчески свободное, качественное духовное преобразование, выражающееся в самых разных сферах культуры: философии, искусстве, науке и т.п.

культурный застой – длительное отсутствие качественных культурных изменений; культура становится «холодной»: воспроизводит, тиражирует уже установленное.

культурный упадок – культура примитивизируется и стандартизируется, ослабляется значимость высоких духовных сфер культуры в пользу низовых, рекреативно-физиологических потребностей.

культурный кризис – происходит драматический разрыв традиционных связей между важнейшими элементами и институтами культуры (обычно межвременье соседних культурных эпох) и духовная «перезагрузка».

Кроме того, культурология оперирует понятием «культурный взрыв», характеризуемый многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. Характерны неустойчивые процессы с возникновением равновероятностных возможностей перехода культуры в следующие состояния.

ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ:

v инновации – изобретение новых образов культуры, символов, норм, программ, направленных на изменение условий жизни, формирование новых типов мышления или восприятия мира;

v диффузия - стихийное распространение культурных традиций через непосредственные контакты культур, а также через каналы миграции, миссионерства, туризма и пр.;

v ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою культуру и усваивают культуру других этнических групп, с которой находятся в непосредственном контакте. Основным показателем выступает язык, с утратой которого погибает и ассимилированная культура;

v аккультурация - целенаправленное заимствование и освоение культурных ценностей и институтов одного общества другим;

v симбиоз - механическое соединение разнокультурных элементов, не приводящее к созданию новой культурной целостности;

v синтез - органическое соединение в новую целостность разных культурных элементов;

v конфликт – противоречие или столкновение элементов на базе различий, возникающих внутри культуры или между культурами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: